Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правовое обесп. тур. деят. для з.о / стандартизация и сертифик.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
124.93 Кб
Скачать

2. О стандартизации услуг

Закон определяет стандартизацию как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Первое, что обращает на себя внимание в данном понятии - направленность стандартизации работ и услуг только на повышение их конкурентоспособности, одним из способов которого является повышение уровня обслуживания. В отношении продукции, кроме этого, обозначена еще и другая цель стандартизации - достижение упорядоченности ее производства и обращения.

Понятие стандартизации претерпело принципиальное изменение по сравнению с определением этого понятия в Законе РФ "О стандартизации" - из него исключен нормативный (обязательный) характер этой деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг.

Указанные изменения отражают новое место стандартизации в условиях рыночной экономики. Однако в определении данного понятия также как в понятии стандарта отсутствует указание на главную цель стандартизации в этих условиях, отличающую ее от деятельности по установлению обязательных требований.

Некоторый свет на понимание существа стандартизации в условиях рыночной экономики проливает указание в понятии на ее роль как средства повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Эта цель может быть достигнута в том случае, если стандарты будут разрабатываться для отражения в них прогрессивных требований, основанных на достижениях науки и техники. Это и должно являться главной целью стандартизации.

Поэтому цели стандартизации, провозглашенные в ст.11 Закона (повышение уровня безопасности и др.), следует рассматривать и как основные направления работы.

Необходимо отметить, что внешне перечень целей стандартизации в Законе о стандартизации и в Законе во многом совпадает, иногда даже текстуально.

Однако в главном они расходятся принципиально.

Например, если в Законе о стандартизации первой целью указано обеспечение безопасности соответствующих объектов, то в Законе - повышение уровня их безопасности.

В последней формулировке отражен новый характер деятельности по стандартизации - разработка перспективных требований, превышающих достигнутый уровень.

Говоря о конкретных целях стандартизации, определенных в ст.11 Закона, следует обратить внимание на отсутствие среди них цели обеспечения качества продукции, работ и услуг, которая упомянута в Законе о стандартизации.

Кстати, об обеспечении качества продукции, работ и услуг во всем тексте Закона упомянуто лишь однажды в ст.17, регулирующей вопрос о стандартах организаций. Это обстоятельство отражает уже принятый ранее безусловно правильный подход законодателя к этому понятию, который исключает вопросы качества продукции, работ, услуг, (т.е. вопросы о их потребительских свойствах, кроме вопросов безопасности) из сферы государственного регулирования.

Говоря о целях стандартизации и ее новой роли следует обратить внимание на отсутствие в Законе нормы, определяющей содержание национальных стандартов. Это содержание определяется целями стандартизации. Вместе с тем надо отметить, что поскольку стандартизация является деятельностью по разработке рекомендаций, то предусмотренные в ст.11 Закона ее цели не следует считать исчерпывающими.

В ст.12 Закона сформулированы принципы осуществления работы по стандартизации.

Указанный в качестве первого принцип добровольного применения стандартов по существу определяет также юридический статус стандартов, как документов, не имеющих обязательного характера.

В связи с этим возникает вопрос: является ли сама стандартизация добровольной деятельностью граждан или организаций, или имеет какую-то государственно-правовую основу, независимо от того, что ее результат -национальные стандарты - не имеют обязательного характера, не являются нормативными документами. Безусловно разработка проекта национального стандарта дело сугубо добровольное.

Вместе с тем следует отметить, что в Законе имеются положения, которые однозначно свидетельствуют: стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов.

К ним могут быть отнесены положения ст.14 Закона о возложении на Национальный орган РФ по стандартизации представительства РФ в международных организациях по стандартизации, участие в их работе и обеспечение учета интересов РФ при разработке международных стандартов.

Эти функции имеют безусловно государственный характер.

В связи с этим их выполнение, согласно п.2 ст.14 Закона Правительство РФ возлагает на определенный орган исполнительной власти.

