
госы_1 / готов.госник / 31 белинский
.doc31.Белинский
Виссарион Григорьевич Белинский
1811-1848
Теоретик литературы.
В своих литературно-критических статьях Белинский выступил как ведущий теоретик эпохи. Его литературно-эстетические воззрения не были однозначными. Они изменялись в соответствии с его идейно-философской эволюцией.
Одной из важнейших теоретических проблем, решаемых Белинским с самого начала его литературной деятельности, была проблема сущности и значения художественной литературы.
Постоянное стремление к сближению искусства с действительностью, осознание его как своеобразного зеркала жизни привело Белинского к окончательной формулировке сущности искусства, высказанной им в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Критик утверждал, что искусство есть воспроизведение действительности. При этом он тут же заметил, что в художественном произведении обязательно отражается личность поэта — «сына своего времени», его взгляды, чувства и мысли. Содержание литературы (искусства) — реальная действительность, данная в осознании, в осмыслении ее творящими личностями — таков окончательный вывод критика.
Убеждая, что «высочайшая поэзия состоит не в том, чтобы украшать» видимый мир, «но в том, чтобы воспроизводить его в совершенной истине и верности», критик называет реальную поэзию, явившуюся результатом длительного развития искусства, высшей его ступенью, «поэзией жизни, поэзией действительности, наконец, истинной и настоящей поэзией нашего времени». Реальная поэзия, т. е. реалистическая литература, берет своим содержанием любые явления действительности, в том числе и «обыкновенные», отражает их сообразно «непреложным законам необходимости», «как они есть».
Уже в самых первых высказываниях о реализме критик подчеркивает в качестве его основной черты естественность, «простоту вымысла». Он видел задачу «реальной поэзии» в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Чем дальше, тем последовательнее становилось утверждение Белинским действительности— основы поэзии и реализма, единственного направления, способного наиболее правдиво отобразить всю многогранность национально-народной жизни. В статье «Стихотворения М. Лермонтова» он провозглашает: «Поэзия есть выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь… все прекрасное заключается только в живой действительности».
Развивая концепцию реализма, как истинного, полного, обобщенно-концентрированного, совершенного отображения действительности, Белинский становится родоначальником теории реализма. Принцип реализма органически сочетался у него с народностью. Народность для Белинского — синоним правдивого и верного изображения действительности, наиболее глубокого выражения реализма. Понимая литературу как «народное самосознание», критик никогда при этом не отождествлял народность с простонародностью. Отвергая понимание народности как изображения простонародного быта, он называл народными лишь те произведения, в которых в прогрессивном духе ставились и решались существенно-важные проблемы общенационального масштаба, например, «Евгений Онегин» Пушкина.
В середине 40-х годов, в апогее своего непререкаемого авторитета и все растущего влияния на писателей и читателей, Белинский становится теоретиком, организатором и идейным вождем «натуральной школы». В статьях «Русская литература в 1845 году» и «Взгляд на русскую литературу 1847 года» им отчетливо сформулированы основные принципы нового литературного течения: народность, обращение к простому, обычному человеку, к толпе, к мужику, верность действительности и национальная самобытность, тесная связь с современностью и ее актуально-злободневной проблематикой, сатира на социальные верхи, критика тогдашнего политического режима.
Разъясняя социальную роль литературы, отвергая теорию «чистого» искусства, критик всегда подчеркивал тесную связь литературы с наукой, с философией, ее огромную познавательную роль.
Решая вопросы народности, реализма, специфики художественной литературы, Белинский завершающего этапа исходил из ясного осознания диалектического единства ее содержания и формы, при определяющей роли содержания.
Он считает, что содержание само по себе не делает произведение художественным, а является лишь необходимым условием его эстетической ценности. Белинский особенно настойчиво подчеркивал, что подлинно художественное произведение лишь то, которое дает объективное воспроизведение существенных явлений действительности в соответственной образной форме. Под формой им понимались словесно-изобразительные средства, композиция, жанрово-видовые формообразования, ритмика и все другие элементы, создающие художественную образность.
Считая единство содержания и формы необходимым условием художественности, Белинский подчеркивал, во-первых, то, что форма не внешнее средство, а само содержание, данное в чувственном, образном выражении; во-вторых, то, что и содержание и форма художественного произведения должны быть конкретными и, в-третьих, то, что содержание и форма должны быть национальными.
Исходя из своего критерия художественности, он решал вопросы и долговечности произведений. Недолговечными являются произведения, ложные по своему содержанию и форме, не обладающие необходимым единством содержания и формы, в которых или содержание превалирует над формой — и тогда «произведения не долговечны со стороны формы» или форма превалирует над содержанием — и тогда «произведения эфемерны со стороны содержания». Подлинно художественны и долговечны лишь произведения, выражающие общенародные, передовые идеи своего времени, отражающие существеннейшие, типичные явления действительности в соответственно прекрасной форме.
Осознавая проблему содержания и формы художественной литературы, Белинский, естественно, проявил большой интерес к ее родовым и видовым формообразованиям. Опираясь на прогрессивные тенденции учения Гегеля, в основу родового деления им положено отношение художника (субъекта) к предмету изображения (объекту). Лирическая поэзия выражает внутрений мир человека, его чувства и мысли; в ней на первый план выступает личность поэта, его переживания. Эпическая поэзия воспроизводит объективный мир, события, и поэт является их повествователем. Драматическая поэзия, «высший род и венец искусства», представляет слияние лирики и эпики.
Решая проблему видового деления художественной литературы, Белинский впервые выдвинул историческую точку зрения. В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» он заявил: «Если есть идеи времени, то есть и формы времени». Причины владычества романа и особенно повести в 30-х годах XIX века Белинский видит в «господствующем духе времени», в сближении литературы с жизнью, в торжестве «поэзии реальной» над «поэзией идеальной», в стремлении к осмыслению и исследованию жизни, к воссозданию ее «во всей наготе и истине». Критик убежден, что в его время «и сам Ювенал писал бы не сатиры, а повести».
Кроме уже указанных нами литературоведческо-эстетических проблем, Белинский касался и многих других, например, сущности гениальности и роли гения, романтизма и романтики, стиля, слога, темы, сюжета и композиции, словесно-изобразительных средств.