
Госэкзаменъ / 2 / билеты / 19. Эволюция поэзии Некрасова
.doc19. Эволюция поэзии Некрасова
Н.А. Некрасов (1821-1877) занимает особое место в истории русской литературы. Мало сказать, что Некрасов - народный поэт; народность - неотъемлемое свойство и поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова; но в творчестве Некрасова выразилось народное самосознание (прежде всего - крестьянской России). Некрасов не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, говорил от его имени и его языком. Полностью разделяя надежды демократов на революционное преобразование России, Некрасов, однако, не верил в революционные возможности крестьянства. Именно поэтическое знание народной жизни предостерегало Некрасова от иллюзий относительно революции «снизу». Он обладал индивидуальным ощущением исторического хода русской жизни, имел собственный взгляд на животрепещущие вопросы современности. Особая позиция Некрасова-поэта неизбежно придавала и особую идеологическую окраску его произведениям.
ЧЕРТЫ ЛИРИКИ:
- Эпизация лирики – его произведения сюжетны, их можно пересказать.
- лирический герой – интеллигент сер 19 века (\\ с Тургеневым), видит все, что происходит вокруг, без иллюзий. Герой часто разочарован, угрюм, расстроен. Лирич. героя гнетет безволие народа и собственная беспомощность, он тяготится средой, дурными традициями («Ночь. Успели мы всем насладиться...», «Умру я скоро. Жалкое наследство...»).
- Ролевой герой – носитель другого сознания. Лир герой приближен автору. Ролевой – носитель другого соц строя, сознания.
- Лирика многоголосна.
- Характерное для стиля Н. взаимопроникновение эпического и лирического начал делает лирику поэта объективной (с образом-характером, лирич. героем), а эпич. произв. сохраняют конфликты, присущие лирике (проблема долга, лирич. герой и народ; лирич. оценка событий, сатира, ирония).
- Высокая степень аналитизма лирики.
- тема поэта и поэзии. Для Некрасова задача поэтического тв-ва – служение народу, его идеалам. Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на искусство как на служение гражданскому благу - и не только разделял, но со всей страстью и истовостью пытался воплотить его в своем творчестве. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» - неоднократно повторял он в своей поэзии 1850-1860-х годов; словно заклиная самого себя. Однако лирический герой Некрасова полон мучительных сомнений и самобичевания, он не находит в себе достаточно сил, чтобы идти по избранному пути: «Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом» («Зине»,1876). В разработку темы поэта и поэзии Н., продолжая пушкинские и лермонтовские традиции, внес демократич. убеждения, переключил типичный конфликт (поэт и толпа, поэт и общество) в конфликт поэта с жизнью, в к-рой «освобожденный» народ остается безгласным и безответным в своих страданиях («Элегия», 1874). Крест. характеры показаны в условиях тяжкого труда и нищеты. Традиционный для рус. лит-ры образ пахаря в поэзии Н. лишен идеализации. Внимание поэта привлекали социальные «биографии» крестьян, порожденные крепостничеством; кающийся Влас («Влас»), символический Иван («Эй, Иван!»)
- Эпопейное начало усиливается со временем. Эпизация усиливается.
Мотив бесконечного долготерпения народа проходит через всю поэзию Некрасова, окрашивая ее нередко в трагические тона. «Песней, подобной стону» нередко оказывалась и сама лирика поэта, недаром Н.Г. Чернышевского так смущали в его поэзии драматические мотивы тоски, уныния, душевной опустошенности. На этой же почве, в сущности, вырастал в поэзии Некрасова культ героической личности, в которой он был склонен видеть могучую творческую силу исторического прогресса. На образ народного заступника - а в этом ряду в поэзии Некрасова находятся и образы мучеников-правдоискателей из крестьянской среды - распространяется христианская этика жертвенности.
- тема любви. В сборник входит и группа стихов, так называемого «панаевского цикла», посвященного А.Я. Панаевой. В любовных стихах Некрасова как бы разрушается лирическая замкнутость - наряду с героем появляется лирическая героиня, она входит в стихотворения со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического лирического романа - параллель к сложному внутреннему миру героев Достоевского. В целом сборник 1856 г. показал лирическое творчество Некрасова в его устремленности к эпосу.