При решении поставленного вопроса необходимо также учитывать положение п."р" ст.71 Конституции РФ об отнесении к ведению РФ стандартов и эталонов, метрической системы и исчисления времени. Из этого следует, что установление стандартов, т.е. стандартизация, является функцией государства.

Напомним, что действующая Конституция РФ принималась в условиях, когда стандартизация являлась безусловно государственной функцией, а определенные требования государственных стандартов имели общеобязательную силу.

Уместно поставить вопрос: не противоречит ли упомянутому положению Конституции РФ придание национальным стандартам статуса необязательных документов.

Представляется, что не противоречит. Понятие предмета ведения РФ означает только отнесение регулирования того или иного вопроса к компетенции именно РФ, а не к ведению субъектов РФ или к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Придание национальным стандартам статуса необязательных документов не исключает их из круга вопросов, регулируемых государством в лице соответствующих органов РФ.

Вопрос о правовом статусе стандартов не относится к категории предметов ведения РФ и ее субъектов.

Статус стандартов может изменяться в зависимости от потребностей и состояния социально-экономической обстановки в государстве.

Из всего сказанного следует, что стандартизация как вид деятельности сохраняет государственный характер и порядок ее осуществления должен регулироваться государством в соответствии с упомянутой нормой Конституции РФ.

Несмотря на добровольный характер применения национальных стандартов, законодатель все же определяет некоторые принципы, которыми обязаны руководствоваться разработчики стандартов, что является реализацией полномочий РФ, определенных Конституцией РФ.

Национальные стандарты, играя роль рекомендаций, являются документами, разработанными по правилам, определенным государством, и таким образом, опирающимися на его авторитет. Поэтому государству небезразлично содержание национальных стандартов.

Изложенные в ст.12 Закона принципы условно можно разделить на две группы.

Первая группа - принципы, направленные на недопущение в стандартах необоснованных ограничений свободы предпринимательства путем установления завышенных или дополнительных требований, не отвечающих целям стандартизации, определенным в ст.11 Закона.

Вторая группа - принципы технического характера:

- разработка национальных стандартов, как правило, на основе международных стандартов, за исключением случаев, указанных в Законе;

- недопустимость установления требований, противоречащих основополагающим требованиям технических регламентов (речь идет именно о противоречии, а не о прогрессивном повышении требований);

- установление требований, обеспечивающих единообразие применения стандартов.

В связи с целями и принципами осуществления деятельности по стандартизации возникает вопрос об ответственности за разработку национальных стандартов с нарушением норм, предусмотренных ст.11 и 12 Закона, а также правил разработки национальных стандартов.

В соответствии с законодательством РФ, как известно, применяются три вида ответственности: гражданско-правовая, административная и уголовная.

Два последних вида ответственности возможны при совершении виновных противоправных (незаконных) действий (бездействия), ответственность за которые предусмотрена в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в Уголовном кодексе РФ. При этом к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица.

Поскольку нарушение целей и принципов стандартизации объективно реализуется в национальных стандартах, которые не являются нормативными актами, т.е. устанавливающими общеобязательные правила, применение за эти действия указанных видов ответственности представляется невозможным.

Вместе с тем, несомненно, что добровольное применение национальных стандартов, разработанных с нарушением упомянутых целей, принципов и процедур, может привести к причинению вреда лицу, применившему национальный стандарт.

Представляется, что в этом случае можно говорить о применении гражданско-правовой ответственности, а именно деликтной (внедоговорной) ответственности в соответствии с ГК РФ.

При этом причинителем вреда должен выступать орган, утвердивший национальный стандарт, если он по закону может нести такую ответственность.

Закон не только принципиально изменил правовой статус стандартов, но также упразднил некоторые категории стандартов, предусмотренных Законом РФ "О стандартизации". Законустановил только две категории стандартов: национальный стандарт и стандарт организации.

