Становление отечественной социологии молодёжи
.pdfОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
__________________________________________________________________
ЗУБОК Юлия Альбертовна – доктор социологических наук, зав. Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. ЧУПРОВ Владимир Ильич – доктор социологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник того же отдела.
__________________________________________________________________
Основные вехи становления
Интерес к молодежным проблемам впервые в российской социологии возник на рубеже XIX-XX веков. Однако особенно наглядно он проявился в 1920-1980-е, когда предметом исследований стали проблемы быта и материального положения студенчества (А. Кауфман); положение рабочихподростков на производстве (И. Янжул, А. Бернштейн-Коган); домашний быт молодых семей (Е. Кабо); идеалы крестьянских детей (Н. Рыбников). Однако, молодежная проблематика в отечественном обществоведении долгое время не развивалась и развивалась в спиральном направлении как деятельность комсомолов и других молодежных организаций в (спортивных, культурно-
просветительных) и т.п. советского общества. Активизировались исследования молодежи. В 1960-1970 гг. в Москве (Б.А. Грушин), в Ленинграде (В.А. Ядов, В.Т. Лисовский), в Свердловске (М.Н. Руткевич, Л.Н.Коган, Ю.Е. Волков), в Перми (З.И. Файнбург), в Новосибирске (В.Н. Шубкин, В.А. Устинов).
Но уже в 1960-е гг. они стали позиционировать и развиваться как особое направление. Важной вехой в становлении социологии молодежи явилось создание в декабре 1964 г. Группы социологии ЦК ВЛКСМ. Весьма символично, что она была создана благодаря инициативе молодых ученых1. Сам факт создания в структуре центрального молодежного органа в Москве социологической группы имел громадное значение, т.к. послужил важным прецедентом для институционализации в стране социологической науки, определения в ее структуре новой отрасли – социологии молодежи.
Группа стала центром, вокруг которого объединились многие энтузиасты социологии.
В работе Группы выделились следующие основные направления. Вопервых, разработка методического обеспечения и проведения социологических исследований проблем молодежи. Были проведены десятки исследований по самым разным проблемам, в том числе, первое всесоюзное исследование «Социальный портрет молодежи» (1966 г.)2. Оно позволило получить обоснованное представление о социальном составе молодежи, выявить специфику ее различных категорий. Во-вторых, организация региональных социологических служб и координация их работы. Уже через год в стране их насчитывалось более 40 единиц. В 1967 г. была создана лаборатория «Исследование проблем молодежи и студенчества» в научном институте конкретных социологических исследований Ленинградского государственного университета (рук. В.Т. Лисовский до 2002 г., ныне А.А.Козлов), сыгравшая заметную роль в становлении социологии молодежи. В-третьих, обеспечение подготовки социологов для этих служб,
2
организация сбора и анализа социологической информации по проблемам молодежи и воспитательной работы с ней. На базе местных комсомольских органов действовали социологические школы и курсы. Результаты социологических исследований публиковались в центральных и местных молодежных газетах и журналах, в издательстве «Молодая гвардия». Осуществлялся централизованный обмен социологической информацией. Восполняя отсутствие учебников по социологии, приобреталась социологическая литература за рубежом, осуществлялся ее перевод с помощью студентов языковых вузов. В-четвертых, организация научных контактов между социологами, для чего проводились научные и научнопрактические конференции. Много усилий было направлено на расширение международных научных связей, и установление контактов с университетскими и социологическими центрами Англии, Болгарии, Германии, Италии, Польши, Франции, Японии и других стран. В-пятых, значительное внимание уделялось внедрению результатов социологических исследований в практику работы с молодежью, в совершенствование законодательства, направленного на расширение ее прав и участия в делах общества. В 1968 г. был подготовлен проект Закона о молодежи (руководители авторского коллектива Ю. Торсуев, М. Кириченко, В.Чупров). Несмотря на то, что законодательная инициатива ЦК ВЛКСМ в целом не получила поддержки, все же по итогам обсуждения проекта Закона были учреждены комиссии по делам молодежи при Верховном Совете СССР
иВерховных Советах союзных республик, представлявшие определенный этап в формировании организационных структур государственной молодежной политики.
