
История лингвистических учений / 24. Рус яз-е 1920-40
.docx24. Русское языкознание в 20-40-х гг. XX в. (Марр, Мещанинов, Поливанов, Щерба)
-
Развитие идей Казан. шк. (Ушаков, Щерба, Поливанов). Отстаивали принципы сравн-ист. языкознания
-
Создание многонац. гос-ва, провозглашение равенства национальностей
-
Попытка создать марксист. систему целостного языкознания (яфетидология)
-
Социологич. подход к изучению язык. явлений
Яфетическая теория языка («новое учение о языке», теория стадиальности, марризм) - Марр Н.Я. (1864-1934)
Положения:
1. Язык - категория надстроечная
2. Язык имеет классовую природу, каждый класс говорит на своем языке. При этом смена общественного строя всегда влечет смену языка!!! Первым был язык жестов и ручной язык (Вундт).
Языки проходят 3 стадии:
- изолирующая стадия (первобытнообщинная формация)
- агглютинирующая (родовая организация общества)
- флектирующая стадия (формация классового общества)
3. Пути развития всех языков едины
4. Языковое скрещивание - главный фактор формирования новых языков
Лингвистика 20-х характеризуется:
1. Перенос центра тяжести на социолог. сторону яз. (Шор «Язык и общество», Петерсон «Язык как соц. явление», Данилов описывает классовые диалекты, Селищев «Язык революц. эпохи», изучение языка рабочего).
2. Создание твердой целевой установки для научно-исследоват. работы
3. Переворот в самих кадрах научных работников
4. Продукция изменилась и качественно и количественно
Новые проблемы:
- Сравнительная грамматика алтайских языков
- Достижения фонологической школы Щербы
- Проект алфавита для цыган
После этого начинается самый плодовитый период в истории языкознания.
Новый метод - 1926 г. - 4х элементный анализ, при помощи которого можно было объяснить происхождение всех языков из 4элемента. Эти 4 элементы: сал (sal), бер (ber), ён (jen), рож/ш (rosh). Для пользования этим методом необходимо знать массу языков. Этот метод преподносится как очень важное, полностью отвечающее революционному мировоззрению методология, противопоставлена сравнительно-историческому методу как устаревшему. С одной стороны, антирасистская направленность метода. А с другой стороны, очень упрощенное и вульгарное социологическое толкование языка и процессов его развития.
Теория Марра предполагала уничтожение других теорий и направлений (сравнит-истор. язык-ие - «буржуазная наука»), а якобы яфетическая теория единственная истинно марксистская . Конкретные положения, выдвигаемые Марром, либо не подкрепляются доказательствами, либо опираются на совершенно не выдерживающие критики утверждения.
Государственная поддержка этого учения затормозила развитие отечественной лингвистики.
Затем вдруг Сталин в 50 г. подверг «новое учение о языке» жёсткой критике, указал на антинаучность его положений и на чисто механическую связь его с марксизмом (хотя до этого учение пропагандировалось как единственно верное, критики марризма, несогласные с его теорией подвергались даже репрессиям)
Разгром марровских идей Сталиным (кто-то за него написал) был встречен всей страной с большим энтузиазмом. Марризм был официально заклеймён как антинаучное учение, что дало толчок к появлению новых направлений в лингвистике - социолингвистика, функцион. лингвистика, прагмалингвистика, гендерлингвистика.
И.И. Мещанинов (1883-1967) принадлежал к поколению А.М.Пешковского и Л.В.Щербы, однако выдвинулся как языковед к 1930-м гг. Не имел специального лингвистического образования, историк, археолог. Главные работы: «Общее языкознание» 1940, «Члены предложения и части речи» 1945 и «Глагол» 1948. Ученики - Панфилов, Сунин, Десницкая, Кухман и др.
Будучи учеником Марра, сперва поддерживает стадиальное развитие языка, но стремился примирить его идеи «стадий» развития языка с реальным сравнительно-историческим и типологическим материалом. Мещанинов — один из пионеров типологии в России. Он применял различный материал (расширял базу: кавказские, тюркские, монгольские), на его основе выстраивает типологическую концепцию (построенную на синтаксисе). В центре внимания типологических построений – синтаксические конструкции, прежде всего способы обозначения субъекта и предиката.
Языки проходят три стадии синтаксического развития
1. Пассивная стадия. На этой стадии находятся языки полисинтетические (инкорпорирующие), где нет различия между словом и предложением (чукотский язык).
Присутствует логицизм: субъект и объект сливаются в речи. Но у глагола нет в этой стадии переходности-неперходности.
2. Эргативная стадия. Синтаксические конструкции, которые соответствуют начальному периоду феодального строя (языки Азии, Кавказские языки). Выделяется логический, а не грамматический субъект и объект.
3. Номинативная (или активная) стадия (наши языки). Им. падеж в качестве подлежащего выступает, вне зависимости от категории переходности глагола.
