
Социология для студентов леч осень 2013 1-8 / Семинар 6 / Материалы для докладов / Субкультуры Москвы
.pdf
Таджикское молодежное сообщество в Москве
ции. Все расходы на переезд молодого человека из Таджикистана в Москву, как правило, берут на себя родственники. Они же помогают ему в обустройстве и нахождении работы. Поэтому неслучайно молодые люди в свободное от работы время стараются в знак признательности за оказанную помощь навещать родственников.
Досуговая культура
Студенты, как правило, проводят время в компании сверстников: обсуждают те или иные проблемы в кафе, ходят в кино, читают книги, «сидят в Интернете» или занимаются спортом.
В последние два-три года среди таджиков в Москве возрос интерес к спорту, и даже стало популярным быть членом ка- кой-нибудь спортивной команды. В частности можно выделить «сообщество любителей волейбола». Каждое воскресенье на нескольких спортивных площадках в разных районах города собирается много молодых таджиков, чтобы одним — поиграть, а другим — посмотреть на игру. Автор был свидетелем одного такого турнира по волейболу между десятью командами из Москвы. В течение четырех недель по воскресным дням молодежь собиралась на спортплощадке в районе метро «Бабушкинская», на улице Вешних вод. Причем каждый раз число зрителей достигало до 300 человек. Турнир был организован в память знаменитого таджикского спортсмена Шозодаалишо Шомуссаламова. Победителю был вручен переходящий кубок его имени.
Чтобы подробнее узнать о том, какими еще видами спорта занимаются в российской столице молодые люди из Таджикистана, я встретился и побеседовал с известным спортсменом Хурсандом Джамшедовым (1978 г.р.).
Т.К. Честно говоря, я уже не помню все твои титулы. Скажи, пожалуйста, каких высот ты уже достиг в своем виде спорта?
461

Т.С. Каландаров
—Я шестикратный чемпион Москвы, чемпион России (2006 г.), чемпион Азии (2006 г.), чемпион Европы (2006 г.) и чемпион мира (2006–2007 гг.) по кикбоксингу.
Т.К. Кто твой тренер?
—Мой тренер — Марк Мелкер.
Т.К. Насколько мне известно, ты теперь и сам выступаешь в качестве тренера. Сколько у тебя учеников и есть ли среди них таджики?
—У меня около 20 учеников и 10 из них — молодые ребята из Таджикистана. Среди них уже есть призеры московских соревнований.
Т.К. Где ты тренируешь своих подопечных и кто оплачивает ваши расходы?
—Нам никто не помогает. Сами спортсмены скидываются на аренду зала и на мою зарплату. Это не секрет, могу назвать цифры. Каждый спортсмен платит 2000 рублей в месяц: из них 1000 идет на аренду зала, 500 рублей — на теку-
Илл. 53. Соревнование по национальной борьбе в таджикистанской общине в Москве. 2007 г.
462

Таджикское молодежное сообщество в Москве
щие расходы (спортинвентарь, одежда и т.д.) и 500 — мне как учителю.
Т.К. Какой у вас график тренировки?
—Занимаемся три раза в неделю — по вторникам, четвергам и субботам, с 20 до 22 часов.
Т.К. Хурсанд, скажи, пожалуйста, а когда ты приехал в Москву?
—В 1996 году из Таджикистана я приехал в Казахстан. Сначала думал поступать в вуз, так как в школе хорошо учился. Но реалии жизни там оказались другими. Пришлось идти работать, и на учебу уже времени не было. С 1998 года начал тренироваться в секции кикбоксинга. В 2000 году приехал в Москву. Адрес клуба мне дали еще в Казахстане. Приехал в клуб, познакомился с нынешним своим тренером, он дал мне шанс проявить себя. И я воспользовался этим шансом. Три раза в неделю были тренировки. Конечно, не все легко давалось, но я упорно работал под руководством тренера. Потом появились первые успехи. Сейчас, когда некоторые видят мое фото на плакатах, говорят: «Ну, это легко!». Они просто не знают, с какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы мое фото появилось на плакате.
Т.К. Скажи, а помимо клуба, где ты с учениками тренируешься, есть ли в Москве другие клубы, где занимается спортом таджикская молодежь?
—Да, я знаю пару клубов, где тренируются ребята из Таджикистана: в одном занимаются вольной борьбой, в другом — каратэ.
В разговоре с Хурсандом мне была интересна не только спортивная тема. Я задал ему еще несколько вопросов, касающихся его жизни в Москве.
Т.К. Ты отмечаешь национальные праздники — Навруз, Курбан-байрам и другие?
— Если честно, то до недавнего времени я отмечал только свой день рождения. Теперь я отмечаю вместе с другими моими земляками наши национальные праздники.
463

