Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗА, 9 сем / Политология / Лекции / 4_Конспект лекций по политологии.doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
1.13 Mб
Скачать
    1. Силовой фактор в мировой политике

Между тем реализация интересов одних государств нередко наталкивается на национальные интересы других, что обусловливает возникновение международных конфликтов, которые до сих пор разрешаются преимущественно с помощью войн. Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд человек. За последние 40 лет земное сообщество ввергалось в войны 250 раз, всего в этих войнах участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн человек. Печально известный афоризм «История человечества – это история войн» заставляет задуматься над природой и содержанием международной политики, поскольку она существенно влияет на внутреннюю политику государств.

Государство и его мощь как неотъемлемое условие мира представляли собой основной и непререкаемый принцип международной политики, начиная с Вестфальского мира 1648 г. и, возможно, значительно раньше. Хотя велись долгие дебаты о характере политической и государственной власти, в течение последних пяти столетий люди, принимавшие решения, воспринимали как аксиому уравнение: государство, сила, безопасность. «Грубая сила государства» и особенно его способность мобилизовать и направить свою мощь «через такие организации, как армия, милиция, полиция, бюрократия, суд», породили веру в то, что только государство может гарантировать безопасность.

Сила как основополагающий товар международных отношений, национальные интересы как руководящие принципы творцов политики, равновесие сил как средство достижения таких интересов, не прибегая к войне, и государства как единственные значительные действующие лица в этой великой драме – вот догматы политического реализма.

Реалисты рассматривают мир и стабильность, как «результат воздействия баланса сил, приводимых в движение собственными интересами». Точное определение баланса сил было предметом детальных обсуждений среди теоретиков-реалистов после второй мировой войны, относящихся к первому поколению таких послевоенных ученых, как Моргентау, Хаас, Каплан, Клод и многие другие. Однако неизменной чертой этих обсуждений было стремление определять сам мир исключительно в плане распределения силы. Но в следующем столетии, с точки зрения реалистов, мир в Европе будет возможен только в условиях равновесия.

Реалисты считают, что только взаимосвязанная сеть балансов сил поможет избежать войны между государствами или ограничить распространение гражданских войн за пределы данной страны. Будь то на Ближнем Востоке, в Азии, Африке или Латинской Америке, прекращение соперничества великих держав, по мнению реалистов, означает повышенную необходимость поддерживать равновесие сил, предпочтительно путем манипуляции экономической помощью и поставками оружия, и в то же время в некоторых случаях – прибегать к использованию собственных сил, чтобы подкрепить свою роль более крупных и более богатых государств – наций в поддержании баланса сил.

Теоретики «баланса сил» усматривают в окончании двуполярности, существовавшей после второй мировой войны, возвращение к обстановке, когда всегда может возникнуть конфликт и когда всегда налицо компоненты силы. Реалисты полагают, что без «жестокой двуполярности» периода холодной войны государства вернутся к общей борьбе за власть, которая будет проявляться главным образом в военной форме при достижении своих моральных интересов; пока что Соединенные Штаты располагают военной силой, которая превышает силу любого вероятного противника и демонстрирует их способность использовать эту силу в глобальном плане. Но превосходство Америки как не останется без вызова, так и не будет сохраняться на уровне, который был характерен для периода конца 80-х начала 90-х годов.

Таким образом, реалисты вновь признали, что вооруженные силы и влияние, используемые для достижения интересов великих, являются единственным средством сохранения баланса сил во всем мире и, тем самым, избежания войны.

Однако эти предположения и аргументы обманчивы. Если бы главные государства конца 20-го века строили свою политику на основе взглядов реалистов, то не удалось бы воспользоваться возможностями избежания войн и ослабления конфликтов.

В новых условиях удалось преодолеть главный классовый конфликт прошлых лет, чреватый третьей мировой войной, прекратить холодную войну. Однако возникли спорадические очаги конфликтов на межгосударственной и межнациональной почве, обусловленные в первую очередь переходным характером современных экономических и политических процессов международных отношений.