
госы_1 / готов.госник / 37андреев и горький
.docА. М. ГОРЬКИЙ (1868-1936)
Горький начинает как романтик (Старуха Изергиль, Макар Чудра, Песня о соколе, буревестнике), и реалист (рассказы о босяках, Челкаш).
В 1900 - Горького привлекают всемучительные и тайные стороны жизни. Философ. вопросы: отн-я ч-ка с Богом, о смерти и жизни, о воз-ти ч-ка изменить жизнь и о границах. Хар-р недетерминир. соц.условиями, интерес к ч-ку вообще в своей онтологич.природе.
В художественном творчестве Горького 1910-х гг. нет места умозрительным построениям, оно было рождено проникновением в жизнь, душевное состояние современника. Человек и мир, их настоящее и перспективы развития находились в центре творческих исканий.
Твердо можно сказать, что «Сказки об Италии» (1906-1913), цикл рассказов «По Руси» (1912-1917), повести «Детство» (1913), «В людях» (1914) проникнуты такой заботой о людях.
В 1912-1917 гг. Горький пишет рассказы, собранные впоследствии в сборнике «По Руси». Рассказы, при всей самостоятельности каждого из них, представляют как бы отдельные главы единой в своей концепции книги о России и русском народе.
Это произведения об огромных потенциальных возможностях человека труда, его социальных и этических исканиях.
Рассказы книги «По Руси» повествуют о творческих силах народа, мощи его духа, преодолевающего «свинцовые мерзости» русской действительности. Образ народа как носителя духовных богатств мира в книге «По Руси» является центральным.
Во главе цикла Горький ставит рассказ с символическим названием «Рождение человека»: рождение на Руси нового поколения людей, которое преодолеет страшные невзгоды прошлого, - определившим пафос всего сборника.
Рассказы «По Руси» имели во втором издании подзаголовок «Записки проходящего» (не равнодушного прохожего, а того, кто идет вместе с другими по жизни) и относились к воспоминаниям о том времени, которое в 90-е гг. пережил Горький. Поэтому все рассказы цикла связывает образ рассказчика. В его речах, размышлениях о жизни и человеке звучат раздумья самого автора о судьбах родины и русского человека, оптимистическое ощущение мира.
Наряду с «Рождением человека» ключевым рассказом цикла, вскрывающим основную творческую мысль художника, был рассказ «Ледоход». В образе Осипа Горький подчеркнул не только «фантастическую талантливость» русского народа, но прежде всего готовность его к деянию и подвигу.
Горький говорил о потенциальных силах, которые заложены в каждом человеке из народа, и о трагизме народной жизни. На этом контрасте строилась вся книга, каждый рассказ и каждый народный характер. На контрастирующих мотивах двух начал – света и тьмы – написаны и пейзажные картины. Этот композиционный прием был определен основной идеей автора о неизбежной и близкой победе света над тьмой. Характерны и символы заглавий рассказов, в которых раскрывается за реальным, конкретным содержанием глубоко обобщающий философский смысл («Счастье», «Герой», «Легкий человек» и др).
Горький выступил зачинателем нового типа социального романа. Он раскрывает историю путем изображения судеб классов, классового противоборства. Основные герои романа – рабочие-революционеры.
Леонид Андреев (1871-1919)
Критический реализм, «фантастический реализм», «неореализм», экспрессионизм – таковы определения творческого метода Андреева в современной ему критике.
Литературную деятельность Андреев начал во второй половине 90-х гг. и в газетах «Орловский вестник» и «Курьер».
Ранние рассказы – реалистические, чел. хар-р детерминирован образом жизни, хар-р в нрав-псих становлении, вера в ч-ка, кот.может вырасти в полноценную лич-ть. Носителями нравственного начала предстают существа страдающие, бедные, но честные, праведные. Социальное неблагополучие жизни с особой силой представлено в рассказах о детях.
