
2.3 Земские соборы
С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Земские соборы XVI—XVII вв. были общегосударственными органами, решали общегосударственные вопросы, которые требовали согласованного решения сословных представителей.
Появление земских соборов означало установление в России сословно- представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.
Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.
Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником. Земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Как свидетельствует летопись, в состав первого земского собора входили: митрополит Макарий, Освященный собор, бояре, окольничие, дворецкие и др. Собор проходил в «царских палатах», работал два дня. На нем выступил с речью Иван IV, в которой обвинял бояр во всех «непорядках» имевших место в годы его малолетства. На Соборе рассматривались вопросы о новом Судебнике, о наместничьем суде, «чтобы суд был праведен». Собор 1549 г. положил начало проведению земской реформы.
После собора 1549 года, началось устроение «по всем землям ... государства» старост, целовальников, сотских, пятидесятских, т.е. введение земского самоуправления. Земский собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола, положил начало и земской реформе, отражённой в статьях 68-70, 72, 73 Судебника 1550 года.
Таким образом, Земский собор 1549 г. провозгласил начало реформ в центральном аппарате и на местах, которые проводились в интересах средних и мелких феодалов — основной опоры Русского государства. Судебник 1550 г., утвержденный Собором, явился первым законодательным актом складывавшейся сословно-представительской монархии.
В состав земских соборов входили все члены Боярской думы — бояре и дьяки, представители высшего духовенства (Освященный собор) и выборные от дворян и посадских людей. Таким образом, собор состоял как бы из трех частей: Боярской думы, Освященного собора, выборных от дворянства и верхов посада. На первых земских соборах выборных еще не было, но уже к концу XVI в. соборная практика знала выборных от разных регионов страны. На Земском соборе 1566 г. из 379 присутствовавших было 32 представителя духовенства (три архиепископа, шесть епископов, семь архимандритов, семь игуменов и др.), 29 думных чинов (Шесть бояр, три окольничих, три казначея, шесть дьяков и др.), 206 дворян и детей боярских, 75 представителей торговых людей, 33 дьяка и других приказных человека160. На Соборе 1566 г. было уже широко представлено «третье сословие» — посадское население, что объяснялось ростом удельного веса городов и политическим ростом посадской верхушки. Впервые верхи посада участвовали в деятельности Собора 1564—1565 гг. Представители чернотяглых крестьян в небольшом количестве присутствовали на Земском соборе 1613 г., в состав которого вошли: Освященный собор, бояре, дворяне, приказные люди, гости, дети боярские, все чины «града Москвы и всея Российская земля», все православные крестьяне.
Таким образом, земские соборы не были представительными органами всех сословий, а носили узкоклассовый характер. Ведущая роль в них принадлежала дворянству.
Созывали земский собор царь или Боярская дума либо патриарх. Иногда инициатива исходила от предшествующего собора. Соборы созывались по мере надобности и после решения вопроса распускались. Состав их участников зависел от причин созыва собора и содержания его деятельности. Число выборных постоянно колебалось. Так, в 1566 г. на Соборе присутствовало 379 выборщиков, в 1598 г.—457, в 1648 г. — 315. Соборы открывались традиционным молебном, в иных случаях, может быть, и крестным ходом. Продолжительность работы соборов была различной — от нескольких дней до нескольких недель, месяцев. В 1551году состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений - «Соборное уложение», или Стоглав. По этому названию и сам собор стал именоваться Стоглавым.
Стоглавый собор действовал несколько месяцев, в то время как собор 1549 года заседал два дня, а соборные совещания 1566 года продолжались пять дней. Собор 1551 года выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» зиждился на общности интересов, направленных к защите феодального строя.
Созыв земского собора юридически был необязателен для царя, но в отдельные периоды он был необходим. В условиях больших внутренних перемен, когда правительство не могло обойтись без прямой поддержки влиятельных социальных групп, прежде всего дворянства и посадской верхушки, оно созывало собор. Примером такого созыва является Собор 1566 г., когда ввиду сложности внутренней и внешней политики царь созвал земский собор.
Открывали земский собор царь, или патриарх, или временное правительство. Заседание начиналось чтением речи, которую произносил царь (1550 г.) или читал патриарх (1598 г.), или говорил думный дьяк (1642 г.). В речи формулировались причины созыва собора и ставились вопросы, подлежавшие разрешению. Речь слушалась всеми чинами, затем происходили совещания выборных раздельно в Боярской думе, Освященном соборе, в собрании дворян, стрельцов, горожан. Городовые дворяне и посадские делились, кроме того, еще на «статьи». Каждая часть собора и каждая «статья» решала вопрос отдельно и формулировала решение, в письменном виде. Решения эти сводились на втором общем собрании и являлись материалом, выводы из которого делались царем или Боярской думой.
Правительство пыталось регламентировать порядок организации и деятельности земских соборов. Оно рассылало на места воеводам призывные грамоты, в которых указывало, по какому поводу собираются в Москву выборные, и количество депутатов от данной местности. Избирательным округом признавался город с уездом. Количество уездов, посылавших представителей на собор, было различно: в 1613 г. — 39, в 1648 г. — 119.
