
- •«Сквозь строй эпох» Сценарий театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству д.Н. Аля.
- •Пролог.
- •Первый эпизод. « на нашем, ленинградском фронте».
- •Второй эпизод. «бесстрашный рыцарь науки».
- •Третий эпизод. «хорошо посидели».
- •Четвертый эпизод. «оружием лекций»
- •Пятый эпизод. «искусство — опаснее врага!»
- •Шестой эпизод. «он был в нашей жизни»
- •Список использованной литературы.
- •Справочная литература.
- •Периодическая литература.
Пятый эпизод. «искусство — опаснее врага!»
Авторы и исполнители: студенты группы 23142.
Преподаватели курса: профессор Березин А.И, старший преподаватель Моисеенко Ю.П., преподаватель Попов А.Н.
Студенты курса начинают выходить из зрительного зала и заполнять сцену, выстраиваясь по обеим сторонам экрана. Они исполняют песню под аккомпанемент гитары (на мелодию песни «Давным-давно...» из к\ф «Гусарская баллада», музыка - Т.Хренникова). На экран в этот момент проецируются фотографии обложек книг Даниила Натановича: «Сквозь строй эпох», «Секрет политшинели», «Салтыков и Щедрин», «Приказа умирать не было», «Диалог» и многих-многих других.
ПЕРВОКУРСНИКИ. Он был историком серьезным,
И каждый век был интересен для него:
Он жил бы при Иване Грозном
Скорей всего! Скорей всего! Скорей всего!
Антисоветский агитатор!
В ГУЛАГ попасть, наверно, было суждено!
Да только было то, ребята,
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!
С тех пор написано не мало,
А наш герой, как драматург, совсем неплох!
И вся страна его читала!
«Сквозь строй эпох», сквозь строй эпох, сквозь строй эпох…
Раскрыл «Секрет политшинели»
И разделил он Салтыкова-Щедрина.
Как хорошо мы посидели…
Почти до дна, почти до дна, почти до дна.
И пусть ошибки роковые
С тобою, друг мой, совершим еще не раз,
«Шаги истории России…»
Направят нас, направят нас, направят нас.
«За нами был наш гордый город»,
Да только «Не было приказа умирать».
И как бы ни был смел и молод,
Не смей стрелять, не смей стрелять, не смей стрелять!
«Прицел твой в прошлое направлен,
И если выстрелишь, то будущее мстит»,
И «Диалог» уже составлен,
Пусть говорит, пусть говорит, пусть говорит.
Наверно, представлять не надо «Что скажут завтра»
И «Опаснее врага».
Но с юных лет нам только правда
Так дорога, так дорога, так дорога.
Могли бы струны мучать дальше,
Но в этом месте обрывается строка...
Стоп, господа! Не надо фальши!
Песня прерывается. На экране страницы книг Д.Н.Аля «улетают» вдаль, как белые птицы.
ПЕРВОКУРСНИКИ. Его строка летит в века, летит в века!
Ведущий выходит на сцену, в это время студенты снова занимают места в зрительном зале.
ВЕДУЩИЙ. Мы с вами много говорили о Данииле Натановиче и, на мой взгляд, пришло время дать слово именно тем людям, для которых он был очень близким человеком – его коллегам по кафедре.
Шестой эпизод. «он был в нашей жизни»
На сцену из зрительного зала выходят преподаватели кафедры: словно друзья большой компанией пришли в гости и расположились так, как им удобно. Кто-то опирается на шкаф, кто-то стоит рядом с окном или рассматривает фотографии на письменном столе.
ВЕДУШИЙ (обращаясь к преподавателям). Коллеги, наверняка, у каждого из вас есть свои личные яркие воспоминания, связанные с Даниилом Натановичем. Прямо сейчас вы можете ими поделиться…
Преподаватели, подхватывая друг друга, делятся своими воспоминаниями.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ СОКОЛОВ. Даниил Натанович как-то попросил меня показать, как пользоваться его новым телефоном. Я долго объяснял ему, где и что нажимать, показал основные функции и научил ими пользоваться. В конце нашего «урока» Даниил Натанович сказал: «Ну вот – теперь вы можете гордиться собой: вы смогли чему-то научить Даниила Натановича Аля». И я горжусь.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПАВЛОВ. А у меня тоже есть история про телефон. Однажды у Даниила Натановича зазвонил телефон, он протянул его мне и спросил: «Что надо нажать, чтобы ответить?», я взял телефон и нажал что-то… и телефон выключился, экран погас. Даниил Натанович резюмировал: « Ну так и я бы смог».
