
Литература русского зарубежья / 17. зайцев творческий путь
.docxТворчество Бориса Зайцева оставалась почти неизвестным до 80х гг XX века в России. Наиболее изучено его раннее творчество (20-30 е гг).
На формирование Зайцева как писателя повлияло поколение младосимволистов, и именно философские идеи Вл. Соловьева, с этим связаны многие мотивы в его творчестве, такие как религиозные подтексты (идеи соловьевского патнеизма), идеал вечной женственности. Лирические и поэтические мотивы первых произведений связаны с традициями Чехова и Тургенева. К ним близко его драматическое произведение « Усадьба Ланиных».
Для творческого метода Зайцева характерны пантеизм (Зайцев все-таки религиозный писатель, часто обращается к вечным христианским ценностям, но он не пропагандист) и импрессионистичность. (импрессионизм для Зайцева – возможность создавать «поэтизированную» прозу). Последнее произведение, написанное Зайцевым на родине «Голубая звезда» - в ней выражены последние отблески идей вечной женственности, которая эксплицитно выражена в разговорах Христофорова, образе Машуры, символе самой голубой звезды; кроме того, в произведении достаточно ярко проявляются христианские мотивы.
После ареста в 1921 году в 1922 году эмигрирует с семьей. За рубежом, как и в России Зайцев не оставляет активную общественную деятельность, читает лекции и проч. В его окружение входили известные литераторы, такие как Бунин, Осоргин, Теффи, Шмелев и др. В произведениях этого периода Зайцев переосмысляет прошлое и современность России, но он и проспективен – делится с читателями мыслями о возможном будущем, а так же не оставляет христианскую линию. С этим связаны два базовых направления, которые принято выделять в эмигрантском творчестве писателя.- одно определяется прошлым ( окрашены мягкими и светлыми красками – «чехов»), другое – связано с проблемами современности («авдотья-смерть»)
1927 год. Рассказ «Авдотья-смерть» - интерес Зайцева к жанру житийной лит-ры. Миф становится инструментом понимания, через миф чувствуется «душа» исторического события. Мифологическая глубина заключена в повседневности. Это особая форма «антижития» - связь с язычеством, русским фольклором. В самом образе авдотьи есть отсылки к фольклорному образу бабы-яги, в ней смешиваются мужское и женское начала )она баба, но говорит мужским голосом), худая как скелет (православная Лиза считает Авдотью прообразом смерти). Живет она из злобы и именно злость дает Авдотье силы и энергию ( она работет рад бабки и Мишки, которых, ко всему прочему, бьет нещадно). Когда из ее жизни исчезают они- смысл жизни исчезает вместе с ними. Финал Авдотьи печален – она замерзает в снегу.(кольцевая композиция – со снегом Авдотья пришла – с ним же и ушла), что символично. Это магический круг, что хар-но для мифа. И время и пространство ( несмотря на кажущуюся его замкнутость) имеют выход в вечность (Авдотья как бы появляеся из неоткуда и уходит в никуда). Она и деревенская баба, и смерть – которая ходит по России, Зайцев находит в повседневном мифологическую глубину. Житийный характер передан через образ Лизы, которая пытается полюбить Авдотью (которая кстати, перед смертью как бы становится святой – сцена ее вознесения окутана светом, белым снегом); ее- Лизу- можно назвать резонером автора, она видит несовершенство и несправедливость мира. Два лика России – Лиза как выражение любви, и Авдотья- как выр-е смерти. Христианская любовь накладывается на образ мифологической бабы-яги, колдуньи и «попрошайки». Образ и судьба простой женщины связываются в контексте произведения с образом России.
«Валаам». Книга явилась результатом путешествий Зайцева в Валаамский монастырь Зайцев вводит читателя в монашеский мир, в его святость и спокойствие. По структуре произведение схоже с др. русским жанром – хожение, смысл – приобщение автора/читателя к высокому, божественному. Описание в книге прежде всего несет эстетическую ценность – это повествование светского человека о духовном. Но описание служб не самоцель, а повод погрузиться в размышления о судьбе России, о ее настоящем.
«Чехов». Сам Зайцев признавал Чехова своим литературным учителем. Это биографический очерк. Одна из хар-ных особенностей биограф прозы Зайцева – «портрет в портрете», выр-е авторского «я». (портрет Чехова + портрет самого Зайцева). В образах, которые создает З. обнаруживаются житийные черты.
Тетралогия «Путешествие Глеба». Важная черта цикла –автобиографичность, это путь возвращения к фундаментальным ценностям (дом, семья, отец и мать). Работа над произведением длилась 20 лет. (есть параллели с Буниным и его «Жизнью Арсеньева») – цикл создан под впечатлениями от детства и юности. Романы – путь становления Глеба ( отсылка к имени автора Борис – Глеб). Центр произведения, основная мысль автора сконцентрирована на вопросе прошлого России (вечного), важен колорит, воссозданный в произведении, уклад жизни России рубежа веков, автор заново переживает прошлое. Для автора важно было показать истоки и процесс становления христианского чувства в душе Глеба ( что еще больше сближает его с автором) – в вере помогают ему утвердиться прочные связи с родиной. Важны библейские символы – такие как дерево (путь и проч). А события революции – своеобр. крещение России.