Сам Андреев началом своего творческого пути считал 1898 год, когда в «Курьере» был напечатан его рассказ «Баргамот и Гараська». В 1898-1900 гг. в «Курьере», «Журнале для всех», ежемесячнике «Жизнь» он публикует рассказы «Петька на даче», «Из жизни штабс-капитана КаБЛУКова», «Рассказ о Сергее Петровиче» и др. Осенью 1901 г. в издательстве «Знание» выходит книга его «Рассказов».
Большую роль в писательской судьбе Андреева сыграл Горький. Уже первый рассказ Андреева привлек его внимание. Горький почувствовал в Андрееве «дуновение таланта».
Некоторые темы раннего Андреева (прежде всего тема одиночества человека), а также жанровые особенности рассказа (рассказ-аллегория, рассказ-исповедь) связаны с традицией Гаршина. Сам Андреев, говоря о воздействии на него традиций предшественников, ставил Гаршина перед Толстым и Достоевским.
К традиции Диккенса восходил и излюбленный Андреевым жанр «пасхального» рассказа с благополучно-сентиментальной развязкой. Так, рассказ «Баргамот и Гараська» заканчивался примирением двух людей, «человеческим» взаимопониманием городового и нищего босяка. Однако в этом и в других рассказах «гармония» благополучного исхода бралась под сомнение авторской иронией. Для Андреева социальная гармония вне общей нравственной победы добра над злом была весьма отдаленной. И в бытовых, и в философских рассказах Андреева уже отчетливо пробивалась устремленность писателя к решению «общих вопросов», стремление увидеть через бытовое «существенное», то, что движет вообще человеческую жизнь, тяготение к такой подсветке явлений жизни, которая выльется затем в характерную андреевскую символику.
Стремление усилить эмоциональную окрашенность и символическое звучание образов влекли Андреева к поискам новых форм письма. Итогом этих идейно-художественных поисков стал рассказ «Жизнь Василия Фивейского», над которым писатель работал около двух лет. Это повествование о трагической судьбе деревенского священника, «человека догмата», фанатика веры. В «Жизни Василия Фивейского» Андреев задумал «расшатать» веру. Без сомнений верит в Бога и принимает его волю священник Василий Фивейский, вопреки всем бедам, павшим на него, как на библейского Иова: гибель сына, рождение второго сына-урода, пьянство и смерть жены. В своих страданиях он начинает видеть волю провидения, свидетельство своей избранности и мирится с ними. Идея роковой предопределенности жизни человека и человечества составляет в конечном итоге смысл этого рассказа. Человек не владеет знанием законов мира, да и овладеет ли? Но если так, то можно ли устроить жизнь на разумных основах добра и справедливости? Эти вопросы о смысле и цели бытия и задает в рассказе писатель. Изображенный Андреевым духовный кризис отца Василия, человека, наивно думающего избавить человечество от зла жизни волею неба, современниками воспринимался как призыв своими силами добиваться правды на земле.
Новый этап творческого развития Андреева открывается рассказом «Красный Cмex» (1904). Рассказ написан в разгар русско-японской войны. Он был «дерзостной попыткой», как говорил сам Андреев, воссоздать психологию войны, показать состояние человеческой психики в атмосфере «безумия и ужаса» массового убийства. Протестуя против войны, Андреев нарочито сгушает краски. В его изображении люди на войне настолько теряют человеческий облик, что превращаются в безумцев, которые бессмысленно и жестоко не только истребляют друг друга, но и готовы «как лавина» уничтожить «весь этот мир». В рассказе проявились характерные для манеры позднего Андреева болезненная взвинченность тона, гротескность образов, нагнетение контрастов. Картины войны, изображенные в рассказе, напоминают антивоенные офорты испанского художника Гойи, одного из любимых художников Андреева. Не случайно, задумав издать рассказ отдельной книгой, Андреев хотел иллюстрировать его офортами Гойи из серий «Капричос» и «Десастрес де ла гeppa» («Бедствия войны»). Его привлекала и манера Гойи - сплав, органическое единство житейского и универсального, реального и фантастического. В «Красном Cмexe» связь образов-видений с конкретным жизненным содержанием поражает.
