Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Русская литература 1920-1930гг. / 22. Лирика А.Ахматовой. Художественный мир. Сборники 1910 Ц 1920-х гг. Особенности поэтики

.docx
Скачиваний:
116
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
26.11 Кб
Скачать

22. Лирика А.Ахматовой. Художественный мир. Сборники 1910 – 1920-х гг. Особенности поэтики

Творчество Ахматовой явилось высшей точкой развития женской лирики в России, но в первую очередь ее поэзия мужественна. В начале века много поэтесс (Гиппиус, Соловьева, Галина, Цветаева), но именно Ахматова вошла в русскую литературу как классик. Она разработала систему приемов, раскрывающую женскую душу. Никто из женщин той поры не смог избежать влияния Ахматовой.

По многим параметрам проявила себя как новатор, но в то же время была абсолютно традиционна, вся поэзия под знаком классики. Н-р, она возродила форму фрагмента (в 19 в. – Тютчев) (отрывок из дневника, песенка, устная жалоба – но всегда вполголоса). Если стихи Цветаевой – всегда «вопль», поэзия Ахматовой – жалоба вполголоса, шепот. Нередко стихотворение начинается с союза, междометия (излюбленный прием Ахматовой) Н: «О не вздыхайте обо мне…». Преобладают гласные (о, и, а). Этим передается особенность библейского стиля.

Значение Ахматовой как поэта чрезвычайно велико. Новый стиль, новое слово, становление нового поэтического мышления.

Стиль, жанр, тематика. Ахматова стала «Ярославной ХХ в.». Ей чуть ли не единственной удалось в своих стихах оплакать своих современников. Сама она называла себя «плакальщицей дней». Сонеты («Память»), стихи, обращенные к поэтам, прозаикам (Булгаков, Зощенко, Пастернак, Цветаева, Замятин, Пильняк, Гумилев, Мандельштам и др.).

Поэма «Без героя» - плач по поколению, трагическая симфония о своем поколении.

Совершенно особый, новый стиль. Немалую роль играл тот фактор, что она была человеком христианского мироощущения. Христианские, библейские образы играют очень важную роль.

1910 г. – кризис символизма. Заявили о себе футуристы, акмеисты, имажинисты.

Акмеизм – модернистское течение в русской поэзии начала ХХ в. Представители: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Кузьмин. Кружок «Цех поэтов» вокруг журнала «Аполлон». Название – от «акме», вершина. Часто называли «адамизмом», связано с культом первобытного, природного начала, в противовес символизму. Наиболее яркий представитель акмеизма – Ахматова.

Она не прошла школы литературного ученичества, появилась в литературе сразу как зрелый стихотворец. Первые стихи – в 1911 г., в журнале «Аполлон». 1912 – сборник «Вечер». Имя Ахматовой – в ряду самых крупных русских поэтов.

Не все и не сразу поняли масштаб дарования Ахматовой. Блок нападал на акмеистов, Ахматову выделял, считал настоящим поэтом, но характеризовал ее манеру как усталую и болезненную. Основано на живом впечатлении «Поэт должен писать так, как будто на него смотрит Бог. Ахматова же пишет так, как будто на нее смотрит мужчина» (Блок).

1916 г. – Жирмунский, статья «Преодолевшие символизм» - об объединении акмеистов. В отличие от романтически-мистически настроенных символистов, акмеисты декларировали возврат к реальной жизни. Блок, 1920 г. – статья «Без божества, без вдохновенья». В поэзии Ахматовой – и божество, и вдохновенье, Блок ее выделяет.

Н. Коржавин «Анна Ахматова и Серебряный век» (Новый мир, 1989, №7). Отделял Ахматову как поэта от Серебряного века, но в том смысле, что она сохраняла свою независимость от него. Ахматова – продукт Серебряного века, но она противопоставляет себя ему.

Чаще всего раннюю Ахматову сравнивают с Блоком. Блок был самым характерным героем своего времени, а Ахматова – самой характерной героиней.