МАРИНА НИКОЛАЕВНА ТЫТЮК (в руках держит мягкую игрушку – мишку). Этого замечательного мишку, сейчас ему уже 18 лет, Даниил Натанович подарил моей дочери на день рождения. А вообще, он всегда был очень внимательным другом: у нас в доме есть целая полка книг, подаренных Даниилом Натановичем. От детских книжек-малышек до серьезной исторической литературы.
ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ НИКИТИН. Даниил Натанович был действительно хорошим человеком. Есть выражение «хороший человек – не профессия». А вот Даниил Натанович любил говорить по-другому – «войну выиграл хороший человек», и даже написал статью с таким названием.
ВЕДУЩИЙ (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ШЕРЕМЕТОВ). Мне довелось быть коллегой Даниила Натановича всего один год – когда я только начал работать. И вот случайно на очередных кафедральных «посиделках» меня угораздило сесть рядом с Даниилом Натановичем. Он спросил меня о работе, всё ли получается, и как я готовлюсь к занятиям. Я понял, что сейчас может случиться провал, но Даниил Натанович спас меня от неловкой ситуации, спросив: «Мою-то книгу читали?». «Да, три раза, вот недавно перечитывал», – с облегчением ответил я. «Ну и хорошо», – сказал Даниил Натанович.
ИРИНА ИВАНОВНА ТЕЛЕЕВА. А еще Даниил Натанович был очень внимателен к женщинам. Делал комплименты и остроумные замечания. Например, при встрече он часто спрашивал у меня: «Ну, что хорошего, кроме внешнего вида?»
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОВСЯННИКОВ. Да из высказываний, шуток, замечаний и наблюдений Даниила Натановича можно составить целый сборник. Многие из них я записывал во время наших многочисленных встреч и «посиделок». Что-то слышал сам, что-то рассказывали коллеги. Надеюсь, мне удастся действительно напечатать полноценную книгу с изречениями Даниила Натановича Аля.
ВЕДУЩИЙ. Я также рад пригласить на сцену режиссера-документалиста Нину Олеговну Серебрякову - вместе с супргом Юрием Давыдовичем Марголисом, профессором истфака СПбГУ они были очень близкими друзьями Даниила Натановича.
Нина Олеговна рассказывает о том, как её муж - Юрий Давыдович Марголис и Даниил Натанович готовили капустник к юбилею истфака ЛГУ, о том, что он стал легендарным сразу же после появления, а в дальнейшем текст этого капустника был издан в книге Д.Н. Аля «Восстановление ума по черепу».
ВЕДУЩИЙ. Среди нас есть человек, который был в жизни Даниила Натановича самым близким другом... (на экране фотография розы из квартиры Д.Н. Аля). Вот эта роза – последний цветок, который он подарил Тамаре Александровне. Она стоит в вазе до сих пор, не потеряв ни одного лепестка. Как сказала нам сама Тамара Александровна: «Неизвестно, конечно, сколько она еще простоит. Видимо, знает, что нужно еще постоять - вот и стоит».
На сцену выходит Тамара Александровна Мельникова.
ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА. Я волнуюсь, я услышала много хороших, замечательных слов о Данииле Натановиче и от коллег по кафедре, и от студентов.
И главное — вдумчиво, внимательно, с добрым чувством тонкого юмора прочли и посмотрели текст и иллюстрации его последней книги воспоминаний «Сквозь строй эпох». Показали на экране живого Данила Натановича в стенах Университета, на улицах его любимого города. Фотографии его времен войны и зрелых лет — в том числе и на отдыхе (с машинкой, на которой он под сосной в Литве писал свою повесть о начале обороны Ленинграда), и в беге трусцой по дороге в город Пушкин, и в готовности броситься в реку Неман и переплыть его.
И везде «герой» фотокарточек спортивен, крепок, молод...
Видно — к вам в вуз он пришел далеко не юным; пришел отдавать свои знания и опыт работы в науке и литературе. И отдавал — искренне и серьезно. И это естественно: старший – молодому поколению. Но именно вы своей энергией, своим задором подпитывали в нем неистощимый дух молодости, оптимизма и жизнелюбия. За это я говорю всем вам сердечное спасибо.
Жизнь Даниила Натановича подверглась очень многим суровым испытаниям. Он их выдержал достойно. Где источники воспитания характера? Их немало! Семья. Родина. Её история! Русская и мировая литература! Наука!