Характерно, что Андреева не интересовали социальные причины войны, типические характеры или типические обстоятельства. Самое важное для него в рассказе - выразить себя, свое личное отношение к данной войне, а через это - ко всякой войне и вообще к убийству человека человеком. Реалистическое изображение действительности со всей очевидностью уступает в рассказе место принципиально новому стилю изложения.
Андреев осознавал, что все более отходил от реализма: как писал он Л.Н. Толстому, посылая рукопись «Красного смеха, «сворачивал» от него «куда-то в сторону».
Позже в мировом искусстве метод, к которому тяготел Андреев в «Красном смехе», заявил о себе как экспрессионизм.
"Красный смех" – это злорадный смех проливаемой красной крови. "Он в небе, он в солнце, и скоро он разольется по всей земле" - и все с ума сошли от него. Концентрацией безумия, жестокой бессмысленности жизни становится образ “красного смеха”, используя этот зловещий символ, стремится показать, что мир находится на краю пропасти. Кровавая бездна рано или поздно поглотит человечество. Картину братоубийственной войны писатель рисует в бессвязных отрывках “найденной рукописи”. Отдельные эпизоды не имеют ни начала, ни конца. Текст рассказа так же “расколот”, как и изображенный в нем мир. “Безумие и ужас” — эти слова, повторенные многократно, становятся не только лейтмотивом произведения, но и лейтмотивом жизни. Рожденный событиями русско-японской войны, рассказ вырастает до философского обобщения. Андреев, видя бессмысленность и трагическую абсурдность происходящего, показывает, что люди беспомощны и несвободны: прекращение бойни не в их власти, поэтому они продолжают убивать друг друга. Солдаты — заложники чьей-то злой воли. Мир в нем представлен лишенным нравственных ориентиров и ценностей.
Неприятие законов жизни, т.к.обречен на уход. Есть силы вне социума, против кот.ч-к протестует. Трагический гуманист, не верит в воз-ти ч-ка изменит мир, но протест и любовь к нему. Трагич. законы, социум заставляет ч-ка бунтовать, но бунт кончается ничем, недостижим идеал.
"Жизнью Человека" начинается новый этап в творчестве писателя. Теперь с каждым последующим произведением все дальше отходит от писателей передового лагеря (Горького) и от реализма.
Исходя из этого принципа, писатель в совей драме задается целью показать жизнь Человека вообще, жизнь всякого человека- без примет эпохи, страны, социальной среды. Он во всем подобен другим людям. + "Некто в сером», проходит через всю пьесу, держа в руках зажженную свечу - символ быстротечной жизни Человека.
Бесприютность людей объясняется их несвободой от жестокой и неотвратимой Судьбы. В пьесе “Жизнь человека”(1906) Андреев заостряет тему зависимости личности от воли Рока. Человек приходит в мир из неведомого черного океана. Туда же ему неизбежно предстоит вернуться в назначенный час. Человек не хозяин своей жизни. Рядом с ним все время Некто в сером — символ всего того, что препятствует свободе личности, символ “железного предначертания”. Главный герой пьесы, собирательный образ, воплощение всех людей, “влекомый временем... непреложно пройдет все ступени человеческой жизни но ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день. И в слепом неведении своем, томимый предчувствием, он покорно совершит круг железного предначертания”. Пять картин пьесы, показывающие пять периодов человеческой жизни, иллюстрируют эту мысль. Попытки героя победить Непреложное наталкиваются на равнодушие Некого в сером с горящей свечой в руках, монотонно повторяющего: “Но убывает воск, съедаемый огнем. — Но убывает воск”. Однако и сам писатель, и многие его современники видели истинное величие и трагизм в том, что Человек, несмотря ни на что, не сдается, а борется до конца. В представлении Андреева, человеческая жизнь одинока, печальна, механистична. Действительность жестока и беспощадна. После смерти сына: «я не знаю, кто ты — бог, дьявол, рок или жизнь,— я проклинаю тебя!». Человек беззащитен перед Судьбой.
