
Идоменей
Внемли, о жрец верховный, и вы все внемлите, люди! Быть жертвой Идаманту! Так рок назначил. Что должно, то свершится! Пускай в сыновью грудь мой меч вонзится.
ХОР
О, о, злое признанье! Своё же созданье отец предаст закланью! Под юношей милым разверзлась могила, над ним демон смерти крыла распростёр, крыла распростёр, крыла распростёр, крыла распростёр.
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ
Яви милосердье! Смягчись, бог пучины! Иначе напрасно погибнет невинный, а сыноубийцу ждёт вечный позор, ждёт вечный позор.
ХОР
О, о, о, о, злое признанье! Своё же созданье отец предаст закланью! Под юношей милым разверзлась могила, над ним демон смерти крыла распростёр, крыла распростёр, крыла распростёр, крыла распростёр.
(Уходят, потрясённые.)
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
(Величественный храм Посейдона, окружённый широкой галереей. За ней виднеется морской берег. Галерея храма заполнена народом. Верховный жрец готовится к жертвоприношению. Входит Идоменей в сопровождении пышной свиты.)
ИДОМЕНЕЙ
Всесильный бог морей, услышь моленья! Знака благоволенья народ мой ждёт!
ЖРЕЦЫ
Всесильный бог морей, услышь моленья, знака благоволенья народ твой ждёт.
ИДОМЕНЕЙ
Гнев смири, смягчись, суровый! Будь благ к нам снова! Снисхожденье, утешенье к нам да грядёт! Утри нам слёзы раскаянья и страха, сними с нас ужасной дани тяжкий гнёт, сними, сними с нас, сними с нас ужасный гнёт!
ЖРЕЦЫ
Всесильный бог морей, услышь моленья, знака благоволенья народ твой ждёт!
ХОР
(за сценой) Отважному здравица! В столетьях да славится победа его, победа его, победа его!
ИДОМЕНЕЙ
Что за радостные клики в час скорби и уныния?
(Арбак вбегает.)
АРБАК
Царь мой, то люди чествуют Идаманта; его отваге Крит спасеньем обязан: гидру он победил. Смерть презирая, с чудовищем сразился и, славой увенчан, будет сейчас он здесь.
ИДОМЕНЕЙ
Увы! Страшусь я, что этим лишь сильней он прогневал Посейдона... Арбак, поверь мне, теперь уж всё пропало: станет гибельной эта победа, и триумф Идаманта лишь ускорит конец.
АРБАК
Ах, вот он, несчастный!
(Входит Идамант в белом одеянии, увенчанный цветами, окружённый жрецами и стражей.)
ИДАМАНТ
Царь мой, добрый отец мой! Милый родитель! Твёрдым будь! Сверши, что должен! На грани смертной прижать мне дай к губам родную руку, что нежила меня в младенчестве, в давние времена, ныне ж предаст кончине. Понял теперь я, понял всем сердцем, как любишь меня ты, как страждешь тяжело, меня теряя. Я ж смерть от милой мне длани восприму, как подарок! Плоть твоя, жизнью я тебе обязан, так возьми ж её отечеству во благо, оплати счастье Крита своей же плотью, утешь народ в скорбях его бездонных и умилостивь сердце Посейдона.
Идоменей
О сжалься! Страшную слабость прости мне! Своё ж созданье загубить ли отцу? Слыхано ль это? О судьба, смени условье, смени условье: мне оно не под силу. Меча не удержу я... Дрожат колени, камнем грудь придавило, в глазах темнеет и голова кружится... О сын мой!
Идамант
(решительно) Мужайся! Жалость отвергни, любовь свою отринь, речей её не слушай, веры им не давай. Смелый удар покончит разом с сомненьем.
Идоменей
Нет, мне не сладить с властным зовом природы.