Количество выборных для каждого земского собора было различным. Правительство требовало от воевод строгого соблюдения норм представительства. Выборные выбирались от каждого сословия. Нарушение принципа сословного представительства осуждалось правительством.
После проведения выборов составляли протокол, подписывавшийся всеми, кто принимал в них участие. Протоколы отсылались в Москву в Посольский или Разрядный приказ. Выборные не имели права уезжать из Москвы до окончания работы собора. За свою соборную службу выборные получали жалованье, однако оно выплачивалось правительством неаккуратно.
Сохранилась масса челобитных от выборных о неполучении ими жалованья. За свою работу на земском соборе выборные получали награды. Для дворян награда выражалась в повышении по службе, назначении на выгодные должности, получении придач к денежному и поместному окладу, для посадских людей — в целом ряде экономических льгот.
Более заметную роль земские соборы начинают играть с конца XVI — начала XVII вв. когда имело место ослабление царской власти государство, испытывая большие трудности, стремилось усилить значение земского собора как органа, который должен содействовать укреплению централизованной власти.
Крупным политические события в общественной жизни страны был Земский собору 1566 г. — первый собор, от которого сохранился подлинный документ («грамота»). Он собрался в трудное военное время, и Иван IV не мог обойтись без помощи сословных учреждений. Собор 1566 г. являл собой уже сложившееся учреждение. На нем присутствовали представители всех слоев населения, кроме крестьянства. Вместе с тем на Соборе 1566 г. заметно явное преобладание дворянства (51%), что свидетельствует о его возросшей политической активности. На «третье сословие» приходилось 20% состава, оно представляло верхушку посадских людей. Прослеживается и четкое разделение на несколько групп сословного характера: 1) Освященный собор (он давал советы царю); 2) Боярская дума (она уже не давала советов, а высказывала свои соображения: «ведает бог, да государь наш»); 3) представители дворянства и купечества. Перед Собором 1566 г. были поставлены вопросы, основным из которых являлся вопрос о ливонских городах. Участники Собора выразили готовность служить царю и отстаивать города до самой смерти. Остальные вопросы носили общий характер и касались основного направления русской внешней политики того времени.
Целью Земского собора 1580 г. было обсуждение вопроса о мире с Польшей. Таким образом, на Соборах 1566 и 1580 гг. решались важнейшие вопросы внешней политики. Земские соборы 1584—1611г. проходили в обстановке классовой борьбы и по своему характеру были избирательными. Они избрали на престол сына Ивана IV Федора (1584 г.). После смерти царя Федора ввиду прекращавшейся старой династии. Рюриковичей на престол был избран Годунов (1598 г.).
Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным из всех земских соборов (700-800 человек). Это был единственный Земский собор, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян. На соборе развернулась борьба различных группировок, предлагающих кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В. Воротынского и даже В. Шуйского. Победила группировка, поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына «тушинского» патриарха Филарета, связанного родственными узами с династией Рюриковичей.
Земский собор 1613 г. имел огромное значение. Им открывается новый период в деятельности соборов, активно участвующих в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.
В правление Михаила Романова (особенно 1613—1622 гг.) земский собор получил значение постоянного представительного органа. В условиях общей хозяйственной разрухи и тяжелого финансового положения государства, обусловленных социальными потрясениями и польско-шведской войной, власть особенно нуждалась в поддержке основных социальных группировок, прежде все го дворянства и верхушки города. Соборы того времени, многочисленные по составу, были дворянскими по своему характеру и привлекались к рассмотрению важнейших государственных вопросов.
Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.
С 20-х годов XVII века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже.
Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.
Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной монархии XVII века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки.
Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года. Соборное уложение 1649 года существенно изменило правовое положение основных слоев русского общества и отличалось ярко выраженным крепостническим характером.
Расцвет соборной деятельности приходится на первую половину XVII в., затем земские соборы созывались все реже. Ко второй половине XVII в. царская власть укрепилась, на местах сложилась развитая система воеводского управления, улучшилось финансовое положение страны, упрочилось и внешнеполитическое положение Русского государства.
Поэтому монарх больше не нуждался в постоянно действующем органе. Последний Земский Земской Собор состоялся в 1653 г. для решения вопроса о воссоединении (Украины с Россией). Все последующие соборы были неполными по составу являлись фактически совещаниями царя с представителями отдельных сословий. В частности, в 1660 г. гости и московские торговые люди были созваны на совещание с участием Боярской думы для решения финансовых проблем, в 1672 и 1667 гг. правительство совещалось с гостями по вопросу об армянской торговле шелком. В 1682 г. было созвано совещание по вопросу об отмене местничества, по финансовым делам.
Отмирание земских соборов было обусловлено социально-экономическими и политическими изменениями, происшедшими в России во второй половине XVII в. Восстановление экономики, дальнейшее развитие феодального хозяйства, усиление экономических связей позволили укрепить государственный строй, царскую власть, бюрократический аппарат. Усилилось руководство со стороны царя важнейшими государственными делами. Он решал их по совету с доверенными людьми минуя Боярскую думу. В этих условиях земские соборы для царской власти были уже не нужны.
Утратили они значение и для дворянства, добившегося закрепощения крестьян и расширения своих прав на поместья. В новых условиях классовым интересам дворянства соответствовала новая форма политического господства — абсолютная монархия.