Человек Андреева слишком пассивен, придавлен социальным роком, чтобы его судьба была подлинно трагичной. Он тащится по жизни, "влекомый роком». Пока Человек мечтает о счастье и гордо шлет вызов судьбе-счастье уже стучится к ним в дверь, в жизни все случайно, - и счастье и не счастье, и богатство, и бедность.
Пьеса «Царь Голод» 1908также носила антибуржуазный хар-р. В прологе говорилось, что в течение многих веков человек преображал своим трудом землю, оставаясь бесправным и несытым. Царь Голод уже не раз поднимал бунт голодных, и он же заставлял их смириться. Происходил один из очередных исторических круговоротов: жизненные явления принимали иные конкретные очертания, но все возвращалось к исходной точке. В пьесе был изображен анархический бунт. Андреевские голодные не знают иных форм борьбы, хотя на сцене воспроизводился капиталистический мир. Источником народных волнений становится в драме кровожадный Голод, служащий старухе Смерти; сами события рисуются бессмысленным бунтом. Осуществляют его порабощенные до отупения рабы и «отбросы большого города». Рабочие ощущают, что их «голова пуста», крестьяне напоминают горилл... Противоположные этим страшным фигурам персонажи редки (всего двое) и слабы. Картина создана пугающая. Стихийность происходящего подчеркнута композиционно: сцены разрознены, населены массой безымянных лиц, «наплывы» крупных планов всегда самого мрачного свойства, наиболее выпукло дан Царь Голод.
И все-таки трудно отказать Андрееву даже в этом произведении в гуманистической позиции. Глубокое сопереживание отдано «несчастным», у кого с детства «болит сердце», кто задавлен «безумной тяжестью» машин, «великим мраком» города. Ненависть голодных к сытым, преступность «жирных» против человечества и его культуры — главный вывод автора. Тем отвратительнее Царь Голод. Он постоянно поднимает из гробов мятежников для возмездия временным победителям — их врагам, а затем снова обрекает восставших на смерть.
Сравнение пьесы Горького «Враги» и драмы Андреева «Царь Голод».
Сходство: тема бунта. У Андреева своя концепция истории – цикличность, нет рацион. начала, правит Голод, стихия, неосознанно борются, есть энергия и страсть. У Горького есть рацион. начало – идеологи социалисты (Рабочие - выразители общенародных интересов, носители подлинно нравственных качеств. Герой - рабочий коллектив. Левшин осознает, что путь рабочего к иной жизни – уничтожить «копейку». Он мягок с людьми, но в нем нет всепрощения. Он не жалеет, что убит Михаил, но понимает, что такими способами ничего не изменишь. Против хозяев надо стоять цепью, крепко держась друг за друга.
Синцов – подпольщик, профессиональный революционер. Он стоит во главе движения рабочих. Это новый герой времени и новый герой горького.), изоб. не бунт, а революцию. Концепция ч-ка у Горького: хозяева жизни и рабочий класс, соц-идеолог.конфликт, не просто богатые и бедные, а носители идеологии. Гуманизм Горького: вера в силу ч-ка, преобр-е дейст-ти, творит историю. Метод: соцреализм (рабочие – это партия), оптимизм (самая молодая Надя на стороне рабочих).
У Андреева трагический пафос. Ироническое изоб-е угнетателей и угнетаемых (страшные бродяги), жалко людей, ведомых Голодом, страдает за ч-ка, трагич.гуманизм, нет веры, но есть сочувствие.