
ЗАДАНИЕ станиславский
.docЗАДАНИЕ №4. Привезти на сессию и сдать в 1-й день теоретическую работу по теме «Учение Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии и практика режиссуры телевидения, кино и театра» с четко оформленным титульным листом, оглавлением, списком использованной литературы и 7 страниц вашего (не интернетовсого) текста на компьтере через 1 интервал, шрифт 12 или 14 кегля Ариал или Таймс Нью Роман. Из 7 страниц 3-4 должна занимать теоретическая часть, написанная на основе изучения трудов Станиславского, Немировича-Данченко, М. Кнебель, А.Эфроса, Г.Товстоногова и др. Список рекомендуемой л-ры вы найдете в конце методички по основам кинематографического мастерства. Любая цитата из указанных авторов должна сопровождаться в тексте библиографической ссылкой: название книги, место и год издания, страница. В этой части вы должны вскрыть содержание следующих терминов, которые мы будем использовать в работе: предлагаемые обстоятельства, задачи и сверхзадачи актера, автора, режиссера, сквозное и контрсквозное действие, коллизии и перипетии, события (исходное, начальное, кульминационное , конечное) и др.
Вторая, практическая часть этой работы (примерно 3 страницы) должна состоять из краткого (но насыщенного мыслями!) РЕЖИССЕРСКОГО (не литературоведческого, не школярского) анализа на основе упомянутых выше терминов какого-либо заметного, значительного классического (например, «Летят журавли») или современного российского фильма (например, «Возвращение» Звягинцева) и анализа современного театрального или теле-спектакля.
В работе нужны СВОИ, РЕЖИССЕРСКИЕ мысли, а не интернетная мура и рецензентское пустобрёхство. Использование готовых текстов из Интернета заметно с первых же слов и категорически запрещается – вплоть до оценки «два» за теоретическую работу. В анализе фильма и пьес нужен очень краткий и емкий пересказ по СОБЫТИЯМ (примерно полстраницы), определение сквозного и контрсквозного действия и авторской (режиссерской) сверхзадачи. Работа должна сохраняться в вашем компьютере, текст, сданный педагогам, не возвращается.
Имя Константина Ceргeeвича Станиславского, реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста, по праву стоит в ряду великих имен мировой культуры.
Станиславский родился в 1863 году в Москве, и принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всей именитой и купеческой Москвой. В 1897 г. встреча К.С. Станиславского с В.И. Немировичем-Данченко в «Славянском базаре» привела к созданию Московского Художественного театра. Создание нового театра определило новые задачи в актерской профессии. Станиславский пробует создать систему, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты вдохновения.
Система Станиславского представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.
Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссера основной мотив произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей. Стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актера и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии — основа системы Станиславского.
Учение Станиславского о режиссуре как об искусстве создания постановки основывается на творчестве самих актеров, объединенных общим идейным замыслом. Цель работы режиссера — помочь актеру перевоплотиться в изображаемое лицо.
-
активная сосредоточенность (сценическое внимание);
-
свободное от напряжения тело (сценическая свобода);
-
правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера);
-
возникающее на этой основе желание действовать (сценическое действие).
Анализ действием Кнебель
Учение Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии является основополагающим в процессе перевоплощения актера в драматический образ. «От сверхзадачи родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста», — говорит Станиславский.
Константин Сергеевич учит, что творческий замысел — прежде всего процесс, а не некая заготовленная данность.
«Моя цель, — пишет Станиславский, — заставить вас из самого себя заново создать живого человека. Материал для его души должен быть взят не со стороны, а из себя самого, из собственных эмоциональных и других воспоминаний, пережитых вами в действительности, из ваших хотений, внутренних «элементов», аналогичных с эмоциями, хотениями и «элементами» изображаемого лица».
Путь этот сложен. Неверно понятая роль, неверный замысел грозят разрушением всей ткани спектакля, искажением авторской сверхзадачи.
— В творчестве есть закон, — говорил мне Константин Сергеевич: — никакого насилия! Его нарушать нельзя — искусство не терпит насилия.
Станиславский говорил о таком процессе работы, который вернее всего ведет к органическому созданию роли, а следовательно, и к органической, живой сценической речи.
Надо, чтобы с самого начала работы актер знал, что он будет анализировать пьесу в действии, что с первых же репетиций режиссер предложит ему выйти на оборудованную площадку, чтобы он выполнял свои действия в конкретной обстановке. Все вещи, которые нужны актерам по ходу действия,— шляпы, трости, книги, трубки и т. д., то есть весь личный реквизит, — все, что может помочь актеру поверить в правду происходящего, должно быть подготовлено к началу работы.
В своей статье «О физических действиях», являющейся одной из глав третьей части «Работы актера над собой», Станиславский подробно описывает новый метод репетиций.
Желая сделать новый метод работы еще более наглядным, Торцов (под этим именем в книге «Работа актера над собой» Станиславский подразумевает себя) выходит на сцену и импровизирует момент прихода Хлестакова в гостиницу.
«Вникните в этот процесс, и вы поймете, что он был внутренним и внешним анализом себя самого, человека, в условиях жизни роли. Такой процесс не похож на холодное, рассудочное изучение роли, которое обыкновенно производится артистами в начальной стадии творчества.
«...Новый секрет и новое свойство моего приема создания «жизни человеческого тела» роли заключается в том, что самое простое физическое действие при своем реальном воплощении на сцене заставляет артиста создавать, по его собственным побуждениям, всевозможные вымыслы воображения, предлагаемые обстоятельства, «если бы».
Если для одного, самого простого физического действия нужна такая большая работа воображения, то для создания целой линии «жизни человеческого тела» роли необходим длинный, непрерывный ряд вымыслов и предлагаемых обстоятельств — своих и автора пьесы.
