
Экспериментальная (Ann Horban) / Eksperimentalnaya_psihologiya_2013_09_18_edited
.doc
Экспериментальная психология 2013.09.18
Именно внутри теории факт обретает значение.
Ведутся споры, пригодны ли критерии демаркации для других дисциплин, кроме естественнонаучных. Естественные науки опираются на логику и опыт. Если рассматривается только логическое построение, непроверяемое на опыте – то это область философии или подобной науки. Принцип независимой проверяемости: опыт проверяется логикой, а логика – опытом.
Психология может считаться одной из древнейших наук. Каким бы философствованием нам не представлялись учения античных деятелей о душе, они часто оказываются приближенными к истине. Считается, что сама по себе психология существовала давно, а наукой стала недавно – после открытия лаборатории экспериментальной психологии Вундта в 1879 году. Почему же психология как естественнонаучная дисциплина появилась так поздно?
Фундаментальное затруднение: любая научноествественная дисциплина предполагает, что, чтобы установить закономерность, свойство надо измерить. Как измерить психическое? Теоретически возможно ли измерение в психологии? Ближайшие 3-4 лекции мы будем рассматривать проблемы измерения в психологии. Пока стоит этот вопрос, наука будет колебаться между двумя направлениями: экспериментальным и описательным. Многие из нас в итоге перейдут к описательным рассуждениям.
Первая трудность – фундаментальная. Душа в первую очередь – нечто ненаблюдаемое. Как она появляется, откуда, какие свойства несет?
Вторая трудность: ученые-естествоиспытатели могли экспериментировать с естественной природой, но не могли экспериментировать с «неестественной». Развитие психологии как науки сдерживало давление религии, поскольку душа считалась внетелесной. Если нет физиологического аппарата для души, то она становится иррациональной субстанцией.
С какими проблемами сталкивалась психология? Одна из первых, которая мешала произвести измерения – психофизиологическая (какие функции нервной системы порождают психическое?). Раньше проблема стояла острее: если душа – что-то данное и живущее в теле, то о проблеме психофизиологической говорить не приходилось: мы вообще не знали, как мозг связан с психикой.
Вы реагируете сразу, как происходит сигнал. Но процесс прохождения информации требует некоторого времени. Если бы восприятие происходило одновременно с событием, это было бы неестественно.
Вторая проблема – психофизическая. Какая реальность на нас воздействует? Физическая. Она воздействует на рецепторы, рецепторы посылают нервные импульсы, которые идут в мозг за счет калий-натриевого баланса, химических выбросов; в мозгу возникает тот же нервный импульс в ответ.
Что если посмотреть на ту же ситуацию с другой стороны? Что такое цвет? Это определенная длина волны света. У нас настроены рецепторы для восприятия этих длин волн. На нас воздействует физическая составляющая – длина волны. На рецепторе она превращается в химические процессы, нервный импульс, идет в мозг, в мозгу тот же нервный импульс – белки синтезируются, сохраняются… Ничто из этого не обладает свойством «красный». Но мы переживаем полученный сигнал как красный. Почему мы не выдаем никакой формулы длины волны? В чем краснота красного? Почему мы воспринимаем внешний мир не как то, что есть, а субъективно? Чем дана качественность восприятия? Как и в какой момент мир психический становится миром физическим? Где происходит момент, где мы миру физическому присваиваем психическое качество?
Если мир психический непонятно каким образом зависит – а может, и не зависит – от мира физического, то мир психический не может изучаться физическими законами, а раз так, о какой естественной науке идет речь?
Третья проблема – проблема происхождения и развития психических функций. Особенность мира, которая мешала становлению психологии как науки: пока мы не понимаем процесса развития и изменения души, мы не можем описать это как естественный процесс. Нам дается психическая сущность, но нельзя понять, как она развивается. Нельзя понять, какие качества развились, и сопоставить процессы развития у животных, например, сходные процессы развития у приматов и у человека. Невозможно найти промежуточное звено.
Именно язык, возможность коммуникации продвинула развитие человека вперед. Принципиальное, что отличает человека от животных – речь. Именно речь – вершина психического, то, чем наделена наша душа. Ранее дети, которые рождались больными и речью не обладали, приравнивались к животным.
Что послужило предпосылкой перехода к изучению психологии как науки? Теория эволюции. Дарвин «Выражение эмоций у животных и человека». Эмоции рассматриваются как атавизм, доставшийся от животных. Улыбка – это не всегда приятное расположение. У животных оскал – агрессивная реакция.
Термин «психология» был введен в 1590 году философом Гоклениусом.
