Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
223
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Педагогическая поддержка и воспитывающее общение

Педагогическая поддержка – особая практика педагога, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется в процессе его диалога и взаимодействия с ребёнком. Она всегда предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Педагогическая поддержка – деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции. Это второе условие очень важно, поскольку часто можно встретиться с неудачными попытками иного педагога построить ситуацию педагогической поддержки. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.

Мы часто начинаем широко использовать те или иные понятия, предварительно не разобравшись в их содержании. Сейчас нечто подобное происходит с понятием поддержки. Если раньше, выбираясь из-под завалов авторитарной педагогики, почти все становились под знамена личностно ориентированной педагогики, независимо от истинной сути педагогической позиции, то теперь, видя, что личностно ориентированная педагогика в рамках массовой школы во многом остается декларацией, мы начинаем искать новый символ педагогического профессионализма. В результате редкий педагог откажется от возможности назвать себя гуманистом или либералом, широко использующим поддержку как педагогический метод или хотя бы пытающимся использовать его в конфликтных ситуациях с ребёнком. Но значит ли это, что массовая школа стала личностно ориентированной и поддерживающей? Факты сплошь и рядом свидетельствуют о другом.

Приходится сталкиваться со случаями определения обычных, но более изощрённых приёмов авторитарной педагогики и мягкого манипулирования как «поддержки»! Часто учитель продолжает работать в технологии «воздействия», а думает, что это и есть «поддержка», только потому, что заменил крики и угрозы на иронично издевательские и ехидные замечания, считая их «воздействием юмором» в духе подростковой субкультуры (в понимании этого учителя). С другой стороны, подлинная, а не мнимая поддержка, действительно, становится педагогической реальностью, появляются серьезные экспериментальные и методические разработки и теоретические обоснования. Это и обусловливает актуальность рассматриваемых проблем, свидетельствует о потребности разработки целостной теории педагогической поддержки как альтернативы живучим авторитарным технологиям воспитания.

Многие учителя, чутко уловив социальный «заказ на поддержку», просят методики (их к этому уже приучили: если есть идея, значит, есть и методика, следовательно, возможна прямая трансляции приёма!?). Однако мало указать на необходимость поддержки и дать её определение. Чтобы объяснить её феномен и описать приемы, надо показать и условия их проявления.

Потребность углубления понимания поддержки в разных образовательных контекстах обусловлена также тем, что сами педагоги и исследователи трактуют поддержку по-разному. К этому разнообразию мнений и подходов следует относиться положительно, поскольку они помогают объёмному видению и тем самым дают возможность учителю выбрать то, что ему больше подходит, а это уже задаёт многообразие педагогической деятельности.

Однако есть инварианты, базовые условия поддержки. В этом контексте продуктивна идея О.С.Газмана о разделении понятий «воспитания» и «поддержка». В работе 1995 г. «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема»6[3] он вычленяет в педагогических процессах три области: обучение, воспитание (сфера социализации) и педагогическую поддержку (сфера индивидуализации). Воспитание в этой системе – специально организованный процесс предъявления ребёнку социально ободряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения (при этом гуманистическое содержание определяется выбираемыми педагогом способами, требованиями или взаимодействием и сопереживанием). Педагогическая поддержка, по мнению Газмана, – особая сфера педагогической деятельности, превентивная и оперативная помощь в развитии и содействие саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Разведя воспитание и поддержку, Газман получил возможность анализировать педагогику свободы как системное и самостоятельное явление в образовании. Он указал на фундаментальное отличие свободных педагогических техник от стандартизированных технологий и сопровождающих их жёстких, нормативных техник обучения и воспитания, а также вышел на новый горизонт понимания особенностей становления индивидуальности в образовании с помощью нестандартных и продуктивных педагогических средств (педагогической поддержки) в режиме общения, диалога и сотрудничества взрослого и ребёнка.

С позиций культурологии образования поддержка рассматривается в широком социокультурном контексте как элемент любого со=трудничества и взаимо=действия, поскольку она проявляется как позитивное отношение к деятельности человека и готовность со=действия его начинаниям и самореализации, что предполагает товарищеские отношения. Ситуация поддержки – это ситуация, когда начинают работать вместе СО= и САМО=процессы взрослого и ребёнка, действующих на равных.

Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность её проявить – нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной) зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребёнок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта. Но всегда ли он может получить со стороны педагога грамотную поддержку? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять различие педагогических подходов: закрытых, стандартизированных, дидактико-ориентированных, с одной стороны, и открытых, индивидуальных, продуктивных, личностно ориентированных, с другой 7[4].

В рамках закрытых подходов поддержка невозможна по определению, поскольку она – естественное пересечение всех СО= и САМО=процессов, которые в закрытых «технологиях» и стандартных методах не могут быть использованы и не используются.

* Первый вывод таков: поддержка возможна там и тогда, где и когда есть со=действие (со=провождение, со=трудничество, со=переживание, со=чувствие) процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости личности/индивидуальности, её само=процессах: самодеятельности и саморазвития, (и/или рефлексии, самоидентификации, самопознания, самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, самовыражения, самореализации), т.е. на самодвижении индивида к конкретной цели (или в решении конкретной задачи).

* Второй вывод: поддержка – явление универсальное, она возможна в различных условиях соединения со= и само=процессов; в зависимости от ситуаций она может быть: педагогической (решая задачи обучения и воспитания), психологической (способствуя внутреннему росту индивида и его индивидуальной идентификации) и нравственной (помогая ребёнку или подростку при разрешении нравственного противоречия). Поддержка – один из наиболее культурных способов воспитывающего общения.

Разделение воспитания и поддержки бывает условным, поскольку преодоление нравственной коллизии и противоречия (например, при размышлении совместно с подростком о причинах обмана им родителей или ругани в ответ на замечания педагога) может ставить педагогические задачи, а решаться может психологическими или даже психотерапевтическими средствами поддержки элементов самоанализа (хотя бы в форме самооправдания ) подростка. Но, думается, разделение всё же необходимо, поскольку педагог должен понимать: способствует ли он решению образовательной проблемы подростка; помогает ли конкретизации его представлений о требуемых нормах и ценностях (педагогическое содержание проблемы), или совершенствует рефлексию, самоконтроль, эмоциональную и рациональную сферы (психологические аспекты проблемы), или способствует становлению нравственных чувств (долга, эмпатии или доброты).

Подчёркивая различие педагогических действий в воспитании и поддержке, мы одновременно находим в них общее – акт глубинного общения, вне которого невозможны ни помощь в решении проблем, ни предъявление культурных норм и ценностей, и создание условий для самоидентификации ребёнка или подростка. Глубинное общение двух личностей – младшего и старшего – становится стержнем всего разнообразия образовательных процессов (для ребёнка) и педагогической деятельности (для взрослого). Благодаря неформальному человеческому общению становится возможным трудно уловимый эффект воспитания.