- •78 Э т ю д о в д л я а л и с ы
- •Эпизод 1. «Появление Кролика»
- •Эпизод 2. «Полет»
- •Эпизод 3. «Очень странное место»
- •Эпизод 4. «Изменение роста»
- •Эпизод 5. «в луже из слез»
- •Эпизод 6. «Кто свалился в пруд»
- •Эпизод 7. «у Кролика»
- •Эпизод 8. «Щенок»..
- •Эпизод 9. «Алиса и Червяк»
- •Эпизод 10. «Голубка»
- •Эпизод 11. «Перед домом герцогини»
- •Эпизод 12. «в кухне»
- •Эпизод 14. «Чаепитие»
Эрвин Гааз
Лариса Маслова
78 Э т ю д о в д л я а л и с ы
Эта работа предназначена для преподавателей театральных студий, школ, лицеев, детских коллективов, имеющих непосредственное отношение к формированию и воспитанию мировоззрения ребенка, приобщению к миру искусства. Ребенок – это мир. В каждом, даже самом маленьком человеке, заложена индивидуальность, и наша задача разглядеть ее, помочь ей раскрыться. В нем заложено все: чувство обиды и радости, боли и смеха, чувство вины и прощения, любви и предательства. А мир искусства способен раскрыть перед ребенком всю глубину мироздания.
Сколько театральных училищ – столько и систем преподавания. Существуют разные методы работы с начинающими актерами. Первый: обучение элементам актерского ремесла с помощью упражнений и различных систем тренинга по примеру театральных вузов, без привлечения конкретного драматургического материала. Второй: импровизация в предлагаемых обстоятельствах той или иной драматической сцены этюдным методом. Элементы школы актерского мастерства: оценка факта, память физических действий, профнавык, перемена отношения (к предмету, партнеру), сценическое внимание, воспитание волевого, действенного начала, удержание и смена тона и темпоритма, речевой и пластический тренинг – усваиваются тогда на примере конкретной постановки.
Мы предлагаем Вам разбор «Алисы в стране чудес», как способ подхода к любому отрывку или сказке, драматическому произведению или инсценировке.
Почему именно "Алиса"? Это произведение с нашей точки зрения является благодатным материалом для обучения молодых актеров, т. к. в этой сказке есть все: элементы реального и фантастического, богатый событийный ряд, набор необычных, и вместе с тем конкретно выписанных персонажей, дающих огромное поле для выявления фантазии в четких предлагаемых обстоятельствах, заданных автором.
Кроме того, ценность этого материала в характере главной героини. Для Алисы свойственны любознательность – стремление познавать мир, умение фантазировать, открытость и уважительное внимание к личности собеседника. А ведь именно этих качеств мы и требуем от актера. И (что особенно важно в педагогической работе) эти же человеческие качества мы хотели бы воспитать в наших детях, независимо от того, станут они в дальнейшем профессионально работать на сцене, или нет. «…Какой же я видел тебя, Алиса, в своем воображении? Какая ты? Любящая – это прежде всего: любящая и нежная; нежная как лань, и любящая, как собака (простите мне прозаическое сравнение, но я не знаю на земле любви чище и совершенней); и еще – учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, могучими и смешными, с королями и червяками, словно ты сама – королевская дочь в шитом золотом наряде. И еще – доверчивая, готовая поверить в самую невозможную небыль и принять ее с безграничным доверием мечтательницы; и, наконец, - любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная той жизнерадостностью, какая дается лишь в детстве, когда весь мир нов и прекрасен и когда горе и грех – всего лишь слова, пустые звуки, не означающие ничего!» Л. Кэролл.
И еще. Мы не ставили своей задачей создать драматургический материал для постановки спектакля "Алиса в стране чудес"; наша цель – обучение актерскому ремеслу на примере этого материала с помощью набора упражнений и этюдов. Таким образом, вполне возможно, что один и тот же этюд, одну и ту же сцену могут сыграть несколько ваших учеников. А огромная по объему, сложная по выявлениям, может быть даже неподъемная для неопытной артистки роль Алисы может быть (особенно на начальном этапе) сыграна несколькими исполнительницами.
Профессор Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, великий педагог, воспитавшая множество актеров и режиссеров, Л. В. Ставская говорила, что по оценке факта определяется одаренность актера.
