Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Торговля человеческими органами.docx
Скачиваний:
93
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
46.53 Кб
Скачать

Детское донорство

Как заявил директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Лео Бокерия, детской трансплантологии «давно пора давать зелёную улицу».[43] По данным Московского координационного центра органного донорства, ежегодно в операциях по пересадке органов нуждаются около 5 тыс. россиян, 30 % из них — дети.

Сейчас в России проводятся лишь родственные пересадки почек и сегментов печени от родителя к ребёнку. И хотя формально пересадка донорских органов детям не запрещена, забор органов у умерших детей де-факто невозможен.[45] Доктор медицинских наук, профессор Леонид Рошаль утверждает, что назрела необходимость разрешить пересадку органов от детей к детям:

Я не понимаю, почему тяжелобольные дети, нуждающиеся в пересадке органов, у нас в России должны погибать, в то время как за рубежом они могут жить.

С ним согласны директор НИИ здоровья детей, академик РАМН Александр Баранови директор НИИ трансплантологии, доктор медицинских наук, профессор Сергей Готье, который убеждён, что «без посмертного детского донорства в России не обойтись». Особенно это касается тех случаев, когда родители не могут стать донорами своему ребёнку по состоянию здоровья.

Для того, чтобы это стало возможным, нужен новый федеральный закон. Его появление ожидалось в 2007 году, но до сих пор такой закон не принят.

Вне закона

Как заявляет Сергей Готье «в России подпольного рынка торговли органами нет». Такого же мнения придерживается главный трансплантолог Санкт-Петербурга, профессор Олег Галибин, утверждающий, что для РФ проблема незаконной трансплантации органов «не стоит настолько остро», так как «в России нет ни чёрного рынка органов, ни случаев незаконной трансплантации».[5] По данным «Российской газеты», до сих пор в России не было ни одного доказанного преступления по незаконной пересадке органов.

Между тем, как сообщает издание «Аргументы и факты», власти не отрицают «наличия криминально рынка органов в России».О том, что теневой рынок органов и тканей реально существует, но «никакого противодействия ему практически не оказывается», отмечает, например, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук Владимир Овчинский.Такую же позицию занимает и доктор медицинских наук Анатолий Трошин:

Мне хорошо известно, что в этот бизнес вошёл криминал, с которым спорить учёным очень сложно. Нашим чиновникам проще не обращать внимания на проблему — сказать, что ничего подобного нет. Но рано или поздно так может рвануть!

Однако, как заметил представитель Совета Европы Пекка Хайери (Финляндия) на международном конгрессе по этике трансплантации органов в Мюнхене в 2003 году, следует отличать «сфабрикованные масс-медиа мифы», от «печальной практики продажи почек в бедных и развивающихся странах». К последним им тогда была причислена и Россия.

Бывшие обвиняемые — замзаведующего реанимационным отделением 20-й московской городской больницы Ирина Лирцман и врач отделения Любовь Правденко (2005)

Дело врачей

В апреле 2003 года широкую огласку получило так называемое «дело врачей 20-й больницы».Следственные действия в Московском координационном центре органного донорства выявили факт начала операции по изъятию почки до констатации смерти пациента.

В приёмный покой 20-й больницы Москвы был доставлен гражданин Орехов с закрытой черепно-мозговой травмой. Состояние пациента оценивалось как крайне тяжёлое, поэтому в Московский координационный центр органного донорства было направлено сообщение о наличии потенциального донора.[40] Действия врачей реанимационного отделения 20-й больницы и Центра трансплантации по подготовке к хирургической операции по забору органов у больного были прерваны сотрудниками правоохранительных органов, так как они «располагали данными о том, что биологическая смерть пациента ещё не наступила», говорится в ответе Генпрокуратуры, направленном мэру Москвы Юрию Лужкову на его обращение по поводу проверки правомерности действий правоохранительных органов.

В итоге к уголовной ответственности были привлечены четверо врачей. После длительных разбирательств обвиняемые были дважды оправданы — в марте и ноябре 2005 года. Окончательно уголовное дело было прекращено в декабре 2006 года.В дальнейшем, как утверждает Сергей Готье:

Судебный процесс спровоцировал отказ ряда медицинских учреждений от сотрудничества с трансплантологическими центрами, что привело к резкому сокращению числа жизненно необходимых операций по пересадке органов в России.

Позже ряд уголовных дел против трансплантологов возбуждались в Хабаровском крае, Новгороде, Санкт-Петербурге, однако они закончились «извинениями со стороны прокуратуры».