Их можно понять и добыть только с помощью подробного анализа, производимого всеми душевными силами творческой природы. Мой прием, естественно, сам собой, вызывает такой анализ».
Метод действенного анализа вызывает активный процесс отбора средств выражения, типичных для воплощаемого образа.
Талант режиссера и актера в первую очередь проявляется в отборе действий, исходящих из проникновения в авторский замысел, в суть характеров, созданных драматургом.
Действенный анализ — один из приемов, который подводит актера к углубленному, конкретному изучению действий, раскрывающих пружину движущих сил пьесы.
Все последние годы своей жизни Станиславский отдал разрешению этой же проблемы в области сценического творчества.
!!!!
— Раньше зубрили задачи, — говорил Константин Сергеевич, — делили роль на мелкие куски, потом определяли, какая мысль в куске и о чем эта мысль говорит. Это то, что мы делали раньше. Это была аналитическая работа, в которой разум играл большую роль, чем чувство. Если же я научусь спрашивать себя, что я сделал бы сегодня, здесь, сейчас, в данных обстоятельствах, я уже не могу говорить об этом холодно, аналитически, я уже мысленно начну действовать, а действуя, я найду путь к чувству, к подсознанию.
!!!!
Темпо-ритм драматического спектакля создается по большей части случайно, сам собой. Если актер по той или другой причине правильно почувствует пьесу и роль, или он в хорошем настроении, если зритель отзывчив, то правильное переживание, а за ним и верный темпо-ритм устанавливаются сами собой. Когда этого не случается, мы оказываемся беспомощными.
Константина Сергеевича беспокоила мысль о том, что актер часто переносит свой жизненный темпо-ритм на сцену вне зависимости от того, подходит ли этот темпо-ритм к исполняемой им роли и пьесе.
На вопрос о том, на чем основана психотехника по созданию темпо-ритма всей пьесы и роли, Константин Сергеевич отвечает:
«Темпо - ритм всей пьесы — это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста. А вы знаете, что при сквозном действии нужны две перспективы всего произведения: артиста и роли. Подобно тому как художник раскладывает и распределяет краски по всей картине, ища между ними правильного соотношения, так и артист ищет правильного распределения темпо-ритма по всей сквозной линии действия пьесы» '.
Иными словами, для того чтобы оценить событие по существу, необходимо понять органическую связь данного события со всеми предлагаемыми обстоятельствами пьесы, с ее идеей.
- СЛОВО В ТВОРЧЕСТВЕ АКТЕРА – М. О. КНЕБЕЛЬ
для начала я хотел бы обратиться к первоисточнику – исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Я хочу разбить на сквозное действие произведение русского классика, осмыслить его сверхзадачу, а потом обратиться к телевизионному спектаклю Анатолия Эфроса, проанализировать его сквозное действие и выяснить – одинаковая ли сверхзадача у двух выдающихся отечественных творцов или имеются различия.
Итак, мое видение сквозного действия исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов»:
Сверхзадача: любая власть - есть насилие, а значит зло.
Сверхзадача раскрывается следующим образом:
Путь Бориса Годунова к короне запятнан кровью невин
Далее я определяю сквозное действие в телевизионном спектакле «Борис Годунов. Сцены из трагедии»:
венчание на царство Бориса Годунова;
бегство Отрепьева из Чудова монастыря;
поход Отрепьева на Москву;
смерть Бориса Годунова;
убийство Марии и Федора Годуновых.
Вывод однозначен – сквозное действие у трагедии Пушкина и у телеспектакля Эфроса полностью совпадают. Последнее событие приводит нас к сверхзадаче автора. Своеобразным проводником сверхзадачи Анатолия Эфроса я вижу в спектакле человека, читающего текст от автора, я назову его Сталкер. Он появляется по ходу действия, внимательно следит за диалогами героев, в некоторых моментах читает реплики персонажей. В самом начале постановки Сталкер упоминает о знаменитом
В 1912-1913 годах К.С. Станиславский понимает, что при дроблении пьесы и роли на «куски» и «задачи», большое значение приобретает «лейтмотив», то есть, «сквозное действие» пьесы. В первых спектаклях МХТ наиболее близкими к этому определению были вопросы: «куда направлен темперамент?», «чем живёт артист или персонаж?». И К.С. Станиславский создаёт учение о сквозном действии: «Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли мы называем на нашем языке... «сквозное действие артисто-роли» [...] Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга без всякой» надежды ожить. Но линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче». Станиславский К. С., Работа актёра над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика, Том 2 / Собрание сочинений в 8-ми томах, М., «Искусство», 1954 г., с. 338. «Работа актёра над собой», в которой он даёт подробнейшее описание понятий, объясняет их практическую необходимость и значение в режиссуре, актерском мастерстве, писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания»
Необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Сверхзадача толкнула автора на создание своего произведения – она же и должна направить творчество исполнителей. Фундаментальным понятием метода является сверхзадача – то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.
Путь воплощения сверхзадачи – сквозное действие – это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для артиста сквозное действие является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.
Выявляя конфликт пьесы, мы сталкиваемся с необходимостью определения сквозного действия и контрдействия. Сквозное действие - путь борьбы, направленный на достижение сверхзадачи, на приближение к ней. В определении сквозного действия всегда присутствует борьба, а, следовательно, должна быть и вторая сторона – то, с чем необходимо бороться, т. е. контрдействие, та сила, которая сопротивляется решению поставленной проблемы. Таким образом, сквозное действие и контрдействие - составляющие силы сценического конфликта. Линия контрдействия складывается из отдельных моментов, из маленьких линий жизни артисто-роли.