- Символичностью и эпичностью отличается другое стихотворение Некрасова - «Размышления у парадного подъезда» (1858). При всем том, что «Размышления... содержат резкий социальный контраст (мужики – «владелец роскошных палат»), стихи Некрасова отличаются интонацией высокого, эпического, поэмного склада. И сами конкретные мужики, подошедшие к подъезду, теряют конкретность и единичность, а приобретают некую символическую всеобщность деревенской Руси. Заключительные слова, обрисовывающие группу крестьян, вне всякой бытовой достоверности: «Крест на шее и кровь на ногах». Крест один на всех, это как бы символ мученичества и подвижничества.
Петербург Некрасова:
О Петербурге Некрасов писал в различные периоды собственной жизни. На очах поэта изменялся вид Петербурга.
Некрасов показал читателям не лишь красоту Петербурга, но и его глухие окраины, заглянул в черные сырые подвалы, ярко отразил социальные противоречия огромного города.
Но постоянно, когда Некрасов обращался к петербургской теме, он изображал два мира — богатых и нищих, владельцев шикарных палат и жителей трущоб, счастливцев и несчастливцев.
На Сенной же Некрасов был свидетелем ожесточенных наказаний крепостных фермеров: по требованию господ над провинившимися либо непокорными тут совершали общественные казни:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
только бич свистал, играя…
И Музе я произнёс: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
Это маленькое стихотворение (1848)—не лишь колоритная жанровая зарисовка, но и декларация юного поэта. На всю жизнь Муза его становится родной сестрой страдающего российского народа.
Одним из первых в российской литературе Некрасов затронул эту острую тему, о которой не принято было говорить и писать. Он показал” как несправедливый социальный строй толкает несчастных бедняков на грех — воровство, проституцию — либо обрекает их на нищенство.
С середины 40-х годов начинается зрелый период творчества Некрасова. Сейчас героями его произведений все почаще стают не лишь жители столицы, но и обитатели глухих деревень. Судьба крепостного крестьянина начинает тревожить его не меньше, чем судьба городского бедняка. Но петербургская тема по-прежнему занимает поэта, и действие ряда его стихотворений происходит
У хладных невских берегов,
В туманном Петрограде…
В 1850 году Некрасов создает стихотворный цикл “На улице”. Творческое внимание поэта завлекают голодный, больной, безработный человек, который становится вором (“Вор”); проводы в рекруты молодого” парня и “бесполезное горе” его родных (“Проводы”); солдат, несущи” детский гробик (“Гробок”); Ванька-повозчик с его “ободранной и заморенной клячей” (“Ванька”)...
Стихотворение “О погоде” имеет подзаголовок: “Уличные впечатления”. Впечатления эти печальные и тяжелые. Тут и бедные похороны одинокого горемыки-чиновника, и квартальный с захваченным пьяницей,. и старик рассыльный, измученный вечной ходьбой по цензурным ведомствам. Классное впечатление производит “клячонка, полосатая вся от кнута”, надрывающаяся под непосильной тяжестью клади. Чуток живую, безобразно тощую, обессиленную лошадь жестоко избивает погонщик, срывая на ней злоба за все свои невзгоды. Этот ужасный образ возникает в романах Достоевского “Преступление и наказание” — в сне Раскольникова—и в “Братьях Карамазовых”—глава “Бунт”.
Чем пристальней всматривался Некрасов в вид Петербурга и его жителей, тем сильнее приковывалось внимание поэта к безотрадной жизни трудового люда.
Городскому омуту с его грохотом, смрадом, копотью, с его безобразиями и жестокостью Некрасов противопоставляет родную умиротворяющую природу. “Оглушенный”, “подавленный”, поэт стремится в деревню. Но и там он видит горе и слезы угнетенного народа.
Некрасов соображал, что реформа 1861 года не облегчила положения народа ни в городе, ни в деревне. Ограбленное реформой крестьянство потянулось в город на заработки. Вчерашние хлебопашцы преобразовывались в рабочих-пролетариев. Поэзия Некрасова чутко отражала огромные перемены, происшедшие в жизни Петербурга после реформы: появляются все новейшие фабрики и фабрики, процветает биржа, возникают новейшие хозяева жизни, “герои времени” — коммерсанты, капиталисты, банкиры, биржевики, “тузы-акционеры”, дельцы и “плутократы”. Поэт проклинает их “процветающий, всеберущий, всехватающий, всеворующий союз” (“Современники”).
С горячим сочувствием изображает он жизнь рабочих, губительный для здоровья труд наборщиков и ту ужасную эксплуатацию, которой подвергались на капиталистических фабриках дети.
