
- •Глава IV понятие права
- •§ 1. Классические, неклассические и постнеклассические интерпретации понятия права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •§ 2. Право как психосоциокультурная коммуникативная система
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •§ 3. Признаки права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •§ 4. Виды права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие права
- •Глава IV. Понятие праьа Дополнительная литература
Глава IV. Понятие права
в его уплате, так как в противном случае он будет лишен возможности участвовать в играх (в результате принудительной санкции отстранения от игр или дисквалификации) и осуществлять свою профессиональную деятельность.
Самостоятельной разновидностью корпоративного права (опять-таки в виду его универсализма) является и игорное право. Большинство карточных и иных азартных игр связано со строгой системой правил. Эти правила при определенных обстоятельствах могут получить правовое значение, порождая игорное право. Например, во всех казино игра в рулетку связана с соблюдением правовой нормы, запрещающей делать игровые ставки путем выставления жетонов на игровое поле после объявления крупье об окончании приема ставок. Нарушение данной нормы не порождает права на получение выигрыша, даже если ставка оказалось верной.
Особую разновидность корпоративного права представляет собой право каноническое (церковное). Каноническое право как специфическая разновидность конфессионального (вероисповедаль-ного, религиозного) права может быть выделено в самостоятельную разновидность ввиду своей особой разработанности именно как системы норм права, функционирование которой связано со специальными органами церковной юрисдикции, включая церковный суд. Церковное право разнообразно как по своим источникам (древним и современным), так и по характеру действия (право церковных организаций действует в отношении их членов независимо от их гражданства), но всегда и во всем оно исходит из канонов, признаваемых христианской Церковью.
Свою специфику в каноническом праве имеют и санкции, которые постепенно изменялись с течением времени. В зависимости от субъектов правовой ответственности выделяют санкции для мирян и санкции для лиц духовного звания (клириков и монашествующих). К мирянам за совершение церковного правонарушения могут применяться такие санкции, как анафематствование (анафема, великое отлучение); отлучение от Церкви; отлучение от Причащения; епи-тимия.
Анафематствование состоит в полном и бессрочном (до полного покаяния) лишении всех прав и благ, связанных с пребыванием в Церкви. Оно производится в особом порядке через решение органа
123
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
церковной власти Поместной Автокефальной Церкви. Анафема предусмотрена за совершение особо тяжких церковных правонарушений, таких, как ересь, раскол, кровосмешение, убийство и др., лицами, не желающими принести раскаяние.
Отлучение от Церкви (малое отлучение) по правовым последствиям близко к анафеме, однако не связано с процедурой общецерковного характера (как решение высшего органа церковной власти). Данная санкция предусмотрена за церковные правонарушения, не носящие общецерковного характера, и налагается на правонарушителя правящим архиереем. Восстановление в статусе полноправного члена Церкви возможно для отлученного через покаяние, принесенное непосредственно отлучившему его архиерею.
Отлучение от главного церковного таинства— Причащения Святых Тайн — является тяжким наказанием для христианина, так как Причащение — центр всей жизни Церкви.
Епитимия состоит в ограничении пользования определенными жизненными благами либо в принятии на себя дополнительных обязательств по совершению дел благочестия: поста, молитвы, паломничества и др.
К лицам духовного звания в качестве санкций применяются:
лишение священного сана, запрещение в священнослужении, лишение монашества, запрещение участвовать в богослужении, отстранение от должности и запрещение занимать церковно-администра-тивные должности.
Специфической разновидностью социального права можно считать право международное. Оно также не создается отдельным государством и не подконтрольно ему, но может получить статус государственного права при его интегрировании во внутригосударственное законодательство. Как следует из самого названия данного права, его субъектами являются не только государства, но и народы, нации, т. е. социальные общности. В этом смысле международное право есть экстрасоциальное право.
Международное право является одним из наиболее ярких примеров того, как многообразие правовой действительности не вмещается в прокрустово ложе правового этатизма. Не случайно поэтому теоретические сомнения относительно того, можно ли международное право считать подлинным правом, высказываются чаще, чем в отношении других видов права. Воспроизводя логику защитников этатист-ского правопонимания, Г. Радбрух писал: «Если государства, обычно суверенные,
124