Название "национальный стандарт" отражает негосударственный (т.е. не обязательный) статус этого документа, но указывает на возможность его применения на всей территории РФ.

Стандарт организации по существу заменил стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, предусмотренные Законом РФ "О стандартизации". С юридической точки зрения все указанные стандарты являлись документами одного уровня и статуса, что и было учтено в Законе.

Следует отметить принципиальное различие правовой природы национальных стандартов и стандартов организаций. Первые являются по существу рекомендациями общероссийского масштаба, а вторые - локальными нормативными правовыми актами, обязательными для применения всеми работниками организации их утвердившей.

Из этого вытекает возможность применения ответственности за несоблюдение требований стандартов организации в соответствии с трудовым законодательством РФ.

В связи с установлением Законом новых категорий стандартов следует особо подчеркнуть отсутствие среди них такой категории как стандарт отрасли. Правовой статус и необходимость существования такого документа и ранее вызывали определенные вопросы.

В новых условиях функционирования экономики Правительство РФ обоснованно взяло курс на упразднение отраслевых министерств и ведомств, которые утверждали стандарты отраслей, либо на существенное сокращение их прав в отношении предприятий.

Однако упомянутые решения Закона не всегда воспринимаются с должным пониманием. Некоторые федеральные органы исполнительной власти продолжают принимать отраслевые стандарты. Понять(но не оправдать) поведение этих органов можно. Но почему Минюст РФ регистрирует такие документы объяснить сложно

Согласно п.2 ст.15 Закона национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Процедуры разработки и утверждения национальных стандартов определены в ст.16 Закона.

Следовательно, правила стандартизации могут охватывать вопросы, не решенные в Законе, в частности, правила построения, изложения, оформления, учета, изменения национальных стандартов.

В части применения национальных стандартов Законом решен только вопрос о их ненормативности (добровольности применения) и некоторые другие вопросы общего характера.

Однако Законом, естественно, не решены технические вопросы применения: например, порядок отражения в стандартах организаций показателей национального стандарта, где и как должны быть обозначены его показатели, применяемые в данной продукции (работах, услугах), какие именно показатели используются и др.

К этим вопросам примыкает вопрос о порядке применения знака соответствия национальным стандартам.

Очевидно, такие вопросы также могут быть предметом правил стандартизации.

Вместе с тем, следует отметить, что Закон практически не решил вопрос о юридической силе правил стандартизации.

В этой связи необходимо уяснить, что Закон, излагая принципы стандартизации, указывает на добровольность применения стандартов, но не других документов в области стандартизации, указанных в ст.13 Закона.

Из этого следует вывод, что, если хозяйствующий субъект добровольно принял решение о применении национального стандарта, то правила его применения, установленные в правилах стандартизации, становятся для него обязательными.

Иное решение вопроса может только привести к дезорганизации работы по применению стандартов.

Разумеется, субъект добровольно принявший решение о применении стандарта, вряд ли будет нарушать правила его применения.

Но если это случится, никакие меры ответственности перед государством за это не могут быть установлены и применены.

Закон не содержит прямой нормы об органе, уполномоченном утверждать правила стандартизации. Представляется, что этим органом является национальный орган по стандартизации.

В п.2 ст.15 Закона содержится правило о применении национального стандарта независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления связанных с нею процессов, осуществления работ и услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Аналогичная норма о применении технических регламентов содержится в п.6 ст.7 Закона. В соответствии с концепцией Закона в этой норме не упоминаются работы и услуги, обязательные требования к которым не подлежат установлению в технических регламентах.

Смысл указанных правил в отношении технических регламентов заключается и основан на том, что они обладают всеобщей и универсальной обязательностью. Это означает, в частности, что требования технических регламентов обязательны для продукции, независимо от того изготовлена она в РФ или произведена и импортирована из другой страны для использования в РФ.

