
История лингвистических учений / 11. Младограмматическая школа и ее принципы исследования языка (Пауль)
.docxВ 70 – 80-е годы XIX в. в Германии оформилось новое направление, сторонники которого выступили с резкой критикой взглядов старшего поколения языковедов-компаративистов – Ф. Боппа, Я. Гримма, А. Шлейхера и др. Именно за эту критику представителей нового направления назвали младограмматиками.
Термин «младограмматики» имеет два значения: узкое, применимое по отношению к членам Лейпцигского кружка, и широкое, охватывающее всех, кто в принял основном новые установки, касающиеся методологии и практики сравнительно-исторического исследования.
Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции МГ.
Младограмматики заявляют, что причину языковых изменений следует искать не в экстралингвистических, а во внутрилингвистических факторах. Их главный тезис: строение самого языка (т. е. системы языка) и его функционирование приводит к самодвижению в системе.
Принципы МГН отражены:
1) предисловие К. Бругмана и Г. Остхофа к «Морфологическим исследованиям в области ИЕЯ» (1878),
2) Г. Пауль «Принципы истории языка» (1880),
3) Б. Дельбрюк «Введение в изучение ИЕЯ» (1880).
Согласно философии языка, принятой младограмматиками, естественно-историческое развитие языка идет через индивидуально- или коллективно-психологические отклонения, реализующиеся в материальной, звуковой сфере и физиологии производства звуков, в отличие от той концепции языкового развития, в рамках которой романтики объясняли развитие языка факторами культуры. В этих условиях самодвижение языка надо искать в материале речи — в звуках. Звуки речи под влиянием общих или частных произносительных условий склонны изменяться. Эти изменения приводят к сдвигам в системе. Если представить это в современных лингвистических терминах, то можно сказать, что диахроническое изменение одного звука влияет на изменение другого. Поэтому звуковые законы есть всегда результат взаимовлияния. Взаимовлияние дает изменение системы в целом по дифференциальным признакам звучания (например, смычность—фрикативность переднеязычных согласных).
Ко времени становления младограмматизма во всех областях знаний все большее значение приобретают точные методы исследования. К этому же стремятся и младограмматики. Их методы обоснования фонетических законов явились знаменательным шагом по пути разработки способов формализации лингвистического исследования и приемов дедуктивного рассуждения в лингвистике.
Одним из основополагающих общетеоретических положений младограмматиков является представление о языке как продукте психофизической деятельности. Механизм человеческой речи в понимании младограмматиков имеет две стороны: психическую и физическую. Чисто физической стороной речевого механизма занимается «физиология звуков». Поэтому, по их мнению, необходимо привлечь еще одну науку — психологию, располагающую обширными возможностями наблюдать за ролью психических механизмов, лежащих в основании языкового узуса, различных звуковых изменений и образований по аналогии.
Методология: Лингвистический психологизм — это первая часть методологии младограмматиков и младограмматизма. Вторая часть — историзм, который в философии языка младограмматиков получил осмысление как единственно возможный научный подход.
«Принципы истории языка» Пауль.
МГ стремились избегать философии (разочарование в глоттогонических построениях В. Гумбольдта и А. Шлейхера). Лингвистические построения лейпцигских младограмматиков, их интерпретация явлений языка последовательно выдержаны в духе индивидуального психологизма.
Основа концепции Пауля:
...«Всякая грамматическая категория возникает на основе психологической. Первая представляет собой первоначально не что иное, как внешнее выражение второй. Как только действенность психологической категории начинает обнаруживаться в языковых средствах, эта категория становится грамматической. С созданием грамматической категории действенность психологической, однако, не уничтожается» [35, 315]. Таким образом, грамматические категории имеют своим коррелятом психологические категории, что, впрочем, не следует истолковывать как некоторое тождество: Мы должны отличать психологическое подлежащее (или соответственно сказуемое) от грамматического, поскольку они не всегда совпадают [35, 146-147].
Всякое языковое творчество, как утверждают младограмматики, всегда индивидуально.
Из представления о языке как принадлежности и продукте психической деятельности индивида вытекает и своеобразное объяснение механизма исторического развития языка, основывающееся на тезисе, что все языковые изменения совершаются в обычной речевой деятельности индивидов. Отсюда вытекает, что исследованию должны быть подвергнуты элементы развития, обнаруживающиеся во всей совокупности проявлений речевой деятельности всех относящихся к данной языковой общности индивидов в Их взаимодействии. Носителями исторического или языкового развития являются психические организмы, образуемые группами представлений и находящиеся у каждого индивида в состоянии непрестанного изменения. Способность к развитию основана на том, что в этих психических организмах остаются следы происходящего, обусловливающие возможности дальнейших изменений. В отличие от психических организмов речь сама по себе не развивается, ибо слово как акустико-физиологический продукт бесследно исчезает, как только органы речи возвращаются в состояние покоя.
