Реформы Русской армии в XVIII веке
..docxПётр III известен своими непопулярными мерами в русской армии. Восстановил против себя гвардейцев, предпочтя им выписанные из Гольштинии «образцовые» немецкие войска. Пытался вывести гвардию из Петербурга, лишив её тем самым возможности воздействовать на политическую жизнь России.
Ввёл прусские экзерциции и ежедневные вахтпарады. Упразднил прославленные в боях наименования полков, - теперь они должны были именоваться по фамилиям шефов, как в прусской армии. Передовые полководцы второй половины XVIII века ставили своей задачей подготовить армию для ведения военных действий. Они дополняли официальный устав своими наставлениями и инструкциями.
В разработке нового «Пехотного строевого устава», принятого в 1763 году, активное участие принимал П.А. Румянцев. Устав учитывал опыт Семилетней войны. Большое значение в нём придавалось маневрированию войск в колоннах. Однако, колонны не предназначались, как в уставе 1725 года для «проломления неприятельского фронта». Начинает развиваться и новая тактика – тактика колонн и рассыпного строя. На первое место, как и в начале века, выдвигается штыковой удар.
Одновременно был принят и «Устав воинский о конной экзерциции». Он допускал стрельбу на месте и в особых случаях построение в каре для отражения атаки противника.
По инициативе Румянцева (он считал это очень важным для военных действий) были сформированы егерские части. Егеря – лёгкая пехота, вооружённая ружьями с винтовой нарезкой, предназначена для ведения боя в рассыпном строю с «совершеннейшим прицеливанием».
Конница состоит из двух типов: новой тяжёлой кавалерии (получившей название «карабинеры») и лёгкой – казаков. Из 20 драгунских полков осталось 6, из 17 кирасирских – 5.
В 1783 году из гусарских полков и малороссийских казачьих войск был создан новый тип лёгкой кавалерии: 11 лёгко – конных полков. Образованы также и 4 конно – егерских полка.
Увеличено количество драгунских полков (вместо 6 их стало 11). Потёмкин Г.А. считал драгун «самонужнейшими и полезнейшими»: «можно сугубое, смотря по обстоятельствам из них сделать употребление, - писал он, - не заимствуя помощь и подкрепление ни пехоты, ни тяжёлой конницы».
В 1794 году организовано 5 конно – артиллерийских рот, каждая из которых имела по 14 орудий.
В 1770 году на Кавказе основаны казачьи войска: Кубанское, Моздокское, а в верховьях Дона – Хопёрское, которое впоследствии также было переведено на Кавказ и вошло в состав Кубанского войска.
После Пугачёвского бунта Екатерина II стала недоверчиво относиться к казакам. В 1776 году было решено ликвидировать Запорожскую Сечь, ставшую гнездом всякого рода беспорядков. Впоследствии (во время второй Турецкой войны) по ходатайству Потёмкина запорожцы были вновь приняты в русское подданство под именем Черноморского войска, им были отведены земли по Кубани. Войско это было слито с Кубанским.
К концу царствования Екатерины в действующей армии насчитывалось 287 тысяч человек.
Во второй половине XVIII века ещё господствует линейная тактика ведения боя, но продолжает развиваться и тактика колонн и рассыпного строя.
Разработка принципов этой тактики влекла за собой и создание новой системы обучения, в выработке которой огромную роль сыграл выдающийся русский полководец А.В. Суворов. Суворовская система воспитания не только не подавляла в солдате личность, подобно прусской системе, а, наоборот, опиралась на личность солдата. Большая часть русского генералитета, в том числе Суворов, считала, что переносить в русскую армию образцы прусской армии значит заниматься слепым и вредным подражаниям.
В своих «Учреждениях», правилах подготовки солдат и офицеров, Суворов постоянно обращается к русскому чувству национальной гордости, любви к своему отечеству.
Заключение.
Анализ развития вооружённых сил в России позволяет сделать следующие выводы.
В XVIII веке Россия превращается в сильную в экономическом, политическом и военном отношениях державу. Военная мощь государства, как известно определяется уровнем экономического развития страны. Развитие экономики России в I – ой половине XVIII века достигло того уровня, который позволил осуществить переход к регулярной армии.
Военные реформы Петра I прежде всего коснулись вопросов комплектования и организации армии.
