Позиции профсоюзов в вопросах оплаты труда в промышленности
Материалы профсоюзных съездов периода нэпа, начиная с IV Всероссийского съезда профсоюзов 17–25 мая 1921 г. и кончая VIII Всесоюзным съездом профсоюзов — 10–24 декабря 1928 г., свидетельствуют о том, что основная работа профсоюзов была сосредоточена на работе их в области «тарифного вопроса» (IV Всероссийский съезд профсоюзов); «тарифно-экономической работы профсоюзов» (V и VI Всероссийские съезды профсоюзов); «экономической работы профсоюзов» (VII Всесоюзный съезд профсоюзов); и вновь «тарифно-экономической работы» (VIII Всесоюзный съезд профсоюзов).
Так, в принятой на IV Всероссийском съезде профсоюзов (май 1921 г.) резолюции говорилось, что тарифная политика в связи с изменением экономической политики Советской власти в основе должна быть направлена прежде всего на сохранение крупной промышленности и занятого в ней пролетариата. Это означало в то время прежде всего переход к натурализации заработной платы, вернее, к замене денежной формы обеспечения жизненных потребностей рабочих материально-вещественным государственным снабжением16. Причем смешанная форма заработной платы, т.е. и натуральная, и денежная, сохранялась. Новую задачу в области регулирования оплаты труда поставил этот съезд перед профсоюзными органами. Как отмечалось в резолюции, в целях большей согласованности с техническими возможностями должны быть пересмотрены действующие тарифные схемы и нормы выработки, число разрядов в тарифе должно быть доведено до минимума, но разница оплаты между отдельными разрядами должна быть увеличена»17. Что касается работы со специалистами, то созвучно с решениями партии в отношении «спецов», профсоюзный съезд считал, что привлечение и использование специалистов в деле восстановления хозяйственной жизни является одной из важнейших задач, обращал внимание на необходимость сохранения и улучшения положения специалистов, «являющихся обладателями огромного запаса знаний и технического опыта, способных подготовить и воспитать новое поколение технических сил»18.
V Всероссийский съезд профсоюзов (сентябрь 1922 г.) дал характеристику первого года введения новой экономической политики. В условиях нэпа был неизбежен переход от твердого государственного нормирования зарплаты к регулированию ее посредством коллективных договоров. А гарантией против падения заработной платы ниже установленного уровня должен был служить установленный государством минимум зарплаты19. Отмечая различия в экономическом положении отдельных отраслей промышленности, оплате труда, а также несоответствие размеров заработной платы удельному весу и роли отдельных групп промышленности в общей системе народного хозяйства, съезд ставил задачу перераспределения выделенных средств для основных отраслей государственной промышленности (тяжелая индустрия и транспорт). Ставя своей непосредственной задачей защиту материальных интересов рабочих, профсоюзы должны были неуклонно стремиться к поднятию общего уровня зарплаты, — говорилось в принятой на съезде резолюции. Однако увеличение размеров заработной платы до довоенного прожиточного уровня на данном этапе считалось невозможным в связи с трудным финансовым и экономическим положением страны.
Сложившаяся в то время экономическая обстановка требовала провести в области тарифной политики переход от смешанной (натуральной и денежной) формы оплаты труда к чисто денежной. При этом профсоюзы должны были обеспечить контроль за тем, чтобы этот переход не повлек за собой понижения реальной заработной платы. В целях восстановления и развития государственной промышленности внимание профсоюзных органов было сосредоточено на повышении производительности труда, широкого применения простой сдельной оплаты труда с соблюдением нормального рабочего дня и гарантии твердой нормы выработки.
Циркуляром ВЦСПС, СТО и ВСНХ всем профсоюзным и хозяйственным организациям было предложено установить деловые взаимоотношения между собой. При этом все профсоюзные организации должны были быть осведомлены о состоянии промышленности и торговли, им также предоставлялась возможность действительного влияния профсоюзов на работу хозорганов. Тем не менее следующая фраза данного циркуляра ставила все на свои места — «при полном соблюдении условий невмешательства союзов в административно-хозяйственную деятельность». Профсоюзы имели теперь возможность только принимать участие в заседаниях правлений трестов, в технических совещаниях предприятий, а также направлять своих представителей в создаваемые хозорганами комиссии по обследованию предприятия, учреждения или объединения.
Однако с развитием нэпа, когда промышленность была переведена на систему хозяйственного расчета, неизбежно встал вопрос о повышении производительности труда на предприятиях и изменении форм оплаты труда. Практически введение принципов хозрасчета требовало увеличения выработки предприятий, а это неуклонно влекло за собой и повышение производительности труда рабочих. Наиболее действенным в этом направлении в то время был путь роста материальной заинтересованности рабочих. Поэтому на фабриках наряду с общим ростом зарплаты наблюдалось увеличение денежной ее части и введение поощрительных форм оплаты (прямая сдельщина).