Принцип историзма объявляется младограмматиками единственно научным принципом лингвистического анализа. Поэтому для младограмматиков «историческое» есть синоним «научному». Все стороны изучения языка для Пауля тесно связаны с рассмотрением его исторического развития. Таким образом, языкознание, по Паулю, сводится к истории языка.
Языкознание – наука культурно-историческая, общественная. Ставит проблему взаимоотношения индивида и общества. Все многообразие этих отношений Пауль сводит к четырем категориям:
а) в индивиде возникают психические образования или комплексы представлений под влиянием других индивидов;
б) глядя на движения других людей, индивид научается целесообразным движениям частей своего тела; хотя движение процесс физиологический, но в нем есть и психологический момент;
в) только сотрудничество нескольких индивидов делает возможным изготовление орудий труда и накопление капитала;
г) индивиды оказывают друг на друга физическое воздействие, которое может быть или во вред, или на благо прогрессу, но оно не может быть отделено от культуры.
Эти категории выступают отличительными признаками, позволяющими Паулю отграничить учение о принципах от коллективной психологии, или этнопсихологии, выдвинутой в середине XIX в. Г. Штейнталем, который утверждал, что сущностью человеческой души является то, что она не есть обособленный индивид, но принадлежит определенному народу.
Важнейший признак культуры – психическое начало. Но культуры на чисто психической основе не существует, поэтому надо знать законы действия физических факторов культуры.
Отрицая коллективную психологию, исключая существование общего духа и элементов общего духа, Пауль говорит о взаимоотношениях психологических сущностей отдельных индивидов. И подлинной реальностью в его концепции выступает лишь индивидуальный язык.
Психологизм, по Паулю, определяет индивидуализм. Поэтому его концепция может быть определена как индивидуалистически-психологическая.
МГ концепция развития языка и сводится к выявлению взаимоотношений языкового узуса и речевой деятельности отдельного лица.
Изменения языкового узуса: 1) положительные (возникновение нового); 2) отрицательные (в языке младшего поколения забываются элементы языка старшего поколения); 3) процессы замены (отмирание старого и появление нового являются одним актом).
Эти три вида изменений в языке соответствуют последовательности поколений, говорящих на этом языке. Эта теория языковой непрерывности и роли смены поколений в изменениях языка характерна для МГН.
Одним из важнейших положений сравнительно-исторического метода в младограмматический период являлось требование строго учитывать действие звуковых законов и аналогии. Звуковой закон и аналогия становятся строго отработанными единицами лингвистического описания.
Основными вопросами, поднимаемыми в связи со звуковыми законами, являются: 1) их причинность, 2) их природа и 3) характер их протекания (проявления).
Младограмматики первыми утвердили положение о том, что все звуковые изменения в языке должны иметь свою причину. Под давлением фактического материала пришлось признать, что сфера действия звуковых законов ограничивается целым рядом факторов, как-то: хронологическими и пространственными пределами, встречным действием аналогии, позднейшими иноязычными заимствованиями, различными произносительными условиями.
Г. Пауль указывает, что звуковой закон, как таковой, не предполагает непременной манифестации определенного ряда явлений всякий раз при данных общих условиях; он предполагает лишь регулярность определенной группы исторических явлений.
Младограмматики подчеркивают незаметность, постепенность языковых изменений, которые настолько незначительны, что носители этих изменений, т.е. говорящие, даже не догадываются об их существовании.
Как известно, звуковой состав языка для младограмматиков определялся действием звуковых законов и процессов аналогии. Звуковые законы, как в конечном счете было установлено, действуют без исключений в пределах какого-либо языка или группы языков в какой-то определенный период времени. Это означает, что все слова языка, в которых обнаруживаются определенные звуковые условия (т.е. одинаковое стечение звуков), подпадают под их действие. Звуковые законы приводят к звуковым чередованиям, вызывают возникновение разнообразных форм внутри единой парадигмы.
Аналогия влечет за собой замену старой формы, образованной в соответствии со звуковыми законами, новой формой с новым звуковым составом. Следовательно, аналогия ведет к унификации форм и к устранению чередований.
Итак, звуковой закон и аналогия — это процессы, действующие в различном направлении.
Недостатки исторической концепции Пауля: 1) учитывает общественный характер языка, но он не замечает его социальности; 2) утверждает реальность индивидуального языка, но не показывает, как индивидуальный язык может служить средством общения; 3) не ясно, как психологически обусловленная речевая деятельность индивида влияет на историческое развитие языка.