
- •6. Социология развития личности. Личность как социальный тип.
- •Личность и культура
- •Природное и социальное в человеке
- •Понятие индивида, личности и индивидуальности
- •Структура личности Общественные и личные интересы. Групповой опыт. Уникальный индивидуальный опыт
- •Предписанные и достигаемые статусы. Ролевое поведение личности
- •Биологическое и социальное в развитии человека Основные теории развития личности (ч. Кули, Дж. Мид, з.Фрейд, ж.Пиаже, л. Колберг)
- •Ресоциализация. Агенты социализации. Неуспешная социализация
- •Динамика личности Первичная и вторичная социализация
- •Личностная перспектива. Биологическая перспектива. Психологические объяснения. Девиантность и структуральный стресс. Дифференциальная ассоциация. Социальные функции девиантности
- •Основные теории, объясняющие девиацию
Ресоциализация. Агенты социализации. Неуспешная социализация
Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей), усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается личность.
В отличие от первичной социализации детей, юношей и девушек социализация взрослых носит вторичный характер, будучи связана с заменой ранее приобретенных и утвердившихся знаний, ценностей на качественно новые. Такая вторичная социализация называется ресоциализацией – это процесс усвоения взрослыми новых знаний, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей, заменяющих прежние. Особенно ярко ресоциализация проявляется, когда человек внезапно попадает в принципиально иную ситуацию, но чаще всего связана с существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии и переподготовкой кадров.
Каждый этап социализации определяется действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты; общественные условия социализации: предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений); социальные отношения (семейные, дружественные, производственные); социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).
Результат социализации зависит от активности самой личности. Продолжается в течение всей жизни человека. Ее цель – адаптация человека к социальной реальности. Отрицательные виды приспособления: конформизм – пассивное, лишенное личностного содержания принятие существующего порядка вещей. Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, следованием определенным образцам, подчинением авторитетам. Оптимальный вариант – разумное приспособление к социальным условиям.
Динамика личности Первичная и вторичная социализация
В большинстве социологических дискурсов различают первичную и вторичную социализацию, что вводит представление о периодичности и стадиальности протекания социализационных процессов.
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:
Ранняя (первичная) социализация. Приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.
Вторичная социализация:
профессиональная социализация. Осуществляется в форме овладения специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.
включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).
пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерно изменение образа жизни в связи с исключением из среды производства.
Первичная социализация трактуется при этом как финитный (конечный) процесс, завершающийся со становлением личностных структур индивида и приобретением им прав «взрослого» в данном типе общества (т.е. началом социальной зрелости). Последнее, как правило, связано: с овладением определенной профессией и началом трудовой деятельности; получением образования, соответствующего тому или иному стандарту; началом самостоятельной семейной жизни и приобретением статуса «родителя»; обретением всей полноты политических, юридических и т. п. прав и обязанностей; закреплением личностной (само) идентификации. В обществах традиционного и особенно архаического типов границы завершения первичной социализации фиксируются достаточно четко, например, через прохождение обрядов инициации, и характеризуются, как правило, совпадением (как минимум корреляцией) во времени всех составляющих социализационного процесса. В обществах индустриального типа составляющие социализации в той или иной мере автономны друг от друга, что ведет к нарастанию их несинхронности во времени. В обществах «позднего модерна» и/или постмодерновых обществах десинхронизация и автономизация этих составляющих многократно усиливается, а сама социализация предельно растягивается во времени, частично продолжаясь в период «социальной зрелости».
Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Из наиболее существенных факторов в этом отношении следовало бы назвать: принципиальное изменение демографического поведения, акселерацию, иные стратегии построения брачно-семейных отношений; увеличение требований к получаемому стандарту образования, длительность и сложность овладения современными профессиями, возрастание квалификационных требований; рост территориальной и социальной мобильности, максимальную динамизацию социокультурной жизни, необходимость постоянной корректировки и смены приобретаемых идентичностей; предельную урбанизированность образа жизни, его жесткое подчинение временным ритмам, обезличивание социальных отношений; изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения; влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий; факторы психологического характера (одиночество, стресс, культурный шок, психические заболевания и т. д.). В результате не только размываются этапные границы социализации, возрастает сложность и насыщенность социализационных процессов, но и становятся массовыми феномены так называемых «опережающей» и «запаздывающей» социализации, во многом ставится под вопрос сам финитный характер первичной социализации и возникает необходимость переопределения сути вторичной социализации.
Под последней в социологии традиционно понимали совокупность процессов социально-адаптационного характера, характеризующих изменения в жизни «социально-зрелого» («взрослого») человека – носителя сформированных личностных структур, автономного и ответственного за самостоятельно принимаемые решения. При таком подходе к трактовке социализации некоторые социологи вообще отрицали необходимость понятийного оформления этих процессов как социализационных, считая возможным рассматривать их в терминах социальной адаптации – приспособления на разных уровнях «включенности» к изменениям социокультурных, жизненных и возрастных ситуаций. Особые, но нечетко обозначенные вопросы в данном случае представляли собой следующие темы: завершения активного жизненного цикла, в связи с чем предлагалось обсуждение разных версий «десоциализации» пожилых людей, сужающих сферу своей социокультурной активности; маргинализации и пауперизации (обеднения) тех или иных социальных групп и индивидов; ресоциализации отдельных людей, потребность в которой возникала в результате перенесенной болезни или полученной травмы; кардинальной смены языковой и/или культурной среды. Для описания процессов последнего рода в американской культурной антропологии были предложены термины «культурализация» (К. Клакхон) и «инкультурация» (М. Херсковиц), которые были полемически противопоставлены термину «социализация» как акцентирующему усвоение социальных ролей. В контексте анализа этих понятий в 1930-е/1950-е гг и была определена в, прежде всего в американской, социологии проблематика и тематика социологии личности. Другой канал их концептуализации – психология – прежде всего в лице Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, 3.Фрейда (см.), Э.Эриксона, а затем и представителей гуманистической психологии, – сосредоточила внимание на формировании личностных структур, когнитивных и иных способностей ребенка в процессах его все более полного включения в социокультурную жизнь.
Таким образом, в отличие от более или менее соблюдаемого единства (при всем многообразии дисциплинарных и парадигмальных версий), в понимании сути первичной социализации, наиболее спорным и уязвимым для критики оказалось понятие вторичной социализации.
В современных исследованиях понятийно-терминологический ряд, связанный с тематикой и проблематикой социализации, все больше стал связываться с эвристическими возможностями социологических и психологических парадигм, оформленных в неклассический и неоклассический период развития социогуманитарного знания, а сама тематика и проблематика, ранее трактовавшаяся как сугубо «социализационная», стала во многом осмысливаться с применением иных методологических и концептуальных средств (В.Л. Абушенко).