Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Литература русского зарубежья / 6. защита лужина. герой и мир

.docx
Скачиваний:
43
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
17.89 Кб
Скачать

«Защита Лужина» (1929).

Роман печатался на страницах крупного и престижного «толстого» эмигрантского журнала «Современные записки». Сам этот факт и блестящее повествовательное мастерство «Защиты Лужина» заставили обратить внимание на молодого автора всю культурную часть русской диаспоры. Эмигрантская писательница и критик Нина Берберова так описывала первое впечатление от чтения набоковского романа: «Номер “Современных записок” с первыми главами “Защиты Лужина” вышел в 1929 году. Я села читать эти главы, прочла их два раза. Огромный, зрелый, сложный современный писатель был передо мной, огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания. Наше существование отныне получало смысл. Все мое поколение было оправдано»19. Знаменателен был и отзыв Ивана Бунина, общепризнанного «мэтра» эмигрантской литературы: «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня»20.

Сюжет романа представляет собой историю жизни и развития душевной болезни гениального шахматиста Лужина, для которого шахматы становятся навязчивой идеей и которому начинает казаться, что реальность — это гигантская шахматная игра. Набокова как писателя всегда привлекали случаи патологии, отклонения от «обычных» норм и правил жизни, и в случае с Лужиным мы сталкиваемся с пронзительной и трагичной борьбой гениального человека с миром собственных шахматных иллюзий.

Его жена пытается оградить беспомощного и трогательного Лужина от мира шахмат, но главный герой и читатель (в этом проявляется особая набоковская «игровая» стратегия повествования) понимают, что сама Судьба (или Автор) подталкивает Лужина к шахматам, «втягивает» его в игру. «Спасаясь от этой атаки на свою новую жизнь и своего нового защитника, которого он обрел в жене, Лужин считает, что ему нужно придумать новую и неуязвимую контрстратегию, вроде той, которую он подготовил для партии с Турати. Чем отчаяннее пытается он защитить свое счастье, тем явственнее слышны шаги неумолимой судьбы. Неспособный оградить тепло своей жизни от холодного мира шахмат, он избирает код, на который не может быть ответа, — избирает самоубийство. Но и эта его последняя хитрость, как он поймет, преобразуется в шахматную композицию: когда Лужин летит вниз, в смерть, он с ужасом видит, как мостовая под ним распадается на бледные и темные квадраты»21.

Набоков «дарит» Лужину столь близкое автору беззаботное «усадебное» детство и мастерски «вводит» читателя в сознание своего героя, чтобы шаг за шагом проследить возникновение и развитие лужинской игры с мирозданием: «Единственное, что по-настоящему занимало его, была сложная, лукавая игра, в которую он — непонятно как — был замешан. Беспомощно и хмуро он выискивал приметы шахматного повторения, продолжая недоумевать, куда оно клонится. Но всегда быть начеку, всегда напрягать внимание он тоже не мог: что-то временно ослабевало в нем, он беззаботно наслаждался партией, напечатанной в газете, и, вдруг спохватившись, с тоской отмечал, что опять недосмотрел и в его жизни только что был сделан тонкий ход, беспощадно продолжавший роковую комбинацию. Тогда он решил удвоить бдительность, его томила невозможность придумать разумную защиту, ибо цель противника была еще скрыта. <...> Тщательно и по возможности хладнокровно Лужин проверял уже дальнейшее повторение схемы его прошлого, ему становилось смутно и страшно, будто надвигалась на него с беспощадной точностью неизбежная и немыслимая беда» (II, 446, 451—452).

Таким образом, в «Защите Лужина» очень полно представлен весь сложный комплекс составляющих набоковской поэтики. Это проблемы соотношения сознания и реальности, гения и безумия, выбора и предопределения, с одной стороны, и темы смерти (символическим выражением которой в романе служит образ шахмат 22), игры, судьбы детства, искушения, «тайных узоров» жизни — с другой.

«Защита Лужина» — один из наиболее известных романов Владимира Набокова. В основе сюжета лежат события из жизни друга Набокова — Курта фон Барделебена (Curt von Bardeleben), гроссмейстера, который покончил жизнь самоубийством в 1924 году. При этом Лужин существенно русский — подробно описано его детство, гимназия и эмигрантская среда в Берлине. Несомненно, прототипом Лужина послужил и 4-й чемпион мира по шахматам А. А. Алехин. В романе описана известная шахматная партия Рети — Алехин (Баден-Баден, 1925), причем противника Лужина в романе зовут Турати. В книге использован фирменный приём Набокова — несмотря на то, что герой описан с детства, его имя появляется только в самом конце, когда он уже мёртв.