
Переходный период
В начале 20 века интерес к гендерным аспектам языка и коммуникации несколько возрос благодаря трудам Э. Сепира, О. Есперсена, Ф. Маутнера, хотя самостоятельного направления ещё не сформировалось. Основной идеей этих исследований было превосходство "мужского" языка над "женским".
Особенности первого и второго периодов в целом: 1) исследования носят нерегулярный характер и находятся на периферии лингвистики; 2) в ходе описания особенностей мужской и женской языковой компетенции формируется концепция «дефицитности» «женского» языка по отношению к «мужскому», который признаётся нормой.
Однако на втором этапе появились новые данные, а также тема заинтересовала крупных лингвистов, что способствовало большему распространению ГИ и повышению их авторитета.
Собственно гендерные исследования
С конца 60-х – начала 70-х годов произошёл коренной поворот в подходе к ГИ, вызванный как сменой научной парадигмы, так и социальными изменениями: переход от структурализма к прагматике; развитие социолингвистики; формирование постмодернистской теории познания; подъём феминистского движения.
Именно в этот период сформировались несколько лингвистических направлений, различающихся по концептуальным установкам, методам исследования и характеру изучаемого материала. Эти направления имеют много точек соприкосновения, поэтому деление их носит в известной мере условный характер:
1. Социолингвистические ГИ (Лабов, Траджилл);
2. Феминистская лингвистика (Р. Лакофф, С. Тремель-Плетц, Л. Пуш, Ю. Кристева);
3. Собственно гендерные исследования, изучающие оба пола;
4. Исследование маскулинности – наиболее новое направление, возникшее в начале 90-х гг. (Поллак, Коннелл, Левант, Ходоров, Толсон);
5. Психолингвистическое изучение пола, смыкающееся в последнее время с нейролингвистикой. Сюда же относится биодетерминистическое направление, исходящее из природной заданности когнитивных различий мужчин и женщин, обусловленной неодинаковым гормональным балансом, а также исследование детской речи;
6. Кросскультурные, лингвокультурологические исследования, включая гипотезу гендерных субкультур (Филипс, Гюнтер, Коттхофф. Халеева, Кирилина, Николаева, Германова, Левинсон, Ратмайр).
Названные направления под разным углом зрения изучают следующие группы проблем:
1) Язык и отражение в нём пола: номинативную систему, лексикон, синтаксис, категорию рода и ряд сходных объектов. Это могут быть как исследования одного языка, так и сопоставительные труды.
Цель такого подхода состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола, какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее распространены.
2) Речевое поведение мужчин и женщин, где выделяются типичные стратегии и практики, гендерно специфический выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации – т.е. специфика мужского и женского говорения. В этой области, в свою очередь, можно выделить несколько концептуальных подходов, прежде всего теорию социального детерминизма и теорию биодетерминизма.
Общие особенности направлений: 1) развиваются в междисциплинарной парадигме; 2) носят прикладной характер.
Гендерный аспект языкознания характеризуется тем, что практически любая область лингвистики может быть рассмотрена с точки зрения отражения в них гендерных отношений.
Характеристика некоторых направлений ГИ. Феминистская лингвистика
60-е и 70-е обозначены появлением нового течения, основной задачей которого было доказательство факта дискриминации образа женщин в языке, языковых нормах. Основополагающая работа в ФЛ – «Язык и место женщины» (1973) Р. Лакофф, обосновавшая андроцентричность языка и ущербность образа женщины в картине мира, воспроизводимой в языке.
Особенности ФЛ:
-полемический характер критики;
-разработка собственной лингвистической методологии;
-политическая направленность;
-привлечение к изучению проблемы всего спектра наук о человеке (псих-гии, соц-гии, антропологии и т.д.).
ФЛ выделяет признаки андроцентризма (материал разработан на основе английского и немецкого языков): 1) отождествление понятий «человек» и «мужчина»: man (англ.), homme (фр.), Mann (нем.);
2) имена существительные женского рода, как правило, производные от мужских.
3) существительные мужского рода могут употребляться для обозначения лиц любого пола;
4) согласование на синтаксическом уровне происходит по форме грамматического рода соответствующей части речи, а не по реальному полу референта:
5) феминность и маскулинность резко разграничены, что ведёт к гендерной асимметрии.
В ФЛ просматриваются два течения:
1. Исследование языка с целью выявления «асимметрий в системе языка, направленных против женщин». Эти асимметрии получили название языкового сексизма; речь идёт о патриархальных стереотипах, зафиксированных в языке, навязывающих определённую картину мира, приписывающих женщинам второстепенную роль и негативные качества.
2. Исследование особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах.
Критика ФЛ.
Х. Коттхофф отмечает заблуждения ФЛ, которые удалось обнаружить посредством эмпирических исследований гендерной коммуникации:
1) интенционализм – ФЛ понимает его в упрощённом виде (мужчина постоянно стремится доминировать), тогда как во внимание не принимается то, что сами социальные институты принимают на себя поддержание гендерной иерархии; следовательно, у индивида нет необходимости постоянно воспроизводить его во всех ситуациях;
2) гиперболизация значимости категории «пол»;
3) недооценка роли контекста;
4) гиперболизация усвоения в детском и подростковом возрасте гендерно специфичных стратегий и тактик общения (теория «гендерных субкультур»);
5) Преобладание квантитативных методов исследования.
Установление стратегий в языковом поведении
Многочисленные исследования, проведенные в рамках гендерной лингвистики, выявили типические черты мужского и женского речевого поведения, указывающие на существование гендерных тенденций в употреблении языка.
Так, женщинам приписывается ориентированность на собеседника и единение внутри группы, что проявляется в использовании стратегий сотрудничества, повышения статуса собеседника, солидаризации, создания положительной тональности общения, искренности, самопрезентации, соблюдение норм этикета, следование принципу вежливости. Мужчинам же свойственно стремление к лидерству и конкуренции, что проявляется в более частом использовании стратегий конфронтации: доминирования говорящего, понижения статуса коммуникативного партнера, коммуникативного противостояния, создания негативной тональности общения.