Поэмы:
В 1860-е годы в поэзии Некрасова ведущим становится жанр поэмы. Одна из самых совершенных поэм Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863) посвящена постоянной теме его творчества - судьбе русской женщины. Рассказ о жизни крестьянской семьи под пером Некрасова приобретает эпическую глубину. Неслучайно современный французский литературовед Шарль Корбэ сравнил «Мороз, Красный нос» как единственное в своем роде эпическое произведение с гомеровским эпосом. Не просто житейский рассказ о смерти крестьянина и судьбе его жены ведет Некрасов, а живописует национальные типы. Вот почему так значима здесь жизнь, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Портрет умершего Прокла - это портрет земледельца-богатыря, Микулы Селяниновича. Характер крестьянки Дарьи воплощает образ «величавой славянки». Во второй части произведения, когда перед глазами замерзающей женщины проходит вся ее жизнь (в работе, заботах, радостях, скорби, любви) - полностью раскрывается пафос поэмы как героического произведения. Здесь напрашивается параллель со «Словом о полку Игореве». Герои некрасовской поэмы, подобно героям древнерусского эпоса, сохраняют коренную связь с миром природы. Они - крестьяне, земледельцы - остро чувствуют свою причастность к природным силам, иногда сливаясь с ними, а иногда - противоборствуя им. Отсюда вытекает героика поэмы. Некрасов воплотил дух суровой русской природы в могучем, фольклорном образе Мороза, в котором явственно проступают следы древней славянской мифологии. Мороз в поэме не просто сказка, за ним стоит народное мироощущение. Героиня в поэме как бы сопричастна этим древним, природным силам. Подобно статуе, стынет Дарья в ставшем сказочным лесу, входит в мир природы и остается в нем.
В эпических поэмах 1860-х годов Некрасов словно преодолевает свои же пессимистические размышления о судьбах России и русского народа - преодолевает на совсем другом уровне, не социальном, а обобщенно-философском.
Основой эпического мира «Кому на Руси жить хорошо» стало общенародное дело. Проблема человеческого счастья, взволновавшая семерых мужиков Подтянутой губернии, имела общенародное, национальное и вместе с тем общечеловеческое значение. В ходе эпического действия перед читателем пройдет вся народная Русь.
В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию («Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя.
Работа длилась 12 лет: 1865-1877 (до смерти).
Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик.
Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение в то время было новым и неожиданным, подобных которому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи.
3я часть — “Последыш”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка» - пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского характера, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.
Заключительная часть поэмы - “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” человека — Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родной стране и великому русскому народу. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода, Прежде всего!
В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произведениям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: 2В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков...»
Финал: происходит окончательное изменение в осмыслении счастья: у каждого из героев поэмы свои личные представления о счастье, автор же приводит нас к идее счастья всеобщего, хотя финал поэмы открыт в будущее и не разрешен до конца. Это один из признаков эпопеи как жанра.
В некрасовской лирике 1870-х годов появляются иные тенденции, она вся проникнута настроениями тревоги, сомнений, подчас пессимистична. В ней возникает ощущение катастрофичности мира, «вселенского горя», она проникнута сознанием безысходности, рокового пути. И здесь Некрасов достигает громадной художественной силы, подготавливая литературу нового времени - прежде всего лирику А.А. Блока, особенно его цикл «Страшный мир». Однако в целом Некрасов остается верен идеалам гражданской поэзии 1860-х годов.
Некрасов явился новатором в области поэтического содержания и формы. Он расширил границы поэзии, показав, что ее объектом может стать любой предмет, любое чувство или ощущение. И потому так огромно влияние Некрасова на русскую культуру XIX в. и особенно начала XX в. - его темы и образы нашли отзвук в творчестве многих наших поэтов.
Еще современники Некрасова заговорили об особом направлении в русской поэзии 1850-1870-х годов - «некрасовской школе». К ней принадлежали поэты гораздо более скромного дарования, но идеологически и художественно близкие ему, испытавшие на себе влияние великого поэта. Большинство из них группировались вокруг немногочисленных демократических изданий – «Современника», «Русского слова», «Искры». К таким поэтам принадлежали М.Л. Михайлов, находившийся также под воздействием романтической поэзии А.В. Кольцова; Л.Н. Трефолев, давший свои разработки некрасовских тем; наконец, И.С. Никитин - наиболее крупный и талантливый представитель некрасовской школы. С некрасовской школой связана и деятельность поэтов- "искровцев", Д. Минаева и В. Курочкина; они развивали сатирические и юмористические традиции поэзии Некрасова.