«Заранее известное воспринять как неожиданное – в этом главная трудность актерского искусства… Сосредоточенное внимание актера и его вера в правду вымысла рождают в актере нужные отношения, а отношения служат той почвой, на которой зарождается действие» (Б. Е. Захава «Мастерство актера и режиссера». – М., 1973.) – это аксиома, к этому нечего добавить. Но на конкретных примерах, которые мы наблюдаем на практике вот уже на протяжении многих лет, видно, что это понятие – «оценка факта» искажено и воспринимается как штамп–краска для того или иного выражения чувства на сцене и является бездеятельным.
Отсутствие действия на сцене, построение его на разных штампах-красках ведет к безэнергетично выхолощенной игре актеров на сцене. ИГРА – в высшем понятии этого слова заменяется или органикой, данной от природы артисту, или штампами, которые ведут к мертвому театру.
В октябре 1918 года Вахтангов писал: «Самое важное для режиссера – умение подойти к душе актера, т.е. умение сказать, как найти то, что нужно. Актеру мало показать краску – раскрыть текст, надо еще незаметно для него указать практический путь осуществления задачи». (Е.Б. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. – М., 1939). Наш набор этюдов и упражнений и есть этот путь помощи начинающим актерам. У молодых людей не всегда складываются доверительные отношения с уже выведенными правилами, не требующими доказательств; им нужно самим пройти сложный ступенчатый путь актерской науки, со своими ошибками и победами, самим решать сложнейшие теоремы и делать выводы, - а педагоги подчас "натаскивают на результат", дидактически «обучают», а не подсказывают и направляют.
Этюды «Я – в предлагаемых обстоятельствах» - одна из наитруднейших задач к постижению актерского мастерства, требующая от педага-воспитателя тонкости и понимания, доброты, огромного труда и терпения к молодым, еще несформировавшимся личностям.
«Я» - это целый набор вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Знаю ли я себя?», «Я – это МИР, но можно ли узнать весь мир?» «Удастся ли мне узнать себя и изучить природу моих личных поступков; отчего складываются мои взаимоотношения с теми или иными людьми тем или иным образом?» На все эти вопросы, которые человек задает себе на протяжении всей жизни (особенно молодой человек, не имеющий еще достаточного опыта, своей философии и позиции), – трудно найти ответ.
И нам кажется, что когда Евгений Багратионович Вахтангов писал не об обучении, а о ВОСПИТАНИИ, он имел в виду совокупность личностного «Я» со сценическим «Я», индивидуального с предложенным, подведение одного «Я» к другому. Именно в этом состоит воспитательная деятельность режиссера-педагога.
Внимание – «Сосредоточение на заданном объекте, как активный познавательный процесс, как необходимое условие органического действия, осуществляемого с помощью восприятия (зрение, слух, осязание)». (Г. Кристи. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968).
Произвольное, целенаправленное сценическое внимание на объект, на время; фантазия на основе воображения; вера в предлагаемые обстоятельства; сценическое отношение – вижу как дано, отношусь как задано; сценическое общение – взаимодействие, процесс отдачи и восприятия чувства и мысли, в котором участвует как физическая, так и духовная природа; условие подключения физических действий и интеллектуального запаса; оценка факта, перемена отношения (термин Вахтангова)…
Все это тренируется постепенно, от простого к более и более сложному, от считалок до этюдов со словами. Но главное – совместить «я» личное со сценическим.
Только когда актер найдет образ, «движение внутри персонажа», отклик актерской личности на то или иное явление – появятся неординарные, свойственные только этому исполнителю оценки, манера и свобода (импровизация).
Из протокола репетиций Е.Б. Вахтангова: «Сначала идет чтение пьесы, разбор ее с литературной и художественной стороны, выяснение общего характера пьесы и ее настроения. Затем мы переходим к отдельным лицам, к отдельным образам, постепенно изучаем их, разбираемся в их чувствах и характерах; постепенное углубление в это изучение и есть работа над созданием образа. Артист отыскивает в себе чувства, нужные ему для жизни создаваемого образа, находит в своей душе как бы какие-то кнопки, нажатием которых он вызывает в себе эти чувства. Кнопки эти у каждого артиста индивидуально различны». (Е.Б. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. – М., 1939). В данном же случае мы предлагаем начать с чтения первоисточника – сказки Льюиса Кэрролла. К сожалению, знакомство многих детей с "Алисой" исчерпывается в основном мультфильмами. И только после этого можно приступать к разбору этюдов, помогающих Вашим ученикам открыться для творчества.
Для актера на сцене главное – открытость. Открытость – это достижение огромного труда. Если актер открыт, то он видит, слышит, оценивает, общается, отдает и получает.