Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Госэкзаменъ / 2 / билеты / 62. Бунин 1900-1910-е doc

.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
54.27 Кб
Скачать

62. Проза Бунина: проблематика и поэтика (1900-1910-е)

Сначала лирика «Листопад)+ лирическая медитативная проза, доминируют впечатления, переживания, затем усиление повествовательной стороны- обращ к историч проблемам, вопросам что такое Россия и рус чел-к, затем новелистическая проза- столкновение с любовью-смертью (появл психологич углублен герой. Вообщем, от чистой лирики к прозе с эпическим элементом.

В начале 90-х годов появляются первые рассказы Бунина («На хуторе», 1892; «Вести с родины», 1893; «Деревенский эскиз», 1893, и др.). В 1897 году выходит книга рассказов Бунина, куда также вошли «На край света», «На даче», «Танька», «На чужой стороне». Для прозы Бунина раннего периода характерен лирический стиль, живописное воспевание природы. Он чувствовал ее красоту, знал быт и нравы деревни, ее обычаи, традиции, язык. Но уже в ранних произ показаны социальные контрасты, голодная крестьянская Россия («Танька»- девочка убегает из избы, чтобы не просить «картох» у матери). + некое единение барина и крестьян: доброта барина, взявшего себе Таню. Что важно - барин тоже несчастен - драматизм всякой чел-й жизни. «Антоновские яблоки» 1900г.- здесь все чувства и смысл произ передаются через лирический пейзаж - в итоге восхищение красотой жизни. «Как холодно и прекрасно жить на свете». В этом произ объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь. Но лейтмотив упадка и разрушения преодолевается «не темой освобождения от прошлого, а напротив, поэтизацией этого прошлого, живущего в памяти культуры. Уже ранних произ видится полемика с Толстым в понимании народной жизни. Для Толстого - крестьянин- носитель высшей нравственности, ему не надо ничего искать. Для Бунина жизнь в этом не ограничивает себя. «Сосны» 1901г.- первый шаг в полемике: изображение заснеженной деревни, где умирает Митрофан- «жить батраком жизни».

Считается, что в 10-е годы Бунин создал цикл рассказов о русской деревне – наиболее значимые «Деревня», «Суходол». Бунин путается как можно шире обозреть русскую жизнь. Место и время действия повести – Дурновка и уездный город. В поле зрения героев оказываются и другие деревни, усадьба, станции, столицы... Все особенности русской жизни поданы через восприятие простых представителей русского народа – Тихон и Кузьма Красовы, Молодая, Денис Серый. Главные герои – братья Красовы, потомки недавних крепостных. Тихон становтся хозяином дурновского имения, а Кузьма – правдоискателем и даже «сочинителем», автором небольшой книжечки стихов. У них разные пути, но логика их судеб оказывается одинаковой, итоги прожитой жизни плачевны у обоих. Возвращение Тихона с ярмарки – кульминационный момент в его духовной жизни, он впервые задумывается не о своей земле, а о России, о всеобщей бесхозяйственности, нищете, о неразумном поведении людей. Важен спор Балашкина и Кузьмы, их рассуждения, реплики, в которых поставлены главные проблемы книги – проблема русского характера, виновности и ответственности народа и каждого человека за уровень жизни, за свою судьбу. Вековая отсталость, неустроенность русской жизни – лейтмотив рассказа. Первая часть завершается итоговыми размышлениями Тихона, во второй части повести центром становится Кузьма. Бунина страшит отсталость народа, нет надежды на изменения. Деревня Дурновка – символический образ России в целом. У Тихона семейная драма, у него нет детей, он считает, что выпал из родовой цепи – «без детей человек – не человек. Так, обсевок какой-то». В рассказе много героев, есть и второстепенные персонажи, но все живут в одних условиях: «грязь кругом по колено, на крыльце лежит свинья». Этот рассказ представляет трагедийное полотно национальной жизни накануне потрясений, революций. Разнообразны художественные функции пейзажных описаний, определенную роль играет «социальный» пейзаж (церковь дикого цвета), они подчеркивают обреченность российского захолустья. Автор задается вопросом «Кто виноват?», его вывод: «Сам же народ виноват».