Т.С. Каландаров
Т.К. Хурсанд, а как ты проводишь свободное время?
—Сейчас все свое свободное время я провожу с мамой, она в Москве, приехала на лечение.
Т.К. Ты скучаешь по Таджикистану?
—Очень. Я думаю, что туда, где человек родился и вырос, его всегда тянет. Видимо, оттого что я скучаю по родине, иногда во сне я начинаю разговаривать. А на утро мне говорят, что я «вещал» о Таджикистане. Но что интересно, во сне я говорю уже на русском языке [смеется].
Т.К. А какая музыка тебе больше по душе?
—Больше слушаю дидактические песни и поэмы, рассказывающие о героизме исторических личностей.
Т.К. А есть у тебя любимый кинофильм?
—Да, это фильм «Крестный отец»
Т.К. Почему именно этот фильм?
—Там показывают реальную жизнь и борьбу за справедливость. В нем справедливость оценивается выше, чем жизнь родного брата!
Т.К. У тебя есть девиз в жизни?
—«Невозможное возможно!» Эти слова Мохаммада Али — великого боксера — и есть мой девиз по жизни.
Т.К. Какие планы у тебя на будущее?
—То, чему меня научили, передать новому поколению. Т.К. Спасибо за интервью и новых успехов тебе в спорте.
—Спасибо.
Основной праздник, которые отмечают таджикские мигранты в Москве, — Навруз. Например, в марте 2008 года во Всероссийском выставочном центре, в павильоне № 69 Союз таджикистанцев России организовал празднование Навруза, в котором приняло участие около 1500 человек. Естественно, большей частью это была студенческая и рабочая молодежь. На празднике исполнялись национальные песни и танцы, были огранизованы соревнования по традиционной борьбе «гуштингири». В том же месяце состоялось празднование Навруза при содействии мэрии Москвы и национально-
464

Таджикское молодежное сообщество в Москве
культурного центра Таджикистана16 . Мигранты-исмаилиты ежегодно отмечают день рождения имама Ага-хана (13 декабря) и день его коронации (11 июля), а также так называемый День нура (24 мая). В 2007 году исмаилиты Москвы торжественно отпраздновали золотой юбилей коронации Ага-хана17 .
Не обходятся без радостного общения, музыки, танцев и песен свадьбы между таджиками-соотечественниками. Они проходят в соответствии с религиозными установками и национальными традициями.
Говоря о досуге, следует отметить, что 22 человек из 100 опрошенных указали на отсутствие у них свободного времени. Действительно, многие молодые мигранты трудятся в Москве без выходных.
«Я работаю дворником уже второй год, и в прошлом году только 31 декабря не вышел на работу, остальное время работал каждый день. Мой рабочий день начинается с шести часов утра и заканчивается поздним вечером, поэтому у меня нет свободного времени. Хотя у меня есть двоюродный брат в Подмосковье, я видел его в прошлом году только на Новый год» [Камолиддин, 27 лет, Хатлонская обл.].
«Я вкалываю на стройке. Работаем всю неделю, с утра и до вечера, и получаем гроши. Никто из русских не стал бы за такие деньги вкалывать. На них в Москве даже месяц не прожить. А в Таджикистане, вы сами знаете, это большие деньги... И я готов работать по субботам и воскресеньям, без выходных, только бы мои дети были сыты и не плакали... Отдыхать потом будем...» [Шамсуддин К., 35 лет, Согдийская обл.].
Интересно, что только трое участников анкетирования указали, что в свободное время они посещают мечеть. Один из моих собеседников — рабочий на стройке — рассказывал:
«Я читаю намаз и в свой выходной день еду в мечеть на проспекте Мира. Там читается общий намаз. Это очень важно для меня. Там я получаю положительную энергию. Духов-
465