Рудольф Гоклениус (1 марта 1547, Корбах, Вальдек, Священная Римская империя — 8 июня 1628, Марбург, Гессен-Кассель, Священная Римская империя) — представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Филиппа Меланхтона.
Христиан Вольф (1679-1754) начал применять определение «психология» в применении к психической жизни. Вольф издает две книги: «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология». Есть психология, которая опытному наблюдению доступна – эмпирическая, а есть рациональная, задающаяся вопросом, возможно ли закономерности природы души, не поддающиеся опытному наблюдению, описывать с философских положений.
Все время психология держалась между эмпирическим подходом и подходом Декарта (рациональным) о том, что чувственный опыт может нас обмануть, и единственное, в чем мы можем быть уверены – в том, что мы испытываем сомнения.
Автор первого представления о рефлекторной дуге – Рене Декарт (1596-1650). Душа, согласно ему, жила в шишковидной железе.
Весь расцвет науки происходит в Германии. Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) отстаивал, что математика к психологии неприменима, но именно благодаря ему мы смогли обосновать обратное. Он пытался сказать, что не все ощущения доступны, так как же понять, какие мы чувствуем, а какие нет? Он вводит понятие «порог сознания». Некоторые идеи нами осознаваемые, другие – нет. Гербарт вводит понятия «сила идеи» и «противоречие». Если находится идея, противоречащая той, что уже есть в сознании, она не попадает за порог сознания, потому что две противоречащие идеи в одном сознании удержаться не могут. Если же внешняя идея сильнее, то она может прорваться через порог и вытеснить предыдущую. Концепция умозрительная, но полезная для дальнейшего развития мысли в этом направлении.
Середина 18 века – в физиологии интенсивно начинают применяться экспериментальные методы. Например, искусственное раздражение живого органа и наблюдение за тем, какая реакция последует.
В середине 19 века шотландский врач Маршал Холл (1790-1837) и профессор естествознания Пьер Флоранс (1794-1867) начинают применять при исследовании функций мозга метод удаления: удаление части мозга и слежение за изменениями поведения. Это было прорывом в сознании, ведь для того, чтоб начать пользоваться методом удаления, нужно понять, что мозг связан с психическим функционированием. И наконец в 1861 году французский врач Поль Брока (1824-1880) предлагает клинический метод, суть которого заключается в том, что если была возможность наблюдать человека с некоторым нарушением при его жизни, то после смерти нужно вскрыть его мозг и найти зону повреждения. Тогда мы сможем сопоставить повреждение с нарушением. Полю Брока повезло: вскрывая труп умершего немого человека, он видит яркое повреждение в левом полушарии, которое называет зоной речи. Такая уникальная, казалось бы, человеческая способность, как речь, находит свое воплощение в зоне мозга. Психика все больше и больше заземляется на естественную сущность.
В 1870 году два великих естествоиспытателя – Густав Фритш и Эдуард Хитциг – впервые применяют на кроликах и собаках метод электростимуляции коры головного мозга. Накапливающиеся огромное количество материала начало отвоевывать у физиологии место для психологии. Фантастическая рефлекторная дуга Декарта получает свое подтверждение. Единственная проблема – неизвестно, как и с какой скоростью передается сигнал.
Чарльз Белл (1774-1842), Йиржи Прохазка (1749 – 1820) и Франсуа Мажанди (1783-1855) пытались объяснить механизм связи нервов через рефлекторную дугу и открывают сенсорные и моторные пути, а также показывают, что они независимы. Это открытие доказывало зависимость поведения человека от факторов внешней среды. Главным в этом был мозг. Пока не были свершены эти открытия в области физиологии, психология развиваться не могла.
Когда эти важные открытия начали свершаться, ученые решили, что психологию можно объяснить через физиологию. Есть тенденция объяснить все работой мозга, наплевав на психофизическую проблему. Это называется физиологической редукцией: когда мы не можем найти объяснение собственной науке, ищем его в чужой.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) – выдающийся исследователь, физиолог, цель которого была объяснение поведения через рефлексы. Своим аспирантам Павлов запрещал произносить слово «психология», считая, что вся жизнь может быть объяснена через физиологию.
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) процесс «воля» объяснял процессами отражения в коре головного мозга.
С одной стороны психология как бы становилась наукой, а с другой – была иллюзия, что если мы поймем, как работает мозг, мы поймем, как работает психика. Это связанные вещи, но не одно и то же.
Уже в середине 19 века все ученые считали достаточно банальным тот факт, что психические явления объясняются физиологическими законами.
Академик Рудольф Вирхов (1821-1902), известный тем, что открыл клеточное строение организма, выразил дилемму психологии: «Я анатомировал уже тысячи мозгов, но ни в одном из них не встретил душу».