В следующей повести – «Суходол» (1911) – писатель обратился к прошлому, к тем истокам, в которых искал объяснение настоящего. В истории дворянского рода Хрущевых присутствует мысль о судьбах не только всей дворянской России, но и крестьянской; у Бунина обе части русского народа – носители общих черт национального типа, национальной психики. Опять воспевание близкого ему социального мира, но этот мир оказался неспособным ни к труду, ни к общежитию. Книга об ушедших временах крепостного права, об оскудении и вырождении мелкопоместных дворян и дворовых. Вглядываясь в прошлое, писатель хочет понять, почему так быстро исчезло, разорилось и выродилось целое сословие мелкопоместных дворян. Суходол – символ русского бытия, Бунин размышляет здесь о России и русском характере. Жизнь поместья полна ужасов и дикости: дед был убит своим незаконным сыном, тетя Тоня сошла с ума от любви, нелепо погиб Петр Петрович (он лег на сани, лошадь побежала и ударила его копытом по лбу). Странные характеры у людей – доброта, беззаботность, но и жестокость, своеволие, смирение, все особенности русского характера, тайны человеческой психики. Своеобразной кульминацией повести становится восьмая глава, где появляется целый ряд колдунов, юродивых, странников, бродяг – представителей древней и полудикой России. Семья Хрущевых пример того, что у русских дворян нет ни порядка, ни домовитости, ни разумной воли, изнутри рушились крепостнические устои, по-новому жуть предстояло и хозяевам, но они этого не умели. Бунин несколько лет пишет в основном о судьбах русского крестьянства, более тридцати рассказов о сложных противоречиях народной жизни. Дворянин по происхождению, влюбленный в поэзию дворянской старины, Бунин вместе с тем разрушал поэтические легенды о дворянских усадьбах, о старой, патриархальной Руси.

Тема буржуазной цивилизации в прозе Ивана Бунина 1910-х гг.

Рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Братья» бьти верши­ной критического отношения Бунина к буржуазному обществу и буржуазной цивилизации и новым этапом развития бунинского реа­лизма. В прозе Бунина 1910-х годов подчеркнутая бытовая контраст­ность сочетается с широкими символическими обобщениями.

В 1914 г. Бунин пишет рассказ «Братья», общий смысл и тональ­ность которого раскрываются эпиграфом: «Взгляни на братьев, изби­вающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата». Рассказ построен на характерных для Бунина отвлеченных представлениях о братстве людей, но «каким бы абстрактным ни казался его гуманизм наглядный показ бесчеловечия и жестокости колонизаторов сообщае; произведению конкретную историческую содержательность ... »I.

Бунин рассказьmает о прекрасном юноше-рикше и «брате» его ­богатом английском путешественнике. Жизнь юноши-раба -униже­ние естественности и красоты. Богатые «братья» лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл. Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого «брата» без высокой внутренней цели предстает у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому так же фатально обреченной, как и жизнь цейлонского рикши.

Гибель мира, преступившего нравственные законыI человеческого «братства», мира, в котором личность утверждает себя за счет других, мира, в котором растеряно представление о «смысле бытия», «божест­венном величии вселенной», предрекает буддийская легенда в финале рассказа: ворон бросился, ослепленный жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как отнесло ее далеко в море, погиб.

Эта философская концепция лежит и в основе рассказа «Господин из Сан~Франциско». Громада океанского парохода с символическим названием «Атлан­тида», на котором путешествует семья безымянного миллионера из Сан-Франциско, и есть современный Вавилон, гибель которого неот­вратима, ибо жизнь его бесцельна и призрачна, как бесцельна и призрачна перед лицом смерти, «общего закона» бытия, власть и сила господина из Сан-Франциско. Символика Бунина в условиях реальной русской жизни при обретала глубокий социальный смысл. Она указы­вала на невозможность дальнейшего сосуществования вопиющих об­щественных контрастов. « .. .девятому кругу бьта подобна подводная утроба парохода,-та, где глухо гоготали исполинские топки, пожи­равшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго ... » Суета салонов лишь имитация жизни, призрачная игра в жизнь, такая же лживая, как и игра в любовь молодой пары, нанятой пароходной компанией для развлечения скучающих пассажиров. эта игра ничтожна и никчемна перед лицом смерти - «возвращения В вечность».