Т.С. Каландаров
ное общение с единоверцами в мечети помогает мне преодолеть трудности» [Файзом, 25 лет, Согдийская обл.].
Два выходца из ГБАО написали в анкете, что в воскресенье они посещают памирскую общину в Москве.
Как говорилось выше, девушки-таджички составляют ничтожно малую долю мигрантов. В основном это либо дети гастарбайтеров со стажем, либо учащиеся школ или вузов. На наш взгляд было интересно узнать их мнение по обсуждаемым в данной статье проблемам. Моя собеседница — дочь работающих в Москве гастарбайтеров из ГБАО, студентка второго курса РУДН Майгуни Муборакшоева, 1989 г.р.
Т.К. Как Вы, Майгуна, проводите свой досуг в Москве?
—Гуляю с друзьями, хожу в кино. По-разному. К родственникам не хожу.
Т.К. Почему?
—В свободное время хочу быть с друзьями.
Т.К. Вы говорили, что уже пять лет, как живете в Москве, закончили здесь среднюю школу. И вот сейчас, после нескольких лет «московской жизни», что Вас удивляет?
—Наши девушки и парни приехали сюда и так же, как москвичи, свободно курят и пьют. Это меня огорчает.
Т.К. Вы — студентка. А где же вы живете: снимаете комнату или...?
—Я живу в общежитии с соседками: одна — из Эфиопии, другая — из Сочи.
Т.К. Как складываются у Вас отношения с ними?
—Мы рано уходим и приходим вечером, поэтому особо не общаемся… Т.К. Вы как-то общаетесь со своими сверстниками из Таджикистана?
—Половина моих друзей — это русские. Но когда я пришла в общину при организации «Нур», то познакомилась там со многими моими земляками из Таджикистана. И вот уже почти пять лет общаюсь с ними.
466

Таджикское молодежное сообщество в Москве
Т.К. А вы входите в какиенибудь другие сообщества?
—В университете есть землячества, каждый народ имеет свои землячества. И вместе мы собираемся, поем песни, танцуем, особенно на праздниках.
Т.К. Какие по-Вашему, проблемы есть у молодых людей из Таджикистана в Москве?
—Мне кажется, свобода, которую они приобрели здесь, — слишком огромная, они выходят за рамки ис-
ламской этики. Забывают свои традиции и свои этические моменты.
Т.К. А Вы думаете, что это большая проблема?
— Конечно… Т.К. Может быть, таким образом они лучше интегрируются
в новое для них общество? Вот, Вы, например, говорили о своей русской подруге Маше. Она курит, а Вы не курите.
—Это ее проблемы. Моя мама не курит, почему я должна ради понта курить с ней?
Т.К. И как, по-Вашему, решить эту проблему среди таджикской молодежи?
—За каждого человека сложно решить его проблемы. Человек должен сам понимать, что от курения — только вред. Т.К. Можете назвать своих двух самых близких подруг?
—Могу. Это Мадина и моя сестра, с которой мы почти как друзья.
Т.К. А из нетаджиков есть друзья?
—Есть, конечно, многие нетаджики.
467

Т.С. Каландаров
Т.К. А с кем из них Вам легче общаться — с таджиками или нетаджиками?
—Мне без разницы, главное, чтобы с человеком было интересно… прикольно… Т.К. А со своими нетаджикскими друзьями Вы ходите куданибудь?
—Иногда ходим в кино, но в ночной клуб не хожу с ними, у меня другое воспитание.
Т.К. Какой Ваш любимый праздник?
—Новый год.
Т.К. Почему?
—Не знаю, мне кажется, что праздник этот как-то объединяет людей. Я с детство люблю его... ожидание чего-то нового.
Т.К. А есть у Вас любимая художественная книга?
—Я люблю русскую классику. Мой самый любимый автор
—Достоевский. На данный момент я читаю его дневники, и это очень-очень интересно для меня.
Т.К. А какой-нибудь любимый фильм есть?
—Да, есть. Это «Белое солнце пустыни».
Т.К. Почему именно этот фильм?
—Не знаю. Просто я много раз его смотрела... Просто очень нравится.
Т.К. Интересно, а кто из героев этого фильма больше всех нравится?
—Не могу выделить кого-то... Я еще в детстве видела его и с тех пор много раз смотрела его и нравится...
Т.К. А есть любимый певец или певица?
—Мне нравится творчество Уитни Хьюстон.
Т.К. А почему именно американка?
—Я когда первый раз ее услышала, то меня удивил ее голос, как-то запало в душу...
Т.К. А таджикские песни нравятся?
—Я слушаю памирские песни. Мне нравятся такие певцы, как Хасаншо, Лидуш и Муборакшо.
468

