
История лингвистических учений / 7. Философское осмысление языка. Лингвистическая концепция Гумбольдта
.docxВильгельм фон Гумбольдт(1767-1835)
«О языке кави на острове Ява» (опубл. в 1836-1840); введение к I тому «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820).
Философские основы концепции – отражение положений КНФ.
Философские взгляды Канта («Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»).
1. Кант: «Вещи в себе» - не зависят от сознания, непознаваемы. Гумбольдт: непознаваемость явлений языка, непознаваема связь языка с «народным духом».
2. Кант: знание – синтез ощущений с понятиями, при условии единства самосознания. Гумбольдт: пытается выяснить, каким образом с помощью априорных форм разума достигается единство отдельных языков и образование языка.
3. Кант: учение о противоречиях (антиномиях) чистого разума. Гумбольдт: устанавливает диалектическую природу языка, выявляют те противоречия (антиномии), которые выражают его сущность.
Кант: «те, кто может и говорить, и слышать, не всегда поэтому понимают себя или других; именно отсутствием способности обозначения или ее ошибочным применением <...> объясняется то, что люди, говорящие на одном и том же языке, бесконечно далеки друг от друга по понятиям». Это положение Канта легло в основу гумбольдтовской антиномии понимания и непонимания.
Фихте. В рамках субъективного идеализма развивает диалектическое восприятие процесса деятельности.
Шеллинг и Гегель. Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм, основанные на тождестве духа и природы. Гумбольдт: учение о тождестве «духа народа» и, его языка («язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное»).
Язык – беспрерывная деятельность духа, стремящаяся превратить звук в выражение мысли. Понять сущность Я можно только в тесной связи с формированием «народного духа».
Язык – внешнее проявление духа народа. Язык идентичен народному духу. Национальные особенности языка он рассматривает как проявление, реализацию некоего духовного начала, недоступной нашему пониманию абсолютной идеи.
С одной стороны, Гумбольдт рассматривает язык как идеальную вещь, существующую в умах и душах людей, а с другой – склоняется к пониманию языка как социального явления.
Форма существования языка – движение. Язык динамичен, активен.
Превращение мира в мысль.
«О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития»: основная задача языкознания – изучение каждого известного языка в его внутренних связях, в его отношениях, ибо своеобразие природы целого выявляется всегда через отношение его составляющих.
«В языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого». – т.е. системный характер языка.
Знаковая природа языка:
«О сравнительном изучении языков...»: язык – одновременно и отражение, и знак. Слово – знак отдельного понятия, но для того чтобы слово стало словом, оно не просто должно быть облечено в звуковую оболочку, а должно представлять собой двоякое единство — единство звука и понятия.
Различает язык и речь. Все люди говорят как бы одним языком и в то же время у каждого человека свой язык – выдвигает тезис о необходимости изучения живой разговорной речи и речи отдельного индивида.
Внутренняя форма языка – специфический для данного языка способ объединения звукового материала и психического содержания, «духа народа».
Форма языка – совокупность всех языковых элементов как в индивидуальном их употреблении, так и в общественно закрепленном использовании языка. Под формой языка понимается весь язык в целом, включая грамматические способы выражения, фонетику и лексику.
Внешняя форма – это совокупность всего, что говорится.
Внутренняя форма – это посредник между языком и мышлением, «нечто чисто умственное».
Совершенный язык отличается полным синтезом, химическим соединением внутренней и внешней формы.
АНТИНОМИИ ЯЗЫКА
1. Антиномия языка и мышления.
Язык есть орган, образующий мысль. С другой стороны, «дух человека» постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство.
2. Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка.
Нет близких отношений, связей между звуковым выражением и понятием. Но общие отношения подлежащих обозначению отдельных предметов и грамматические формы обусловливаются внутренними закономерностями языка, всей его структурой.
3. Антиномия объективного и субъективного в языке.
«Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен».
4. Антиномии языка как деятельности и как продукта деятельности.
По своей сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее; язык есть деятельность. Постоянное развитие основой существования языка.
5. Антиномия устойчивости и движения в языке
Тесно связана с пониманием языка как деятельности и как продукта деятельности. Язык вечно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив. Каждый индивид вносит свои изменения в язык, но в то же время он воспринимает язык таким, каким он нам дан предшествующими поколениями.
6. Антиномия целого и единичного в языке.
7. Антиномия индивидуального и коллективного в языке.
То, чем язык меня ограничивает, происходит от общечеловеческой природы, которая принадлежит мне наравне со всеми. Язык возникает из одновременной деятельности всех.
8. Антиномия понимания и непонимания.
2 стороны речевой деятельности. Говорящий и слушающий вкладывают своё понимание. Взаимопонимание между говорящими неполное, но при помощи всё той же речи люди добиваются взаимопонимания.