Главная же проблема рассказа Бунина — это проблема взаимодействия двух миров, границу между которыми олицетворяют скалы Гибралтара — “каменистые ворота двух миров” — Старого Света и Нового Света, мира культуры и мира цивилизации в последнем, третьем её значении. Культуру как явление развивающееся, самобытное представляют в рассказе и “наследный принц одного азиатского государства”, и Лоренцо — “высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам”, и два абруццских горца, молящиеся Божьей матери “в гроте скалистой стены Монте-Соляро”. Последние герои не играют никакой роли в сюжете рассказа: они нужны автору для того, чтобы показать ценность и самобытность подлинной культуры, до которой нет дела богатым туристам из Нового Света, таскающим за собой по всему миру приметы своей мертвящей цивилизации. И Лоренцо со своими живописными лохмотьями и “красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо”, противопоставлен здесь господину из Сан-Франциско, процедуру одевания которого в сковывающие человеческое тело одежды так тщательно описывает автор. Недаром главный герой не имеет имени, а невесть откуда взявшийся в рассказе лодочник наделён своим именем.

Культура и цивилизация, сталкиваясь, испытывают глубокое взаимовлияние, отражающееся в судьбах конкретных людей: каприйские старухи должны бежать вслед за осликами, везущими туристов в гору, коридорный Луиджи высмеивает умершего господина из Сан-Франциско, но вынужден служить ему подобным. С другой стороны, страдают наиболее чуткие люди Нового Света: тонко ощущает противоречия мира и влюбляется в принца дочь господина из Сан-Франциско, “мучительно извивается” “пара нанятых влюблённых”, которой наскучило “притворно мучиться своей блаженной мукой”.

Корабль в рассказе Бунина — символ техногенной цивилизации — создан “гордыней Нового Человека со старым сердцем”: Бунин видит это диалектическое противоречие, но не находит ему разрешения.

Так вновь переплетаются у Бунина социальная тема неприятия мира, построенного на ужасающих социальных контрастах, с его основной философской темой 1910-х годов - о «вечных» законах человеческого бытия, с позиций которых он судит современность, ее обшественное устройство, буржуазную цивилизацию.

1920 – уехал из России.

Бунинское начало окончательно оформляется в 20-30-е годы. 20-е годы писал небольшие рассказы, новеллы, рассказывающие об одном событии, одном человеке («Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Бунин обретает свою неповторимую форму. Даже большое по объему произведении «Жизнь Арсеньева» можно разбить на новеллы, в нем нет становления героя, это просто вереница картин. Среди излюбленных Буниным тем (любовь, смерть, вечность, человек и мироздание) появляется новая – тема искусства, его истоков, философии искусства, ставится вопрос о том, что побуждает человека творить и почему общество это ценит.

В основе рассказов – некие чувственные впечатления (в этом своеобразие Бунина). Например, в основе рассказа «Солнечный удар» лежит ощущение выхода из душной каюты на палубу в летнюю ночь. Нет особого сюжетного содержания. Из чувств, впечатлений рождаются образы, ситуации, которые могут жить годами в сознании автора, обработка рассказа и конец появляются гораздо позже. Включаются все органы чувств.

Бунин очень любил Восток, чувствуется внерациональный способ мироощущения. Есть внутреннее родство между произведениями Бунина и хокку.

Бунин не пытается разграничить оболочку и смысл. Он не размышляет о бытии, он запечатлевает мгновение. Он не размышляет, он чувствует. У Бунина описательная проза мгновений и состояний. В рассказе «Книга» он выступает против литературности, условных форм повествования, канонов.

В рассказах Бунина отсутствует социально-политическая тематика. Темами являются жизнь и смерть, любовь, мироздание, вечность в отношении к человеку. Появляются темы искусства, творчества.

В рассказе «Надписи» представлена сверхзадача творчества – противостояние человека энтропии, смерти, распаду.

Любовь оказывается тайной. Всегда переплетена со смертью.

Для Бунина важна идея непрочности, катастрофичности человеческого существования.

Важно также отсутствие таких оппозиций, как высокое – низкое, красивое – безобразное, духовное – телесное (в «Русаке» натуралистично описывается мёртвый заяц, рассказывается о последних минутах его жизни, но при этом автор-рассказчик любуется им, наслаждается, у него не возникает жалости – только удивление по поводу бренности жизни).