Скачиваний:
109
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
146.94 Кб
Скачать

Глава V. Право и ценности

с точки зрения должного. В силу этого нормы морали носят уни­версальный характер и приложимы почти к любой деятельности человека, позволяя оценивать ее как моральную или аморальную. Такая моральная оценка уместна и по отношению к праву как сфере социально значимого поведения.

В русской философии права проблема соотношения права и морали (нравственности) являлась одной из главных. Общественное сознание русского общества на протяжении многих веков формиро­валось как этикоцентристское, т. е. такое, в котором вопросы морали, нравственности, веры занимали центральное место. Поэтому в рус­ской правовой мысли усилиями В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Б. А. Кистяковского, А. С. Ященко, И. В. Михайловского, И. А. Ильина и многих других доказывалась неразрывная связь права и морали. Действительно, право как ценностное явление есть одна из форм добра и тем самым подлежит моральной оценке. Только через при­знание ценностного аспекта бытия права и можно показать тесные отношения между правом и моралью (нравственностью).

Однако отсюда вовсе не следует, как в свое время, например, полагал Е. Н. Трубецкой, будто правовые нормы могут быть одно­временно и нормами морали. Норма, запрещающая убийство, есть, несомненно, норма правовая, а не моральная. Мораль определяет прежде всего позитивные обязанности человека, его долг, поэтому запреты в морали возникают как применение моральной нормы к оценке какой-либо ситуации. В подавляющем большинстве случаев мораль осуждает убийство как действие, противоречащее моральным принципам уважения к личности другого человека и заповеди любви к ближнему и соответственно признает моральную оправданность существования такой правовой нормы, которая устанавливает жесткие санкции в отношении правонарушителя. Однако невозможно при помощи правовых норм оценивать моральную ситуацию, так как право не оперирует категориями «хорошо» — «плохо». Таким обра­зом, право основывается па общественной морали (нравственности), но мораль по своей природе не может основываться на праве.

Говоря о соотношении права и морали, необходимо затронуть соотношение правового и морального сознания. Моральное со­знание применительно к праву исполняет функцию признания со­ответствия или несоответствия существующего права нормам морали.

147

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Правовое сознание определяет, каким должно быть право для того чтобы соответствовать моральным стандартам. Во многих случаях моральное и правовое сознание настолько переплетены, что разде­лить их практически невозможно.

Принципиальным является и вопрос о ценностном соотношении права и морали. В современной научной литературе высказывается точка зрения о безусловном ценностном приоритете права над мо­ралью, так как мораль, во-первых, бывает слишком разной, а, во-вторых, «моральный путь» есть самый верный путь к произволу и тирании. Так, С. С. Алексеев полагает, что демократическое и тота­литарное общества противостоят друг другу как соответственно пра­вовое и моральное общество.9 На это следует заметить, что и «право» (под которым в данном случае понимается закон) бывает разным и далеко не всегда способно вызывать только одобрение. Неодобрение же возникает прежде всего тогда, когда подобное «право» вступает в противоречие с доминирующими в обществе моральными (нрав­ственными) ценностями. Поэтому констатация ценностного прио­ритета морали над правом объясняется тем простым обстоятельством, что «внешнее» правовое поведение невозможно без «внутреннего» морального самоопределения в целях, задачах, методах и границах такого поведения. Правовое поведение невозможно и без его нравственной легитимации обществом.

Известно: все, что законом не запрещено, юридически дозво­лено. Но не все, что юридически дозволено, дозволено морально. Без моральных скреп любая правовая конструкция разрушится, словно карточный домик, ибо в основе любых правовых отношений лежат отношения моральные: признание в других лицах людей, наделенных свободой, достоинством и ответственностью, является «естествен­ной» моральной предпосылкой правовой коммуникации. А если переходить к ценностным (вненаучным) аргументам в подтверждение ценностного приоритета морали (нравственности) над правом, то очевидно, что религиозная мораль (нравственность) ближе к Богу, чем право, ибо Бог заповедал человеку прежде всего любовь, а не правопритязания или судебную тяжбу. Лишь любовь лежит в основе подлинной человеческой коммуникации. Как пишет современный

'Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 63.

148

Соседние файлы в папке Поляков, Тимошина - Общая теория права