На VI Всесоюзном съезде профсоюзов, состоявшемся 11–18 ноября 1924 г., отмечалось, что политика заработной платы направлена на защиту материальных интересов труда в сочетании с заботой о развитии хозяйства. Констатировалось, что в данный момент достигнуто такое соотношение между зарплатой и производительностью труда, что дальнейшее повышение заработной платы возможно лишь при соответствующем подъеме производительности труда. Намечалось осуществить ряд мероприятий, направленных на рост производительности предприятий. К ним относились и полная загрузка предприятий, и расширение производства и сбыта, и улучшение технического оборудования, и максимальное поощрение рабочих и технического персонала за изобретения, установление правильного соотношения между производственными и подсобными рабочими, и т.д. Для подъема личной заинтересованности рабочих и служащих в интенсификации их труда предлагалось ввести полную загрузку рабочего дня; систему прямой неограниченной сдельной оплаты; установление твердых норм выработки; борьбу с прогулами и простоями, повышение качества изделий. Отмечались «еще имеющие место недостатки» в работе профсоюзов и хозорганов: выплата зарплаты суррогатами (боны, ордера и т.д.), несвоевременная выплата зарплаты; частые пересмотры норм выработки и сдельных расценок.
В резолюции съезда вновь констатировалось, что условия труда и заработной платы должны по-прежнему определяться коллективными договорами, причем подчеркивалась необходимость расширения практики дополнительных договоров. Для установления правильных соотношений в оплате разных категорий рабочих и служащих рекомендовалось ввести квалификационную систему на основе 17-ти разрядной тарифной сетки. Это могло привести к понижению заработной платы отдельных групп рабочих, но не должно было влиять на снижение общего среднего заработка рабочих данного предприятия20. Таким образом, в связи с изменением общего курса экономической политики изменилась и политика в области заработной платы. И снова встал вопрос о тарифном регулировании зарплаты.
Система коллективных договоров являлась в 1920-е гг. почти единственной формой регулирования условий труда и заработной платы. Это и было подчеркнуто в отчете ВЦСПС к VII Всесоюзному съезду профсоюзов (ноябрь 1926 г.) Если в целом по промышленности на 1 января 1926 г. коллективными договорами было охвачено 88% трудящихся, то в текстильной промышленности эта цифра достигала 99,5%21.
В резолюции, принятой в декабре 1926 г. на VII Всесоюзном съезде профсоюзов отмечалось, что первый этап хозяйственного развития СССР (период восстановления промышленности до довоенных пределов) в основном закончен, и страна переходит к решению новой грандиозной задачи — индустриализации. И этот этап в развитии народного хозяйства характеризуется стремлением к реорганизации всего производства в направлении «более правильного, рационального и экономичного» использования как всех средств производства, так и рабочей силы. В этой связи перед профсоюзами ставились задачи по систематическому участию в плановой работе хозяйственных органов, организации и руководству экономической работой в нижестоящих звеньях, особенно на предприятиях; усилению работы по подготовке и обучению широких масс рабочих делу управления социалистическим государством, выдвигая наиболее способных из них на хозяйственные посты. Являясь общественной организацией, профсоюзы должны были участвовать в определении и установлении наиболее благоприятных условий труда, в систематической работе по рационализации всех процессов и видов работы и проведении ряда мероприятий, способствующих улучшению производства. Это должно было усиливать связь профсоюзов со всей рабочей массой, одновременно привлекая к этой работе и инженерно-технические силы.
На VII съезде было принято важное решение. Съезд отказался от единой тарифной сетки и принял резолюцию о переходе к дифференцированным тарифным сеткам по отраслям промышленности. Эта резолюция сыграла большую роль в вопросах регулирования заработной платы. Создание максимально согласованных форм и систем оплаты труда, увязка их с характерными особенностями и условиями работ каждого производства, должна была привести к устранению разрывов в зарплате рабочих путем подтягивания низкооплачиваемых групп.
Через два года, в декабре 1928 г. состоялся VIII Всесоюзный съезд профсоюзов. В принятой им резолюции отмечалось, что центральной задачей регулирования зарплаты должно стать правильное распределение повышения зарплаты как между отраслями промышленности, так и по отдельным районам. Провозглашая принцип «равная зарплата за равный труд», в основу регулирования предлагалось положить следующие составляющие: рост производительности труда за счет рационализации производства и интенсификации труда; учет состава рабочей силы по квалификации; учет тяжести, вредности и опасности труда; значение данной отрасли в системе народного хозяйства и обеспечение ее рабочей силой; бытовые и экономические особенности района. Тем самым определялось соотношение в зарплате между отраслями промышленности и отдельными районами. Заметим, что учет этих факторов в процессе регулирования зарплаты в целом соответствует механизмам дифференциации оплаты труда в условиях рыночной системы.
Роль профсоюзов в определении политики и практики регулирования заработной платы не замыкалась рамками чисто профсоюзных решений. Часть важных постановлений в этой области принимались в результате совместных решений профсоюзных и хозяйственных органов (ВСНХ, СТО, НКТ). Это направление деятельности профсоюзных органов нашло отражение в следующем разделе.