Научно-теоретическая конференция «Молодежь и социализм», проведенная ЦК ВЛКСМ, Академией наук СССР и Министерством высшего
исреднего специального образования СССР в 1967 г. стала заметной вехой в становлении отечественной социологии молодежи. На ней выступили
3
президент Советской социологической ассоциации Г.В. Осипов, а также Л.М.Архангельский, М.Т. Иовчук, Л.Н. Коган, Н.С. Мансуров, В.Г.Подмарков, М.Н. Руткевич, А.Г. Спиркин и др3.
Конференция позволила обобщить теоретические подходы к изучению молодежи, определить направления социологических исследований: формирование мировоззрения; развитие личности молодого человека; общественно-политическая активность и отношение к труду; расширение прав молодежи и ее участие в управлении делами общества и государства; досуг и физическое развития; специфические проблемы рабочей, сельской, учащейся и студенческой молодежи. В дальнейшем они получили обоснование в работах В.Н. Боряза, И.С. Кона, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, Ф.Р. Филиппова, В.И. Чупрова4.
Массовые выступления молодежи в странах Европы и в США в конце 1960-х г. послужили толчком к активизации исследований молодежных проблем и в Советском Союзе. В 1969 г. произошла реорганизация ЦКШ в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ (ректор Н.В. Трущенко) и создание на ее базе научно-исследовательских подразделений. Преобразованные в 1976 г. в Научно-исследовательский центр, которым в разные годы руководили В.К. Криворученко, Ю.Е. Волков, Н.М. Блинов, И.М. Ильинский, В.А. Родионов5.
К началу 1980-х гг. в стране сложилась разветвленная сеть социологических подразделений (более 900) с участием свыше 5000 ученых и преподавателей вузов6. НИИЦ выполнял функцию базовой организации, созданного в 1983 г. Общественного совета по координации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЛКСМ, Академии наук СССР, Министерстве высшего и среднего специального образования, Академии педагогических наук СССР. Деятельность совета объединяла более 400 учреждений, в т.ч. 21 – из социалистических стран. Несмотря на идеологизацию исследуемых проблем,
4
учеными-социологами осуществлялась разработка многих теоретических и концептуальных подходов к социологическому изучению молодежи.
В период начавшейся в стране перестройки в середине 1980-х гг. все больше осознается потребность в теоретическом осмыслении накопленного эмпирического материала, а также в переходе от разрозненных исследований частных проблем к осуществлению фундаментального социологического изучения проблем молодежи. На это ориентировало и принятое в 1984 г. постановление Секции общественных наук Президиума АН СССР «О развитии научных исследований проблем молодежи»7. В 1985 г. в Институте социологических исследований АН СССР создается сектор «Социальных проблем молодежи» (зав. В.И. Чупров). Теоретическая концепция социального развития молодежи, разработанная сектором8, получила одобрение на совместном заседании ученых советов четырех академических институтов9 и НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Приоритетной определялась разработка проблемы взаимодействия молодежи как социальной группы и общества.
Последовавший за развалом Союза системный кризис ознаменовался резким сокращением финансирования науки, особенно фундаментальной и реорганизацией социологических структур. В 1991 г. в рамках вновь созданного Института социально-политических исследований РАН создается центр «Социологии молодежи» (рук. В.И. Чупров до 2003 г., Ю.А. Зубок с
2003 г.).
Продолжая разработку фундаментальных проблем социологии молодежи, и изыскивая источники финансирования, Центр проводит исследования в мониторинговом режиме10. Кроме того, теоретические подходы получили апробацию в ряде социологических исследований, осуществленных по общероссийским и региональным выборкам11. На их базе концепции, уточнялся понятийный аппарат, систематизировалось представление об особенностях объекта и предметном пространстве науки12.
