
евсевьев / Скульптура последней трети 19 в (Антокольский, Бок, Чижов, Лансере, Обер)
.docСкульптура последней трети 19 в
Скульптура слабая-теперь другой способ формотворчества, целая эпоха.
Развитие русской скульптуры тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве. - утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры. - монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. - установка монументов личностям имеющим большое общественное значение - деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям. - в станковой скульптуре - подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки. - 1851 г. - упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени "по части ваяния фигур и орнаментов". - рождение скульптуры реалистического плана.
*Микешин. Памятник тысячелетию России. Характерна большая собранность, фон
*Опекушин А.М. Памятник Пушкину. Установил напротив Страстного монастыря (сейчас бы стоял лицом к кинотеатру)
Марк Матвеевич Антокольский
1843- 1902
Ранние годы
Pодители относились резко негативно к увлечению сына. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова — известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).
С 1862 года он - вольнослушатель Петербургской Академии художеств. В Петербурге художник сближается с передовыми представителями русской культуры: И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма).
Зрелые годы
В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.
В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».
Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.
Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.
Под редакцией В. В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (Санкт-Петербург — Москва, 1905).
Внучатый племянник М. М. Антокольского — известный поэт Павел Антокольский.
Ранние работы(1860-е): Еврей-портной, высокие скульптуры в дереве, а также темы русской истории;1870е: Иван Грозный, проработанный силуэт, особая специфик ваяния. Петр 1; поиск нравственного гуманитарного идеала (итальянские работы 70х годов). Портреты, надгробные памятники
Александр Романович фон Бок
(1829—1895) — скульптор.Ученик Клодта. Окончил курс в Имп. академии худ. с большой золотой медалью, присужденною ему за барельеф "Распятие". В 1864 г. Академия, за исполненные им в Риме статуи "Психея" и "Амур, отпускающий на свободу пойманного им мотылька", признала его профессором, а в следующем году избрала в преподаватели скульптурного отделения. Главные его произведения — монумент кн. Паскевича-Эриванского в Варшаве, памятник М. И. Глинки в Смоленске, группа "Минерва, окруженная мальчиками-гениями искусств" (украшавшая собою купол здания Академии), горельеф "Суд Соломона" (на фасаде здания СПб. судебных учреждений) и статуи "Психея" (в Музее имп. Александра III), "Амур в капкане" (там же), "Фавн", "Амфитрита" и "Венера с Амуром на плече". Поздний классицизм.
Статуи Б. — "Амур" (1862) и "Психея" (1864, обе в Русском музее) принадлежат к лучшим русским скульптурам 60-х годов.
Матвей Афанасьевич Чижов
1838-1916
учился в московской немецкой школе Святого Михаила, посещал Строгановское училище технического рисования и, помимо того, упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища, Бровского. Последний рекомендовал его профессору Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения.
Таким образом, Чижову удалось начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро выказал успехи. В 1858 году, за вылепленный им горельеф «Борцы», академия присудила ему малую серебряную медаль, а через год после того, за другой горельеф, «Истязание Спасителя», наградила его большой серебряной медалью.
Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя. Чижов, по рисункам и эскизам своего наставника, изготовил для этого собора колоссальный горельеф «Сошествие Христа в ад», и кроме того, для двух других московских церквей, горельефы «Успение Богородицы» и «Св. Николай Чудотворец».
Приглашённый вскоре за тем Михаилом Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России, воздвигнутого в Новгороде (в этом монументе Чижовым исполнены горельефы «Герои» и «Просветители» и треть горельефа «Государственные люди»), Чижов перебрался в Санкт-Петербург, где в 1863 году поступил в ученики Академии художеств. Здесь он в 1860—1867 годах учился у Н. С. Пименова и П. К. Клодта.
В академии Чижов не замедлил получить последовательно две серебряные медали, малую и большую, за лепку с натуры, и малую золотую медаль (1865) за «Киевлянина, пробирающегося с уздечкой в руках через стан печенегов» (бронзовый экземпляр — в Музее императора Александра III в Петербурге) — статую, которая, помимо этой награды, доставила молодому художнику золотую медаль, учреждённую госпожой Каменской для отличившихся в экспрессии.
Занятия в скульптурном классе академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, между прочим, изготовить по его рисунку вспомогательную модель петербургского памятника императрице Екатерине II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру государыни. Окончив академический курс в 1867 году со званием классного художника 1-ой степени и с большой золотой медалью, полученной за вылепленный по заданной программе горельеф «Христос воскрешает сына Наинской вдовы» (находится в академии и в музее императора Александра III), талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера академии, посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провёл шесть лет в беспрерывном труде.
Из многочисленных работ, исполненных им в это время, наиболее замечательны:
мраморные группы «Игра в жмурки» (в музее императора Александра III),
«Первая любовь» (у графа Г. Г. Строганова),
«Крестьянин в беде» (в Московском публичном музее)
грациозная фигура девочки, перебирающейся по бревнышку через ручей («Резвушка»), распространённая во многих экземплярах (один из них, бронзовый — в императорском дворце, в Ливадии).
Е.А.Лансере
Специального художественного образования Евгений Лансере не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника первой степени.
Лансере был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея. Созадетль конных скульптур, продолжатель композиций Клодта.
*Скачки
*Чумак на возу. Модель 1870 г., отливка фабрики художественной бронзы Ф. Ю. Шопена, 1870-е — нач. 1880-х гг.
*Черкес и женщина на лошади Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева.
А.Л.Обер
Скульптор-анималист. Первым творческим успехом Обера стала выполненная почти в величину натуры композиция «Лев, пожирающий газель», показанная в 1872 году на выставке Академии художеств. Скульптор был награжден поощрительной серебряной медалью, а его работа приобретена академическим музеем. Произведение знаменательно для развития анималистического жанра в России. Несмотря на выдающихся предшественников, Обер сумел сразу заявить о себе как самобытный мастер, который принес в русскую анималистическую пластику новые сюжеты, образы, особый подход к ним. До сих пор скульпторы, за исключением Лансере, создавали своего рода портреты «позирующих» животных. Обер, напротив, стремился показать их в жизненных ситуациях – в погоне, схватке, в упоении своей добычей. Его группы захватывающе эмоциональны и точны. Именно этим и поразил зрителей «Лев, пожирающий газель». При всей правдивости сюжет не отталкивал натурализмом.
А.
Обер. Борзая с лисицей. Бронза.
1881. Высота 51.
Интересно сравнить рисунки Обера и его законченные композиции в материале. Например, почти полностью повторенная в скульптуре «Борзая с лисицей», на рисунке изображена в лесу, среди живой природы, и эта реальность видения придавала особую жизненность его скульптурным произведениям.
А. Обер. Лев, пожирающий газель. Гипс. 1872. Высота 72.