
Родители [править]
Отец — Виссарион (Бесо), был сапожником, подверженным пьянству и приступам жестокости[9]. Он избивал Екатерину и наносил маленькому Coco «незаслуженные, ужасные побои»[10][11][12], зачастую пинал их сапогами[13]. Был случай, когда ребёнок попытался защитить мать от избиения отца. Он бросил в Виссариона нож и пустился наутек[14]. Согласно воспоминаниям сына полицейского в Гори[15], в другой раз Виссарион ворвался в дом, где находились Екатерина и маленький Coco, и набросился на них с побоями, ранив ребёнка в голову.
Когда Coco было одиннадцать лет, Виссарион «погиб в пьяной драке — кто-то ударил его ножом»[16]. К тому времени сам Coco проводил много времени в уличной компании молодых хулиганов Гори[17].
Мать — Екатерина Георгиевна — происходила из семьи крепостного крестьянина (садовника) Геладзе села Гамбареули, работалаподёнщицей. Была обремененной тяжелым трудом женщиной-пуританкой, которая часто колотила своего единственного оставшегося в живых ребёнка[9], но была безгранично предана ему[18] [19][20]. Друг детства Сталина Давид Мачавариани говорит, что «Като окружала Иосифа чрезмерной материнской любовью и, подобно волчице, защищала его от всех и вся. Она изматывала себя работой до изнеможения, чтобы сделать счастливым своего баловня»[21]. В интервью американскому журналу Екатерина сказала: «…Coc был моим единственным сыном. Конечно, он был дорог мне. Дороже всего на свете»[22]. Позднее Екатерина, по мнению некоторых историков, была разочарована, когда её сын так и не стал священником[9].
Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое[~ 4] умерли во младенчестве. Через некоторое время после рождения Иосифа, дела у отца пошли неважно и он запил[4]. Семья часто меняла жильё и в итоге Виссарион оставил жену, при этом попытался забрать сына, но Екатерина не отдала.[4]
В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище. Однако, поскольку ребёнок совершенно не знал русского языка, поступить в училище не удалось. В 1886—1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. Результатом обучения стало то, что в 1888 году Сосо поступает не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный.
С 1889 по 1894 Иосиф Джугашвили обучался в училище.
В сентябре 1894 года Иосиф, успешно сдав приёмные экзамены, был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию. Там он впервые познакомился с марксизмом. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье (среди них: И. И. Лузин,О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич и др.). Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе»[23].
По мнению Даниель Ранкур-Лаферриера, Сталин очень мало путешествовал на Западе, не владел ни одним европейским языком, был плохим оратором, и его считали, в лучшем случае, весьма посредственным теоретиком[24][25]. Сам же Сталин утверждал, что читает и пишет — на русском и грузинском, а читает на немецком и английском[26].
По мнению английского историка Саймона Себаг-Монтефиоре, Сталин был чрезвычайно одаренным учеником, получая высокие оценки по всем предметам: математике, богословию, греческому языку, русскому языку. Он имел выдающиеся интеллектуальные способности: как пример, мог читать Платона в оригинале. Когда Сталин пришел к власти, продолжает историк, он всегда сам писал свои речи и статьи в чётком и зачастую утонченном стиле[27].
Согласно английскому историку Саймону Себаг-Монтефиоре, миф о невеже Сталине был создан Троцким. А на самом деле библиотека Сталина насчитывала 20 000 томов, он каждый день много часов проводил за чтением книг, делая пометки на их полях и ведя их каталог. При этом вкусы Сталина в отношении чтения были разнообразными: Мопассан, Уайльд, Гоголь, Гете, Золя. Кроме того, ему нравилась поэзия и в юности он писал стихи на грузинском языке. Сталин был эрудирован и цитировал Библию, труды Бисмарка, произведения Чехова, восхищался Достоевским, считая его замечательным психологом[27]
Алексей Пиманов[неавторитетный источник?], исследовавший личность Сталина, режиссер-постановщик сериала «Охота на Берию» на вопрос журналиста «Что вас удивило, озадачило больше всего в личности Сталина?»: «Его библиотека. Он всю жизнь учился, читал. Я лично видел несколько тысяч томов в его библиотеке, и на 90 процентах этих книг есть карандашные пометки, сделанные его рукой. А там книги от философии, естественных наук до художественной литературы»[28][29].