
архитектура / 27 Архитектура классицизма XVIII века во Франции. Леду и Булле
.docx27 Архитектура классицизма XVIII века во Франции. Леду и Булле.
Преемственность традиции в классицизме XVIII в. - интерес французского общества к античности, (преклонение перед Разумом и Природой). Одинаково используют классику как античных Греции и Рима, так и Ренессанса. В теории архитектуры возникает учение, согласно которому все архитектурные формы должны быть обусловлены функционально.
Идея возврата к природе сказалась в садово-парковом искусстве и искусстве интерьера. Французские строго регулярные парки XVII в. – «искусственные». Английские парки со свободной планировкой (нач XVII в.) - широкое развитие в конце XVIII в. Для 2-й половины XVIII в. чрезвычайно характерны теоретические споры, вызванные реакцией против стиля рококо, которая получила широкий отклик у писателей, философов (Гюго, Вольтера) и теоретиков архитектуры, остро высмеивавших декоративные причуды рококо.
Теория Ложье -основана на принципе разума;колонна, созданная, чтобы быть опорой для балки, и превращенная мастерами барокко в декоративную, должна быть возвращена к своей первоначальной логической функции. Также фронтон должен быть реальной опорой кровли, а не декорацией.
В поле зрения теоретической мысли архитектуры теперь оказывается готика, ставшая предметом пристального изучения (Блондель, Ламбер, Ложье. Патт, Суффло, Виньи, Лсруа, Перроне и др.). Однако эта «варварская» архитектура привлекает и вызывает восхищение теоретиков и практиков классицизма только своей конструктивной стороной.
В 1724—1726 гг. -попытки остановить расширение Парижа, не увенчались успехом.
Правительство пытается ввести стихийное градостроительство в плановое русло. Приказ 1783 г. устанавливает пропорции между высотой здания и шириной улицы. Вводится нумерация домов, освещение улиц масляными лампами, делаются тротуары из досок. В 1786 г. приступают к сносу домов на мостах. Запрещается захоронение внутри города, и Академия объявляет конкурс на создание кладбища.
По-прежнему не решена проблема воды, которую доставляют из Сены 20 тыс. водоносов. В 1762 г вода рек Иветты и Беврон была подведена к ряду парижских фонтанов, а в 1777 г. были построены первые водокачки, от которых шли водопроводы по различным улицам Парижа.
В 1784 г. было принято решение о перестройке таможенных застав. Их создание было поручено Леду.
Клод Никола Леду (1756. Дорман на Марне. - 1806). Крупный архитектор-классик. основоположник романтического направления, теоретик и историк архитектуры. В Париже строил: ламбри для кафе Милитер (1762). Особняки: Д'Айви, Монморенси, Юзе. Гимар, Сен-Жермен. В Безансоне - театр; в Люве- сьене — павильон Барри: в Версале - Малый Трианон, храм Любви, город Шо; парижские заставы:
Строительство началось с 1784 г. Четыре заставы существуют и поныне: почти неизмененная застава Дю-Трон (или Венсентская) на площади Наций, застава Д'Анфер, на пути в Орлеан маленькая ротонда в парке Монсо и наиболее значительная из них застава Сен- Мартен или Де-Ля-Вийет. Представляет интерес застава Фонтенбло. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятник Всемирного наследия). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер, — дом садовника в виде правильной сферы.
Этьен-Луи Булле (1728— 1799)
Родился в Париже. Учился у Жака-Франсуа Блонделя, Жермена Бофре и Жана-Лорана Леже. Под их началом изучил классическую архитектуру Франции XVII—XVIII веков в ее популярном понимании и неоклассицизм, получивший развитие во второй половине столетия. Он был избран в Королевскую академию архитектуры в 1762 году и стал главным архитектором при Фридрихе II, (по преимуществу почетное звание). Он спроектировал некоторое количество частных домов с 1762 по 1778 годы; большая часть из них до настоящего времени не сохранилась. Среди сохранившихся работ необходимо отметить Hôtel Alexandre и Hôtel de Brunoy, оба в Париже. Вместе с Клодом-Николя Леду он был одной из наиболее влиятельных фигур французской неклассической архитектуры.
Геометрический стиль. Наиболее ярко Булле проявил себя в качестве преподавателя и теоретика Национальной школы мостов и дорог (École Nationale des Ponts et Chaussées) между 1778 и 1788 годами, придумав свой особенный абстрактный геометрический стиль, источником вдохновения для которого послужили классические формы. Характерной чертой его работ был отказ от всей ненужной декоративности, значительное увеличение масштабов геометрических форм и повторение элементов, например, бесчисленные ряды колонн.
Булле был сторонником идеи, что архитектура должна выражать свое назначение. Это учение его критики назвали architecture parlante («говорящая архитектура»); оно было неотъемлемым элементом архитектурной школы Боз-ар во второй половине XIX века. Наиболее яркий пример его стиля — проект кенотафа для английского ученого Исаака Ньютона, в форме сферы 150-метровой высоты, вделанной в круглый фундамент с кипарисами наверху. Хотя проект так и не был реализован, эскиз сохранился в гравировке и имел широкое хождение в профессиональных кругах.
Идеи Булле оказали заметное влияние на современников, не в последнюю очередь благодаря его роли в обучении других выдающихся архитекторов: Франсуа Шальгрена, Александра Броньяра, Жана-Николя-Луи Дюрана. Некоторые его работы увидели свет только в XX веке; его книга Architecture, essai sur l’art («Архитектура, очерк об искусстве»), отстаивающая идеи чувственного неоклассицизма, была опубликована только в 1953 году. Издание содержало его работы с 1778 по 1788 годы, в основном проекты общественных зданий, совершенно непрактичных из-за большого размера.
Из-за любви Булле к грандиозным проектам его часто характеризовали как мегаломаньяка и визионера одновременно. Его излюбленный прием противопоставления (смещение противоположных элементов проекта) и использование света и тени были в высшей степени новационными и продолжают оказывать влияние на архитекторов вплоть до сегодняшнего дня. Булле был открыт заново в XX веке; среди архитекторов, на которых он оказал влияние, — Альдо Росси.
Работы: Кенотаф (Ньютон)1784 - проект, Триумфальная арка, Проект Библиотек-дю-Руа (1785)