Требования технических регламентов обязательны для процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, произведенной в РФ, и в том случае, если упомянутые процессы осуществляются за пределами РФ, если иное не предусмотрено международным контрактом.

Несоблюдение требований технических регламентов в этих случаях может быть основанием для освобождения российских изготовителей и продавцов по международным контрактам от ответственности за возникший в результате этого вред.

В отношении национальных стандартов упомянутые правила имеют двоякий смысл, определяемый добровольным характером применения этих документов. С одной стороны, если принято решение о применении национального стандарта, его показатели должны применяться российскими субъектами в соответствии с правилами п.2 ст.15 Закона. С другой стороны, буквальное толкование этих правил может привести к выводу о том, что они являются по существу ничем не ограниченным разрешением на применение норм национальных стандартов не только российскими гражданами и организациями, но и зарубежными компаниями.

Между тем разработка национального стандарта связана с определенными материальными и финансовыми затратами на научно-исследовательские, проектные и иные работы, с вопросами авторства и т.п.

Представляется необходимым дополнить Закон соответствующей нормой, учитывающей интересы РФ и российских организаций

Согласно ст.13 Закона к документам в области стандартизации относятся также применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации.

Законом (п.3 ст.15) установлено, что общероссийские классификаторы - нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с ее классификацией(классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством РФ.

Из приведенного определения следует:

в отличие от других документов в области стандартизации общероссийские классификаторы имеют обязательный характер;

классификация - определенный порядок распределения информации в данном классификаторе;

все вопросы, связанные с общероссийскими классификаторами, отнесены к компетенции Правительства РФ.

Из определения не совсем понятно кто устанавливает классификацию. По смыслу Закона этот вопрос также должен быть решен Правительством РФ.

В связи с вопросом о классификации следует обратить внимание на "Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения" (далее - Положение), утвержденное приказом Минэкономразвития России от 21 июня 2003 г. N 197 (зарегистрировано Минюстом РФ 21 августа 2003 г. N 4996), т.е. после принятия и вступления в силу Закона.

В преамбуле приказа отмечено, что он издан. в соответствии с Концепцией развития туризма в РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р. Однако в Концепции говорится лишь о необходимости наделения федерального органа исполнительной власти в сфере туризма полномочиями по разработке и принятию новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения.

Насколько мне известно эта идея еще не воплотилась в конкретное решение Правительства РФ.

Более того, сама Концепция, одобренная до принятия Закона, должна быть приведена в соответствие с его нормами в этой части. При этом должно быть учтено правило п.3 ст.4 Закона о том, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера

К этому следует добавить, что по своему содержанию Положение не является классификацией, а как видно из п.1.2 и других является положением о системе добровольной сертификации гостиниц, разработанным с нарушением требований Закона.

В свете изложенного представляется, что Положение не подлежит применению, как противоречащее требованиям Закона.

Вместе с тем следует сказать, что содержащиеся в Положении материалы могут быть использованы при дальнейшей работе в данной области.

Анализ ст.17 Закона позволяет сделать следующие выводы.

Стандарт организации является основным локальным нормативным актом в котором закрепляются потребительские показатели оказываемых туристических услуг, включая требования по безопасности, а также меры и способы, обеспечивающие их соблюдение

Принятие стандарта организации не исключает разработку необходимых технических документов, детализирующих нормы стандарта.

При разработке стандарта необходимо учитывать, что Законом не допускается установление в технических регламентах или других документах обязательных требований к услугам. Вместе с тем в стандарте должны быть учтены общие и другие положения Закона РФ о защите прав потребителей, относящиеся к услугам.

Стандарт организации, оказывающей туристические услуги должен приниматься туроператором, имеющим лицензию на оказание соответствующих услуг. Для турагентов, взаимодействующих с ним, требования стандарта являются обязательными.

В договорах с потребителями услуг следует ссылаться на стандарты организации, устанавливающие требования к ним.

Использование стандарта организации другими лицами возможно только с разрешения данной организации.