Рекрутская система обеспечивала возможность иметь единую, национальную армию, которая обладала более высокими моральными качествами, чем любая армия европейских держав, а так же позволила иметь значительную по численности армию
Сложившаяся в первой половине XVIII века система комплектования армии совершенствовалась во второй половине века. Её развитие выражалось главным образом в упорядочении техники набора и доставки рекрутов в армию.
В основе реформ первой четверти XVIII века лежал накопленный в XVII веке опыт в организации армии. Этот опыт послужил основой для создания гвардейских полков, по образцу которых в дальнейшем были сформированы все полевые и гарнизонные полки. Не меньшее значение имел богатый опыт, накопленный в процессе Северной войны. Во время войны в организацию всей армии вносились серьёзные изменения, которые диктовались способами ведения военных действий, которые определялись вооружением, позволявшим вести бой в линейных боевых порядках. На вооружении в то время были гладкоствольные ружья и артиллерия. Введение калиброванного ручного огнестрельного оружия создало твёрдую базу для установления единого обучения, по единым уставам.
Войска обучались не только элементам строя и стрельбы, но также и штыковому бою, которым обычно заканчивалось всякое столкновение с противником, а также тактике боя.
В силу того, что изменение свойств оружия, а следовательно, и способов ведения военных действий происходило медленно, военная организация длительное время оставалась такой же, какой она сложилась при Петре I. Господство линейной тактики требовало укрепления пехоты и конницы и превращения артиллерии в самостоятельный род войск. Во второй половине XVIII века в связи с внедрением принципов тактики колонн и рассыпного строя происходит создание лёгкой пехоты.
Разработка принципов этой новой тактики влечёт за собой и создание новой системы обучения. Разделение функций огня, удара и расчленения боевых порядков резко повышает роль солдат и офицеров. Вместо механического исполнения команд всей армией требовалось сознательное исполнение приказаний отдельными элементами боевого корпуса. В связи с этим возросла роль одиночной подготовки солдат и полевой подготовки войск. Новая система требовала передовых методов обучения личного состава, в разработке которой большую роль сыграл А.В. Суворов, обобщив при этом не только свой собственный опыт, но и опыт других передовых командиров. Суворовская система не подавляла личность солдата, а, наоборот, опиралась на него.
Слабым местом русской армии в начале XVIII века было неудовлетворительное состояние офицерского корпуса, поэтому подготовка офицерских кадров приобрела первостепенное значение. Задача эта в XVIII веке была в основном решена. Основными каналами подготовки офицеров была гвардия и профильные военные школы.
Рассматривая управление вооружёнными силами в XVIII веке, можно сказать, что оно отвечало сложившейся организации. Централизация управления позволяла обеспечить армию всем необходимым и руководить ею как в мирное, так и в военное время.
Одним из основных вопросов строительства вооружённых сил в XVIII веке являлось снабжение армии вооружением, боеприпасами, одеждой, а так же обеспечение армии провиантом.
В течение первой четверти XVIII века проводилась огромная работа по созданию заводов, производивших вооружение и боеприпасы. Размещение промышленности и характер её производства позволяют сделать вывод, что в начале XVIII века была создана металлургическая база, обеспечивающая русскую армию оружием, причём по тому времени первоклассным.
Развитие железоделательной и меднолитейной промышленности позволило сделать крупный шаг вперёд в деле изготовления вооружения и боеприпасов (особенно артиллерийских орудий) во второй половине XVIII века.
В результате военных реформ, проведённых в XVIII веке, Россия получила постоянную, регулярную армию, имеющую единую систему комплектования, единое устройство, унифицированное вооружение, снаряжение, форму, единое обучение.
Литература
-
Бескровный Л.Г. Строительство русской армии в XVIII веке. Автореферат диссертации на соискание уч.ст. докт.истор. наук. М.,1950 год Русская армия и флот в XVIII веке М., 1958 год
-
Буганов В.И. Пётр Великий и его время. М., 1989 год
-
Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Второе издание т. 1 – 14., М., 1837 – 1841 г.г.
-
Заозерский А.И. Фельдмаршал Б.П. Шереметев. Роль в военной реформе конец XVIII века – начало XVIII века.
-
Керсновский А.А. История Русской Армии, том 1, М., 1999 год
-
Петелин В. Фельдмаршал Румянцев. – М., 2006 год
-
Строков А.А. История военного искусства, том 4 М., 1994 год
-
Разин В. А. История военного искусства, том 3 М., 1994 год