Таджикское молодежное сообщество в Москве
Проблемы адаптации
Как явствует из этого интервью и других моих бесед с молодыми таджиками, чем больше срок их проживания в Москве, в более или менее «цивилизованных» бытовых и социальных условиях, тем больше у них возможности если не интегрироваться в новое для мигрантов общество, то, во всяком случае, адаптироваться к нему.
К сожалению, из-за всё возрастающей в столице РФ ксенофобии и в частности исламофобии, активности экстремистских молодежных группировок (скинхеды, неонацисты и др.) и других причин молодые гастарбайтеры из Таджикистана, легально находящиеся в российской столице, стараются не контактировать с ее жителями. Разрешение на работу оформляет работодатель (фирма или предприятие), мигранты проходят медкомиссию в районных поликлиниках по месту юридического адреса работодателя и приступают к работе. График их рабочего дня также не способствует общению: утром — на стройку или на рынок, где они имеют дело, как правило, с соотечественниками, а вечером — домой, спать. Исключение составляют студен- ты-таджики, обучающиеся в вузах Москвы. Они имеют больше возможности для общения со сверстниками.
На вопрос о возможной/ом женитьбе/замужестве с русской/русским мои собеседники были единодушны: этническая принадлежность не имеет значения, главное, чтобы брак был по любви, а не по расчету.
«Думаю, если появляется любовь, национальность не играет роли, хотя я сам еще не испытывал любовь к девушке из другой нации и не могу судить об этом» [Бахром Б., 19 лет, студент, из г. Душанбе].
В Москве в последние годы не часто, но случается, что таджикские мигранты влюбляются в москвичек и женятся на них. Но в целом молодые москвички, как говорится, не жалуют таджиков. Возможно, те 30% вступающих в брак в России холос-
469

Т.С. Каландаров
тых мигрантов-таджиков, о которых говорил проректор Р. Ульмасов (см. начало статьи), приходятся не на Москву, а на другие населенные пункты. Москва же для холостых мигрантов представляет искушение своей свободой нравов и возможностью пользоваться «жрицами любви», т.е. проститутками. Итогом чего являются венерические заболевания, изменение отношения молодых людей к семейным ценностям и др.
Что касается браков по расчету, то мне известны довольно интересные случаи, когда заинтересованность проявляют не мужчины-мигранты, а москвички. Например, есть молодые женщины, которые находят непьющих таджикских гастарбайтеров и живут с ними в гражданском браке. Причем против регистрации отношений выступает именно женщина, опасаясь, что в случае развода муж-иностранец будет претендовать на жилплощадь. Супруг-гастарбайтер приносит в дом деньги, а жена не работает. Бывает, мигрант живет с женщиной 7–8 лет, но при этом без регистрации в квартире гражданской жены и без получения российского гражданства.
Практически все мои молодые собеседники подчеркивали, что и за пределами родины следует сохранять религиозные и культурные ценности своего народа. При этом они не против усвоения культурного достояния страны пребывания.
Из интервью со студентом Бахромом Б., 19 лет, г. Душанбе.
Т.К. Как Вы думаете, для того чтобы интегрироваться в российское общество, надо ли сохранять свои традиции, религию и язык?
— Думаю, будущее общество должно быть поликультурным. Поэтому, на мой взгляд, все народы могут сохранять свои традиции, языки и тем более религию, но при этом быть интегрированными в обществе.
Из интервью со студенткой Майгуни Муборакшоевой, 19 лет, ГБАО.
Т.К. Кем Вы себя считаете? Я имею в виду этническую принадлежность?
470