Лирическая героиня: бесконечное разнообразие судеб (мать, жена, любовница, вдова и т.д.) + удивительная типичность. Но мы никогда не сможем свести воедино все разнообразие героинь. При необычайной конкретике судьбы и биографии лирическая героиня – всегда одновременно носитель бесконечного множества биографий и судеб. Конкретика + огромное обобщение. Героиня Ахматовой всегда несет в себе нечто одно главное, сугубо женское, к нему и пробивается стих. Способность «сердце знает» - главное в стихах Ахматовой. Любовь – тот центр, который сводит к себе весь мир ее поэзии.

Герцен: «Женщина загнана в любовь». Но именно здесь открываются возможности выхода. Ахматова придавала любви живой, реальный характер.

Об Ахматовой прежде всего пишут женщины, а не мужчины. Шкловский: основное открытие Ахматовой - любви она придавала живой, не отвлеченный характер; «Когда Ахматова говорила «я на правую руку надела…» - это было стилистическое открытие, потому что любовь у символистов должна была быть явлена в пурпурном круге в заоблачных далях». У Ахматовой любовь передается иначе. Через один жест выражена глубина переживаний женщины, которая ушла от любимого.

В состоянии любви ЛГ мир видится и пишется заново, обостряются чувства. Достигаются вершины. Мир открывается в дополнительной реальности («Ведь звезды были крупнее»). Мир удивительно предметен, вещам возвращен первозданный смысл. В стихах Ахматовой удивительные эпитеты («синкретические» - Веселовский). Они рождаются из слитного, целостного взгляда на мир: чувства материализуются, предметы одухотворяются. Н-р: звенела музыка в саду таким невыразимым горем; и упало каменное слово на мою еще живую грудь; надо память до конца убить; надо, чтоб душа окаменела; горящий шелест лета; страсти, раскаленной добела. Мотив окаменения, образ камня – один из центральных у Ахматовой.

Основное свойство лирики: «царство Ахматовской лирики от мира сего» (Добин). Удивительно приближена к реальности. Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда… Поэзия извлечена из прозы жизни.

Сборники: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anna Domini» (1921).

Характерна точность (время, место, порядковый номер). Вводит самые заурядные мелочи. Краски неброские, неизысканные. Ее привлекают полутона – еще одна особенность эпитетов. Гумилев: большинство эпитетов подчеркивают «бедность и неяркость предметов. Ахматовой, чтобы полюбить мир, надо было видеть его милым и простым». Тусклый край неба, мутный фонарь, выцветший холст, тусклые глаза, нищенские липы. Все эти эпитеты звучат как определенный вызов пышности красок у Бальмонта, Белого, Иванова.

Особенность метафоры. Эйхенбаум: у ранней Ахматовой вообще нет метафор. У поздней – метафоры больше похожи на символ. Основная особенность – они тоже не вознесены, приближены к земле. «Как соломинкой пьешь мою душу» - реализация одной метафоры, но о процессе переживания, трагедии Ахматова говорит очень конкретно и прозаично; у души есть вкус. В поздних – смысл становится подчеркнуто символичным.

Вторая особенность худ. мира Ахматовой – близость к драматургии. Сблизила лирическую и драматургическую стихии. Совершенно особое наполнение лирики. !! Это не лирическая драма в стихах, а именно драматургия в кратком лирическом стихотворении; драматургия как зримое, совершающееся на наших глазах столкновение. Состояние выражено глаголами, действием. Некоторые стихотворения построены почти полностью на действии. Скупой диалог; мизансцена на лестнице; на первом плане – физические действия героини («Перчатка»). Весь драматизм отношений может быть явлен через жест.

«Ахматова в высшей степени обладала системой жестов» (Л. Гинзбург). Почти в любом портрете Ахматовой – отражение жеста. В первую очередь красноречивы руки, именно через них передается состояние ЛГ. Ослабнувшей рукой, помертвелой рукой, рука дрожала, рука, закапанная воском и т.д. Жестом часто обозначается порог в отношениях (что-то произошло, сдвинулось, сломалось, умерло). Есть стихотворения, являющие собой повесть о душевных отношениях. Это любовные отношения, но за ними все равно стоит эпоха, образ времени. «Мы не умеем прощаться» - все намечено жестами, движениями, контурами. Последняя строка – безнадежность, «замок на снегу». Видно, насколько Ахматова приблизилась к драматургии. Если попытаться определить жанровую разновидность, это будет психологическая драма.

