
госы_1 / готов.госник / 39.блок 12
.doc39. Блок «Двенадцать» (1918). Роль библейской образности.
Интерпретации поэмы в литературоведении.
Поэма была написана Блоком в январе 1918 года, всего через два месяца после Октябрьской революции.
После Февральской революции Блок все более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес народу избавления. С первых же дней Октября он открыто и честно определил свою общественно-политическую позицию в качестве сторонника и сотрудника Советской власти.
В "Двенадцати" Блок запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир. Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные, и слабые стороны.
Образ Христа: Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А. Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала - с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока. образ Христа - антитеза псу-волку (апелляция к Фаусту), как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ "двенадцати", и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения - от приветствия новой революционной России, "идущей державным шагом", до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Поэма проникнута верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутреняя, преодоление в себе темного и страшно.
Мотив движения - главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу - двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу - носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: "писатель, вития", "барыня в каракуле", "невеселый товарищ поп".
Аморализм (убийство Кати, враждебность героев ортодоксальной морали (отрывок «уж я темячко почешу, почешу…»), мотив оружия: «винтовок черные ремни», стрельба и пр.).
Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира (символические образы «паршивого пса», «буржуя», «дамы в каракуле» и пр.).
Музыкальность. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции. Главное, что услышал поэт в этой музыке, - это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка. И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме "Двенадцать".
Интерпретации поэмы в литературоведении.
Советские - Горелов, Долгополов, Соловьев
Современные – Стратоновский
Современники восприняли поэму по-разному:
-
апофеоз творчества Блока. Хвалили его за нее >>> Советская критика
-
апофеоз творчества Блока. Ругали его за нее >>> Эмигрантская критика
-
Блок не понял революцию, изобразил ее неправильно (Луначарский)
Боецкий делает упор на то, что «Двенадцать» - первая поэма об октябрьской революции. Это символическое произведение, противоречивое, как и сама революция. В этих противоречиях заключен художественный смысл поэмы. (ссылается на Волошина)
Волошин ближе всех подошел к пониманию «12». «Поэма «12» является одним из прекраснейших художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, <…> Блок написал глубоко реальную и лирически объективную вещь».
Якобсон тоже видит суть поэмы в противоречиях. Поэма построена на контрастах. Основной контраст поэмы – трагическое и плясовое >>> он определяет стиль «12» как единство стилевых противоположностей. Поэма «есть взаимодействие различных стилевых планов: разговорно-бытового и патетического. Корни такого понимания в двойственном отношении Блока к революции: “она губительна для интеллигенции и очистительна для народа”». Блок оправдывает ту жертву (убийство Катьки), которую счел единственно достойной для выражения в поэме о революции.
Стратоновский в первую очередь останавливается на центральном эпизоде поэмы. Вопрос «Почему в центре поэмы о революции полукриминальное убийство без классовых оснований?» Катька – безвинная жертва >>>> в этом суть поэмы. Революция – это гибель невиновных. В этом состоит трагизм революции. Внутренняя тема «12» - оправдание убийства невиновного («черная злоба – святая злоба»). С одной стороны, поэма – миф, составная часть некоего сверхтекста, блоковского мифа о России. С другой стороны, это преступление против духа, ибо в ней содержится оправдание убийства, т.е. оправдание зла.
Орлов: поэма гениально передает атмосферу революционного времени
В поэме отразились как реальные события, которым блок был свидетель (суровая зима, костры, патрули, речь горожан), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов блока, а стало быть, и содержание поэмы вне контекста всего творчества поэта невозможно. Восприятие блоком революции своеобразно, это в первую очередь связано с его философскими и эстетическими взглядами, которые формировались в 10-е гг. 20в. под влиянием философии В.Соловьева (идея «вечной женственности») >>> «Стихи о прекрасной даме». После 1905г. наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальными воззрениями поэта >>> трагизм мироощущения (через «незнакомку» и «балаганчик» поэт приходит к картинам «страшного мира»).