
Литература русского зарубежья / 12. бунин, философия словесного искусства, своеобразие стиля
.docxМальцев: Проза Бунина - феноменологическаий реализм.
Бунину не важен народный быт - он видит только бездонный смысл.
Бунин ненавидел модернистов, он говорил , что они вырожденцы, изза их отвлеченности, схематизма отсутствия чувства живой жизни.
Толстого Бунин сравнивал сот старой гориллой, так художник таит в себе атавистическую звериную сущность.
У него есть категория Невыразимое – это тоже на символистов, и он действительно близок символистам, тоже говорит об интуитивном познании.
Бунин никогда не формулировал свои идеи - антирационален.
Картина мира бунина – это бытийный поток, на чьем фоне жизнь человека лишь мелькание. Между космосом и человеком нет посредников. Есть только одинокий человек. Бесконечность мгновенна. А на фоне смерти краски жизни становятся ярче и ощущения острее.
Бунин - минималист. Выбирает малые формы, пишет сгущенно. --> уже в 10е гг много сюжетных линий, но ему важен не сюжет, а картина, ситуация, сюжетные линии только намечены.
Бунин много описывает природу, картины -- изобразительность прозы.
Детали, цвет вкус, запах -- созерцательно-визуальная проза. Переносит читателя в описываемую реальность, превращая его в свидетеля. Открытый лиризм.
"Русак" 1924 - восхищение убийством, нет этической оценки! Исключительно эстетическое отношение к вещи. Несоответствие предмета (труп) и переживания( наслаждение, восторг, "чудо").
Цель - почувствовать полноту бытия, ощущение жизни. Ощущает бытийный поток в одном мгновении - и это можно передать только в изображении. Целостная картина бытия. Иррационализм-- потому что смысл нельзя сформулировать рационально - его можно только запечатлеть.( Заяц - бытие, жизнь и смерть).
Это близко к восточным спонтанным озарениям интуиции. Суть дао - отказ от рацио, доступно только озарение, можно к этому идти. Бунину это было близко. У него проза чувственных озарений. Заяц - это бытие. ( заяц для бунина. - это будда хдхд).
"Книга" 1924
Бунин не умеет рассуждать - он чувственный ясновидец.
Книга vs Жизнь. В рассказе рассуждение о литературе - у него вызывают отторжение приемы повествовательной прозы, так это все условные формы, он сомневается в формах литературности. Это манифест.
Бунин не выходит за рамки традиционных форм, но сильно деформирует их.
Он мыслит себя реалистом, учеником Толстого и Чехова, но его творчество родственно и символизму: его «невыразимое», бездонное, интуиция тайны. Проза запечатленных мгновений, в которой присутствуют напряженное восприятие мира и ощущение тайного смысла.
1925 - "Митина любовь". Повесть – рассказ.
Фабульный интерес отсутствует – мыс разу знаем, чем все закончится, так как первые слова «Последний счастливый день Мити был…».
Митя - провинциал, Катя - москвичка, актриса.
Бунин сливает зод природного процесса и Митиных переживаний . Объясняет Митю через природу. Весна - начало, осень - конец.
Важен сон Мити.
Тема смерти, Фет, Рубинштейн.
Природа = митины переживания. Души у Мити нету, у него нет личности, психологии. Есть только космоантропологии, природный и жизненный цикл совпал- мифопоэтическая модель жизни.
Феноменологии любви: мужское- женское, тело- душа Тело и душа слиты. - Все любовь, Все душа, Все мука и Все несказанная радость.
Митя - орган природы. У него есть дар любви, для этого он и был рожден – полюбить и умереть.
Перенасыщен цитатами, упоминание культурных реалий, отсылка к контекстам. Природная любовь + культурный контекст. Катя - олицетворение модернисткой культуры - у нее Брюсов, Блок, Скрябин, художественный театр (а для Бунина это лицемерие). Митя-усадебно - патриархальный, у него природа, Пушкин и Фет. Конфликт этих миров - культурно-исторический контекст. Культура города - искусственная, порочная, и Митя гибнет как гибнет его культура.
Таким образом здесь видна культурно-историческая драма (прошлое, патриархальное, дворянская культура, гармония против культуры искусственной, порочной).
Цитата: «Да, да, кто она, что она такое? А любовь, страсть, душа, тело? Это что такое? Ничего этого нет, -есть что-то другое, совсем другое! Вот этот запах перчатки - разве это тоже не Катя, не любовь, не душа, не тело? Я мужики, рабочие в вагоне, женщина, которая ведет в отхожее место своего безобразного ребенка, тусклые свечи в дребезжащих фонарях, сумерки в весенних пустых полях - все любовь, все душа, и все мука, и все несказанная радость.»