
Литература русского зарубежья / 3. поэт мир ходасевича
.docxВладислав Ходасевич (1886-1939) – поэт старшего поколения. 1880-1890-е гг. рождаются акмеисты и футуристы, постсимволистское поколение.
Книги / циклы: «Путем зерна» (из текстов, написанных еще в России), «Тяжелая лира», «Европейская ночь».
В эмиграцию Х. уезжал уже сложившимся поэтом, автором книг «Молодость» (еще сильно влияние символизма), «Счастливый домик», «Путем зерна». Поиски собственной творческой манеры просматриваются уже в первой из них, а с третей начинается «зрелый Ходсевич». Творческую эволюцию Х. Вейдле обозначил как овладение «петербургской поэтикой», главный признак которой - «преобладание предметного значения слова над обобщающим их смыслом». Х. ценил и использовал достижения модернистов, был открыт новому в искусстве. Пушкин всегда принимался за образец.
Глубоко связан с духом русского символизма, его метафизикой и идеями об особой роли поэзии, о том, что поэзия связана с познанием высшей реальности. Поэзия связана с трансформацией человека и мира. Но: его отличает поэтика. Эти идеи выражаются в совершенно ином слове. Поэзия Ходасевича конкретна, вещественна, плотна, концентрирована. Идеи символизма на языке постсимволистских течений.
Очень яркое выражение в стихах. Язык очень современен, предельно конкретен. Похож по сжатости на Анненского.
Главная тема – души и тела (личная, автобиографичная), она для Ходасевича не была абстрактно-философской. Болезнь – испытание, вызов человеку. Ведет к восстанию человека против болезни. Для Ходасевича боль – постоянный фактор его жизни, тело – тюрьма. Поэзия – ответ на вызов, предъявленный природой. Ведет к восстанию человека против болезни.
Он хотел танцевать, но его тело было неспособно реализовать мечту. Идея танца воплотилась в его поэзии. В танце человек обретает идеальное тело, он не чувствует напряжения. Танец – одна из постоянных реалий человеческой культуре; сливаются человек и музыка. Это мечта об идеальном теле.
Стихотворение «Брента» (книга «Путем зерна») - поэтическое кредо Ходасевича. Брента – некая ложь, которая скрывает реальность. Ходасевич – апология трезвого, жесткого взгляда на жизнь. Брезент – матрица поэтики Ходасевича: жесткость, суровость, грубое плетение.
Композиция «Европейской ночи» опирается на логику путешествия. Сюжет как потеря и обретение веры в призвание художника, осознание необходимости творить вопреки всему.
Х. говорит, что субъект «стихотворения не равняется автору» («Весенний лепет не разнежит…»), но похож на него в опред. промежуток времени. Х. и его герой стремятся преодолеть хаос и мрак, преобразовать прозу жизни в поэзию.
Ходасевич – мистик. В атмосфере «берлинских стихов» («С берлинской улицы», «An Mariechen») свет зыбок и случаен, вокруг кишат чудовища. Завершает цикл ряд стихотворений, в кот. речь идет о непостижимости мира («Из дневника»), личность здесь искажена («Перед зеркалом»), существование лишено смысла («Окно во двор»). «Баллада» - безнадежная попытка хоть что-то оживить в опустошенном сердце героя.
«Окна во двор» («Европейская ночь»). Отдельные строфы, после каждого четверостишия многоточие. Визуальное отделение в замкнутые фрагменты. Каждое четверостишие – сценка, которую человек наблюдает, заглядывая в окна. 1 окно – 1 сценка. Концентрат деталей. Последняя строфа – обобщение, символ этой жизни. «Теснота, темнота». Обреченность, безысходность. Техника: символ из простых вещей. Поэзия через быт. Поэзия прямого взгляда, оптические образы. Эмоциональное напряжение, повтор. «Зловещая угловатость бытия».
Пользуется традиционными размерами русского стиха (4-стопные ямбы). Соединяет классику с новым образным строем и преображает ее. Новый синтез, новое открытие.
«Из дневника» Каменное бытие, но есть вера, что этим измерением мир не исчерпывается. Прорезывается дух (как зуб). Сочетание материального и идеального, грубого и воздушного.
Важное стихотворение - «Баллада» (книга «Тяжелая лира»). Итог, окончательное кредо. Очень важная для символизма тема: миф об Орфее, победа над смертью, спасение души, музыка, преображающая жизнь. Победа музыки над косностью, скудостью, рождение нового человека. Ярко выражается связь с символизмом. Но отвлеченная идея у Ходасевича почти ощутима. Место действия - круглая комната - намек на Вселенную: штукатурное небо, солнце в 16 свечей. Резкое обострение слуха; эмоциональный всплеск; жалость к вещам. Внутреннее движение приводит к звуковому процессу; музыка как удар клинка; преображение; комнаты нет, гигантский мир, Вселенная раскрылась ≈ пушкинский «Пророк»; дикий = первозданный, танец моделирует в себе мир; тяжелая лира и ветер; Орфей – преображение совершилось. Символистские фантазии воплотились.