В книге «Общее языкознание» автор сводит свою задачу к рассмотрению на разнообразном материале проблемы «двух основных единиц речи» - слова и предложения, подчеркивая, что они между собой неразрывно связаны. В связи с этим выделяются два основных раздела лингвистики: лексика и синтаксис (наряду с фонетикой). Лексика изучает форму и содержание слова, включая в себя семантику и словообразование. Синтаксис изучает форму и содержание предложения, включая в себя синтаксическое словоизменение. При таком подходе морфология как особая область не выделяется.
В книге «Члены предложения и части речи» продолжил изучение проблемы слова и предложения в разных языках, почти совсем отказавшись от стадиальных схем. В центре внимания соотношение синтаксических классов – членов предложения с лексическими классами – частями речи. ЧР обязательно должны иметь какие-то формальные (морфологические) признаки, по которым можно было бы судить об основной синтаксической функции слова. Такая функция может быть не единственной: существительное специализированы на роли подлежащего, но могут быть дополнениями и определениями. Сами эти признаки (граммат. категории, обладающие той или иной семантикой), не универсальны и в разных языках могут быть различны.
Е.Д. Поливанов (1891 – 1938).
Был учеником И.А.Бодуэна де Куртенэ. Специалист в области восточных языков. Создавал алфавиты для народов СССР.
Важная черта - социологизм в языке.
-Определение языка как соц явление,
-описание языков и диалектов с социологической точки зрения,
-развитие языка в связи с историей культуры
ст. "Специфические особенности последнего десятилетия 1917-1927 гг в истории нашей лингвистической мысли" - как революция отразилась на лингвистике, это и было основной мыслью Поливанова. Изменилось отношение к лингвистике. Наука лингвистика и историческая и социологическая.
Л.В. Щерба (1880—1944) и его лингвистическая концепция
Учение о фонеме, выдвинутое И. А. Бодуэном де Куртенэ, было успешно развито академиком Л. В. Щербой, создавшим свою оригинальную лингвистическую концепцию. Работы: «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912) и докторской «Восточнолужицкое наречие» (1915).
Щерба так определил круг своих лингвистических интересов: теория языка вообще, фонетика, лексикология и отчасти синтаксис. В области фонетики он известен как один из основоположников теории фонемы.
Различая речевую деятельность (т. е. процессы говорения и понимания), языковой материал (т. е. совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы) и систему языка, он видел основную задачу лингвистики в изучении системы языка.
Свои взгляды на понимание языка как системы Щерба излагает в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (1931).
В языковой системе он видит некую социальную данность, нечто единое и общеобязательное для всех членов данной общественной группы в условиях ее жизни. В языковую систему входят слова, схемы и правила построения различных языковых единств.
Продолжая линию Бодуэиа де Куртенэ, он подчеркивает принципиальную важность исследования современных живых языков и говоров, отражающих действительное состояние языка.
Сравнительно-исторической грамматике старого типа Щерба противопоставляет сравнительное изучение структуры, или строя, различных языков.
Щерба, пользуясь психологическими терминами, строит теорию фонемы на семантической основе. Фонема - кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, которое способно ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова, а также может быть выделено из речи без искажения фонетического состава слова.
Подчеркивая в первую очередь связь фонемы со значением, Щерба стремился объединить определения фонемы и оттенка (варианта) фонемы.
Он полагает, что нет четкой границы между фонемами и оттенками (вариантами) фонем, что существуют фонемы более самостоятельные и менее самостоятельные, а некоторые оттенки близки к тому, чтобы стать фонемами, и наоборот.
В фонологической концепции Пражской школы функциональной лингвистики четко разделяется фонетика и фонология. Щерба исходит из того, что язык и речь существуют как два аспекта одного явления, которое практически неразделимо. Следовательно, фонетика невозможна без фонологии, ибо установление фонологических противопоставлении основывается на произносительных навыках.
Теоретические положения Щербы по вопросам фонетики развивались его учениками — Г. С. Ахвледиани, А. П. Баранниковым, Е. Д. Поливановым и др.
В области синтаксиса Щербе принадлежит учение об активном и пассивном аспектах грамматики.
К пассивному синтаксису относится изучение синтаксически выразительных средств языка — порядка слов, сочетаний слов, фразового ударения и фразовой интонации.
В активном же синтаксисе «рассматриваются вопросы о том, как выражается та или иная мысль.
В основе синтаксиса у Щербы лежит понятие не предложения, а синтагмы. Синтагма — это фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять из слова, словосочетания или группы словосочетаний.
Синтагмы образуют фразу — «законченное целое, которое характеризуется конечным понижением тона». Щерба не указывает разницы между фразой и предложением, зачастую употребляя эти термины как синонимы.
В послереволюционные годы Щерба ведет большую работу по составлению словарей различных типов; теоретические результаты этой работы он обобщил в статье «Опыт общей теории лексикографии» (1940).