5
Результаты теоретических разработок и эмпирических исследований получали отражение во многих научных публикациях в России и за рубежом. Российские исследователи молодежи становятся участниками международных социологических конференций и конгрессов. Знаковым событием явился доклад для Организации Объединенных Наций «Глобальное положение молодежи в мире: тенденции и перспективы до 2000 года», подготовленный в 1990 сотрудниками НИЦ ВКШ под руководством И.М. Ильинского.
В условиях коренных политических, экономических, социальных изменений возникла потребность в научном обосновании новых подходов к выработке государственной молодежной политики и в создании правовой базы ее реализации. В решении этой задачи социологи сыграли решающую роль. Довольно продолжительный процесс разработки Концепции государственной молодежной политики13 и протекавшая в острой полемике работа над законопроектом «Об основных началах государственной молодежной политики в СССР»14 завершились принятием в 1993 г. «Основных направлений государственной молодежной политики».
Главным фактором, определившим развитие социологии молодежи после распада СССР, явилась отмена идеологического контроля. С одной стороны, это способствовало снятию ограничений в выборе тематики и содержательной направленности исследований. Предметом исследования стали новые, ранее не изучаемые проблемы, возникли инновационные исследовательские подходы, расширились международные научные контакты. Однако, исследовательская проблематика, все чаще стала определяться интересами финансирования. Отсутствие ограничений, кроме финансовых, повышало требования к самоконтролю исследователя, для которого единственным критерием качества становится научная достоверность результатов исследования. Не все выдержали испытание
6
временем. Изменялись научные интересы и характер деятельности, коммерционализировались отношения, распадались научные коллективы.
Важную консолидирующую роль сыграл учрежденный в 1991 г. Государственный комитет по делам молодежи РФ (рук. А.В. Шаронов), что способствовало созданию условий для оживления научной деятельности ведущих социологических центров молодежи.
Реорганизация в 1991 г. ВКШ в Институт молодежи (ректоры: Г.С.Головачев (1991-1995 гг.), И.М. Ильинский (1995-2000 гг.) имело значение не только для престижа отечественной науки о молодежи, но создавало предпосылки для комплексного междисциплинарного ее развития. За эти годы сотрудниками НИЦ института15 осуществлена разработка более 50 крупных исследовательских проектов, проведено свыше 40 всесоюзных и региональных социологических исследований по проблемам труда, быта, образования, досуга молодежи. Регулярно готовились аналитические доклады Правительству РФ «О положении молодежи и состоянии государственной молодежной политики». С 1993 по 2002 гг. подготовлено 7 докладов16 содержащих анализ тенденций изменения социального положения различных групп молодежи, факторов, влияющих на эти изменения, обоснования предложений по совершенствованию государственной молодежной политики. После серии реорганизаций Института молодежи и ликвидации НИЦ в 2003 г. социологическое изучение молодежи издаются учебники по социологии, она продолжает оставаться основным направлением научной деятельности в Московском гуманитарном университете на кафедре социологии (зав. каф. В.Ф. Левичева 1990-1997 гг.,
с1997 г. А.И. Ковалева и др.).
Кнастоящему времени отечественная социология молодежи обрела известную зрелость. Накопленные за прошедшие годы знания, общественное признание ряда научных школ, образование профессионального сообщества «социологов-молодежников» явились важным стимулом для более широкого
7
обобщения и дальнейшего воспроизводства этого потенциала. Появляются первые учебники17 по социологии молодежи, в ведущих вузах страны создаются кафедры социологии молодежи18. Издается первый в истории мировой и отечественной социологии энциклопедический словарь, отражающий концептуальный подход к предмету социологии молодежи19. Таковы наиболее значимые вехи становления организационной структуры социологии молодежи за прошедшие десятилетия.
Парадигмальный статус социологии молодежи
Как самостоятельная наука, социология молодежи обрела парадигмальный статус, отграничивающий ее от других смежных наук, изучающих молодежь, не сразу. Этому предшествовал довольно длительный период идейной полемики о правомерности выделения ее объекта – молодежи в относительно самостоятельную социальную группу, сведения до уровня эмпирических исследований – с одной стороны, и превращения ее в некую универсальную науку о молодежи (ювенологию) – с другой. Попытки создания интегральной науки о молодежи (ювенологии, юнологии, ювентологии) путем механического объединения разных наук20 потерпели неудачу, прежде всего, из-за различий в их предметных областях. В тоже время междисциплинарный (комплексный) подход в социологическом изучении молодежи успешно применяется с начала 1970-х гг. Это позволило выделить его в качестве наиболее эффективного направления в структуре социологии молодежи21.