Классический пример – «Песня последней встречи». Это одно из самых ранних, но входит в любую антологию поэзии. Здесь и жест, и движение, и действие, и декорации. Безукоризненно обрисовано действие. Предельное смятение. Драматургические детали: голос (шепот осенний), диалог. Живая речь, произнесенное слово. Голос может слышаться во сне. Героиня может противостоять этому голосу. «Мы не умеем прощаться» - приближено к драматургии. Это психологическая драма. «Так беспощадно грудь холодела…»: действия – предельное смятение, уход от любимого дается нелегко, невыносимо пройти 3 ступеньки, трудно выйти из дома, столкновение оппозиций: много и 3, левое и правое; декорации – дом, парк; голос – появление другого голоса → это диалог. Ахматова любит живу речь.

Вывод: тяготение к живой речи, разговорность стиха, точность деталей, обычность обстановки, видение человека в жесте, движении, отсутствие особого лирического мира – следствие основного отличия Ахматовой от символистской поэзии. Пафос Ахматовой – проникновение в близкое, прозу жизни.

Поэзия Ахматовой – свод пятых актов трагедии (финал или окончание) (Разрыв, Я улыбаться перестала, Смятение).

Много контрастов. «Неяркие» эпитеты. Характеры «его» и «ее» разные, противоречивые (тихий, покорный – наглый, жестокий/ нежная, покорная – может проклинать).

Отражение бурь, тревог; трагические ноты. Образ времени (в любовной лирике – образ эпического времени). Грозные предчувствия. «Поэма без героя».

Образ любви – образ больной любви, образ больного, предреволюционного мира. Нравственный и исторический самосуд.

Образ времени. Ахматова – представитель Серебряного века, но она и большой реалистический поэт. Вопрос о времени особенно актуален. Контрасты – отражение времени бурь и тревог.

Образ времени – в двух ипостасях: 1) время как философская категория, философский образ; Ахматова – сама живое воплощение эпохи, связи времен; 2) время реалистическое, социальное, время как социальная категория. «Реквием» - совмещение обеих ипостасей времени.

1940-й – важный для Ахматовой год. Закончен «Реквием», «Путем всея земли», поэма «Без героя». Начинается второй этап творчества Ахматовой.

Постоянным всегда было чувство сопричастности миру, чувство ответственности перед миром. «Острое ощущение истории» пронизывает все творчество Ахматовой.

В первом сборнике «Вечер» А. представляет читателю свою героиню как сильную натуру, связывая ее силу с характером ее земной женской любви. Образ земной любви проходит через весь первый сборник в сопоставлении с любовью христианской, платонической, неизбирательной ко всему миру, земле, природе. В «Четках» - к русскому народу, национальному укладу жизни, нац. истории. Отличительным признаком земной любви – страсть! Ахматова предпочитает земную любовь при всей своей религиозности. Христ-ая любовь дает выход от страдания плотской любви, но этот выход Ахматова не принимает. Единственный источник полноценной жизни – любовь-страсть! Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь звезды были крупнее, // Ведь пахли иначе травы”. Оппозиция 2х типов любви => жизнь – смерть (Я живу как кукушка в часах). Любовь-страсть у А. – это поединок, борьба двух, столкновение 2х характров. ( «И когда друг друга проклинали..»). В центре – любовь женщины и дана от ее лица! Ее поражение в любви выявляет силу и цельность ее натуры. Всепоглащающее чувство вместе со страданиями – самые ценные минуты в жизни! (Сжала руки под тёмной вуалью...; Песня последней встречи – перчатка с левой руки).

Тема Творчества занимает в сюжете «Вечера» место равновеликое с любовью и соперничающее с ней. Любовь – источник творчества, а творчество – ср-во увековечивания любви.