Николай Петрович Дубинин (1906-1998) высказался так: «Даже получив важнейшие данные по нейрофизиологии, мы не поймем, что значит мысль».
Транскриниальный томограф. Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – это новый метод диагностики и лечения заболеваний нервной системы, позволяющий внешне стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов.
Мозг умеет не только говорить, но и молчать. Активность обеспечивается не только тем, что что-то работает, но и тем, что что-то «молчит».
В осмысленный теоретический конструкт рефлекторную дугу привело измерение нервного импульса Германом Гельмгольцом (1821-1894). Герман Гельмгольц – известный физик, физиолог, который отказывал психологии в праве на существование, но совершил ряд фундаментальных открытий, например, создал теорию бессознательных умозаключений.
Константность восприятия – способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений), когда образ поддерживается постоянным (например, мы видим со стороны все то же круглое блюдце, а не овальную его проекцию).
В это время некоторым образом психология получает свой статус как науки.
Эрнст Вебер (1795-1878) – первый, кто задел психофизическую проблему. Он изучал анатомию, физиологию, особенно интересовался физиологией чувств. Он попытался перенести в психологию методы экспериментальной физиологии. Эрнст Вебер хотел понять, что такое ощущения, что это за граница перехода до воздействия в воздействие. Он создал специальный прибор, который изучал тактильные ощущения (напоминающий циркуль). Если две точки достаточно удалены друг от друга, то прикосновения будут восприняты как два разных, если приближены – как одно. С помощью этого можно изучить тактильный порог, который неодинаков по телу. Наиболее чувствительной является стопа, наименее – спина. Эрнст Вебер подходит к вопросу, где граница между миром физическим и психическим. Он говорит о том, что существует момент начала физиологической реакции и момент начала психологической реакции. Есть теоретики, которые до сих пор придерживаются концепции Эрнста Вебера. Эрнст Вебер пытался использовать математические методы измерения момента, где физическое воздействие переходит в ощущение. Эрнст Вебер разработал закон, что едва заметное различие является константой.
Пример. Если в одной руке испытуемая держит вес 40 грамм, а во второй 41 грамм, она может определить, где тяжелее. Это значит, что 1 грамм – значимое количество. Если в одной руке 80 грамм, то во второй должно быть 82 грамма, чтоб испытуемая могла так же заметить разницу. Физическая реальность и психическая – не одно и то же.
Густав Теодор Фехнер (1801-1887) – исследователь весьма широкого кругозора, который занимался восприятием эстетических впечатлений: что такое субъективно красота, переживается ли золотое сечение нами более гармонично, чем другое. До сих пор существует спор, кого считать основателем экспериментальной психологии: Вундта или Фехнера, который опубликовал труд «Основы психофизики». Фехнер закладывает в основы психологии физику, математические измерения, выводит первый закон – основной психофизический закон. Но именно Вундт считается основателем в силу того, что открыл лабораторию, поскольку в ней можно учиться, ставить опыты, она распространяет убеждения. А Густав Теодор Фехнер считается тем, кто заложил основы психологии.
Фехнер задумывается над тем, как происходит изменение физической реальности в психическую. Он, пользуясь открытиями Вебера, выводит основной психофизический закон: величина ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.
Если я воздействую на вас определенным звуком, а затем усиливаю его в два раза, ваше ощущение не усиливается в два раза, потому что зависимость реакции от стимула не прямая. Три классические методы изучения порога чувствительности – методы, которыми мы пользуемся до сих пор. Существует разный коэффициент угла наклона для разных ощущений.
Наличие такой зависимости позволяет Фехнеру сказать, что физическая реальность – не та самая реальность, что психическая. Если бы это была та самая реальность, мы наблюдали бы прямую зависимость ощущений от раздражителя. Увеличение раздражения в два раза – в два раза более интенсивный сигнал – не означает, что будет получено в два раза более интенсивное впечатление. Величина прироста ощущения всегда является величиной постоянной.
Представьте: идете в поход, тащите рюкзак 10 кг. Остановились на привал, ваш добрый друг положил 0,5 кг кирпича вам в рюкзак. Вы тащите в гору 10,5 кг. На следующем привале – еще кирпичик. 11 кг. Сколько можно дотащить и когда заметите?
Следующая лекция начнется с подхода к проблеме измерения в лаборатории Вундта.
Психология врывается в мировое сообщество экспериментальных наук. Человек – автомат, механизм которого неизвестен. Ученые начали исследовать психологию, не до конца сформировав ее парадигму.
Ann Horban