Сегодня социология молодежи определилась в качестве самостоятельной отрасли социологической науки, изучающей молодежь как социально-демографическую группу, ее роль в общественном воспроизводстве, положение в социальной структуре, взаимодействие с другими общественными группами, особенности ее сознания и социального поведения.
8
В советский период в общественных науках, в т. ч. и в социологии, доминировало отношение к молодежи как объекту воспитания и идеологического воздействия. Поэтому целенаправленное воздействие на молодежь и формирование ее общественного облика на многие годы определило специфику монопарадигмального статуса социологии. Недооценивалось влияние человеческого фактора на развитие и функционирование общества, что предопределило и соответствующее отношение к молодому человеку и к молодежи в целом. Прежде всего, это нашло отражение в социологическом определении молодежи. Выделяя те или иные групповые свойства молодежи, социологи долгое время рассматривали их преимущественно в качестве объекта целенаправленного воздействия со стороны общества, как возрастную группу. Основной упор делался на период молодости. В качестве ее сущностной характеристики справедливо выделялись психофизиологические свойства молодости, особенности наиболее активного периода социализации (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, И.М. Слепенков и др.). Однако с позиций такого подхода ее участие в общественной жизни невольно рассматривалось как подготовительный, направляемый обществом, этап к будущей взрослой жизни. В заслугу большинства исследователей молодежи в тот период следует поставить стремление изучать реальные ее проблемы в непременной взаимосвязи с формами и методами их целенаправленного регулирования. Такая интерпретация проявилась в разработке специальных социологических теорий при исследовании жизненных планов молодежи22 (М.Н. Руткевич, В.Т. Лисовский); структуры ее профессиональных ориентаций (В.Н.Шубкин), социальной активности молодежи (А.С. Капто, В.Г.Мордкович), формирования идеалов, ценностных ориентаций, интересов различных ее групп – рабочей молодежи (Н.М. Блинов, Ю.Р. Вишневский, Б.С. Павлов), сельской молодежи (И.М. Слепенков, В.И. Староверов),
9
молодой интеллигенции (А.С. Кулагин, Ф.Э. Шереги), студентов (В.Т.Лисовский, Л.Я. Рубина, В.И. Чупров).
Монопарадигмальный подход не мог не проявляться в тот период и в других концептуальных определениях молодежи. Несмотря на критику структурно-функциональной интерпретации теорий исторического материализма, ее влияние прослеживается в понимании молодежи с точки зрения социального статуса, определяемого возрастом (И.С. Кон, Ф.Р.Филиппов), связанного с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. Вместе с тем, подчеркивалась промежуточность социального положения молодежи, переходный характер и неполнота ее социального статуса, что также являлось основанием для рассмотрения ее в качестве объекта социального воздействия.
Исходя из такого понимания молодежи, в 1970-е гг. были осуществлены исследования ее социальных перемещений, образования как фактора социальной мобильности (Ф.Р. Филиппов, В.И. Староверов, В.Ф.Сбытов). Результаты исследований послужили базой для разработки теории социальной мобильности и ряда теоретических концепций включения молодежи в социальную структуру. На материалах массовых социологических исследований под руководством В.Н. Шубкина изучались факторы, влияющие на социальное самоопределение молодежи – экономические, демографические, образовательные, социальнопсихологические, развитые в трудах его учеников – Г.А. Чередниченко, Д.Л.Константиновского и др23. Позднее, в 1980-х гг., такой подход был реализован при изучении жизненных путей поколения молодежи со средним образованием (М.Х. Титма, С.И. Григорьев, Л.А. Коклягина, В.Г.Немировский, В.В. Семенова), а также в исследовании студенческой
10