Среди архивных материалов Даниила Натановича мне попался листок: на нем его рукой во времена пребывания в Каргопольлагере — в Ерцеве — переписаны строфы Киплинга – «Заповедь». Вглядываясь в них, видишь, что для себя извлекал Даниил Натанович (привожу отдельные строчки): «...Верь в себя...», «Когда вся жизнь разрушена и снова ты должен все создавать с основ...», «…умей принудить сердце, нервы, тело тебе служить...», «и воля говорит: «Иди!», «напомни смыслом каждое мгновенье!..»
Стихи — в условиях несправедливости, жестокой несвободы — сильнейшее оружие в борьбе за сохранение в человеке человека! Поэтому и собственные стихи Даниила Натановича, написанные в ГУЛАГе в 50-е годы, заняли свое место в огромном томе «Поэзия узников ГУЛАГа» (2005 год издания). В книге 310 авторов — 965 стихотворений и поэм! И все выражают несломленность! Противостояние духа! Утверждают человеческое в нечеловеческих условиях...
Тамаре Александровне дарят символический букет (из АЛЬстермерий) со словами благодарности за её любовь, преданность и стойкость. Тамара Александровна занимает место в зрительном зале.
ВЕДУЩИЙ: У меня есть еще одна история от Даниила Натановича, но прежде чем ее рассказать, я хотел бы попросить помочь мне с аккомпанементом.
Ирина Ивановна Телеева подходит к роялю и начинает негромко наигрывать мотив песни «Держитесь правой стороны» (слова – Д.Н. Аль). Приглушается свет на сцене. Ведущий не торопясь берет с полки книгу «Сквозь строй эпох». Открывает последнюю заложенную страницу и начинает читать.
ВЕДУЩИЙ. Был в то время объявлен экспериментальный туристический рейс в Арктику. Туда мы с женой и отправились в сентябре 1968 года на теплоходе «Вацлав Воровский».
Фоном начинают звучать радиопомехи. Луч света акцентирует приемник на стеллаже с книгами.
ВЕДУЩИЙ. Однажды я, по привычке, ночью, ловил на свою «спидолу» последние известия. Я крутили и крутил колесико приемника в надежде услышать какую-нибудь передачу на русском языке — хоть нашу, советскую, хоть «Би-Би-Си», хоть «Голос Америки». Но никакие волны туда, в район Полюса, не долетали. Я не знаю английского языка. Но вдруг я услышал на английском языке слова, которые совершенно ясно понял: «Вчера ночью в Москве скончался великий русский режиссер Николай Акимов».
Мелодия песни и радиопомехи резко прерываются.
ВЕДУЩИЙ. «Это не правда! Это ошибка! Этого не может быть!», - воскликнул я тогда. Я и сейчас так думаю. Он не может умереть. С нами его книги, его портреты, его замечательные афиши, эскизы костюмов и декораций... С нами живая память о нем.
Лучом света выделен только Ведущий. На экране медленно проявляется фотография Даниила Натановича Аля.
ВЕДУЩИЙ (закрыв книгу). С нами его книги, его пьесы, его ученики... С нами живая память о нем…
Свет с Ведущего уходит. Зритель видит только изображение Даниила Натановича на экране. После небольшой паузы свет включается в зале.
ИРИНА ИВАНОВНА ТЕЛЕЕВА. Раньше, на общекафедральных собраниях мы очень любили, когда Даниил Натанович пел песню, которую сочинил сам. Он начинал, а мы подпевали. Я думаю, будет правильно спеть её сегодня…
ВСЕ УЧАСТНИКИ ВЕЧЕРА ПАМЯТИ.
(текст песни напечатан в программке, которая есть у каждого зрителя)
Разных правил очень много
Соблюдать нам суждено,
Но всегда на всех дорогах
Свято помните одно:
Если вы - водитель бравый,
За рулем как бог сильны -
Все равно держитесь правой,
Только правой,
Строго правой стороны.
Если вас избрали в судьи -
Это значит, что народ
Человеческие судьбы в ваши руки отдает.
Соблюдать закон и право,
Безусловно, вы должны
И всегда держаться правой,
Только правой,
Строго правой стороны
Если вы большой ученый,
но настал такой момент:
Той же темой увлеченный
Возражает вам студент,
Не давите вашей славой -
В спорах лавры не важны.
Здесь держаться надо правой,
Только правой,
Строго правой стороны.
Если с девушкой любимой
Невзначай случится спор,
Погасить необходимо
Неприятный разговор.
Приласкать ее, голубку,
Успокоить вы должны.
Нужно сделать ей уступку
Для неправой,
Для неправой,
Для неправой стороны.
ВЕДУЩИЙ. Дорогие друзья, наш вечер окончен. Здесь, на письменном столе Даниила Натановича лежат его фотографии. Вы можете подойти и взять с собой любую на память.