«Четки» приносит известность! Через бытовое и обыденное передаются сложнейшие оттенки психологических переживаний и конфликтов, тяготение к простоте разговорной речи. Каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман. Ахматова предпочитала “фрагмент”, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом (например Сжала руки под темной вуалью: В первой строфе — драматический зачин, вопрос “Отчего ты сегодня бледна?” Все дальнейшее — ответ в виде страстного рассказа, который, достигнув высшей точки (“Уйдешь, я умру”), резко прерывается нарочито будничной, обидно прозаической репликой: “Не стой на ветру”. Смятенное состояние героев этой маленькой драмы передано выразительными деталями: “вышел, шатаясь”, “искривился рот”, “крикнула, задыхаясь”, “улыбнулся спокойно” и др. Сказать многое в немногом — в этом сила поэзии.

Деталь подчас осуществляла весь замысел стиха.

Была выпущена третья книга стихов – «Белая стая», она отразила появление в творчестве новых тенденций, обусловленных изменениями общественно-политической обстановки в России. Мировая война, национальные бедствия, приближение революции обостряют у Ахматовой чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории. Расширяется тематический диапазон её лирики, в ней усиливаются мотивы трагического предчувствия горькой участи целого поколения русских людей: Думали: нищие мы, нету у нас ничего; «Молитва»

Основные черты ахматовской поэтики сложились уже в первых сборниках. Это сочетание недосказанности «с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением», выраженность внутреннего мира через внешний, сочетание взглядов мужских и женских, детальность, романность, конкретность образа.

Лирику Ахматовой часто сравнивали с дневником.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война наложила отпечаток на все творчество Ахматовой. Она, прежде всего, изменила суть ахматовской Музы («Все отнято: и сила, и любовь...»): Веселой Музы нрав не узнаю: Она глядит и слова не проронит, А голову в веночке темном клонит, Изнеможенная, на грудь мою.

Цикл "Подорожник". В нем Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты "Белой стаи". - темы, связанные с общественной жизнью (революция, гражданская война)

- мотивы пророчества, "последних сроков" и искупительной жертвы. магистральные во втором периоде творчества Ахматовой, определяя облик лирической героини - нищей странницы и пророчицы. Более того, они напрямую соотносятся с формированием у Ахматовой новых ценностных доминант - социальных, этических и эстетических.

Эти мотивы появляются в "Белой стае" и развиваются в "Подорожнике" и "Anno Domini" в нескольких смысловых планах и на разном жизненном материале, прежде всего - на материале войны и революции. Война - надругательство над "божьим миром", его осквернение. Жить в это время и быть свидетелем происходящего нестерпимо больно:

И ранней смерти так ужасен вид,

Что не могу на Божий мир глядеть я.

Происходящее можно изменить покаянием, молитвой и жертвенным отказом от мирских радостей. Идея искупления воплотилась в стихотворении "Молитва".

- Тема предсказания будущего в "Белой стае": "Подошла я к сосновому лесу..." (1914), "Июль 1914" (1914), "Город сгинул, последнего дома..." (1916); в "Подорожнике" - "Теперь никто не станет слушать песен..." (1917) и в "Anno Domini" - "Предсказание" (1922).

Начиная с "Подорожника", любовная тема нередко переключается в общественно-исторический план. Лирическая героиня говорит не от первого лица, а как бы от имени всех, отождествляя свою судьбу с судьбой России. Стихотворения личного плана пронизывает пафос религиозной соборности и искупления.

Тема поэтического "ведовства" развивается в "Подорожнике" ("Дьявол не выдал. Мне все удалось...", 1923) и в "Anno Domini".

Цикл "Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925).

Главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий Ахматовой стала именно судьба сверстников и современников, людей ее круга.

В трех частях книги «Anno Domini» главенствующими являются темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением. Во всех трех частях героиня, не удовлетворенная настоящим, посредством памяти погружается в прошлое, которое, по ее мнению, более достойно человеческой жизни. Повернуть время вспять (хотя бы на уровне сознания) – для нее единственный выход из сложившегося тупика.

Соседние файлы в папке Русская литература 1920-1930гг.