
Русская литература 1940-2010гг. / 10-11.Богомолов документальность
.docxБогомолов Владимир Осипович (род. в 1926 г. - 2003) - прозаик, участник Великой Отечественной войны. Первые произведения, принесшие известность автору, рассказ о трагической судьбе маленького героя-разведчика "Иван" (1957) и отмеченная глубоким психологизмом повесть "Зося" (1963). Наибольшую популярность получил роман "Момент истины (В августе сорок четвертого)" (1974), изображающий повседневный труд армейских контрразведчиков, отличающийся драматической напряженностью, динамикой и экспрессией, точностью речевых характеристик действующих лиц.
Доброволец, работал в военной разведке. Принцип творчества — «нужно писать только о том, что ты знаешь сам и знаешь эти проблемы лучше всех». Точность изображения — первый признак художественной правды. Произведение относится также к «прозе лейтенантов».
Абсолютная достоверность прозы, документализм, идея скрытого героизма уже в первой повести: «Иван» 1957 г. - сразу принесло известность автору. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков. Повествование: глубокая эмоциональность, но без патетики. Несовпадение точек зрения автора и героя-рассказчика, старшего лейтенанта Гальцева, создает в повести сложную и неоднозначную смысловую перспективу. С одной стороны, гибель Ивана – жестокая и непоправимая потеря, с другой – движущая Иваном жажда мести показана как глубокая недетская страсть, как доминанта его личности. Иван в чем-то взрослее, чем Гальцев (отсюда и непривычная для литературного канона полная форма имени персонажа: погибая, Иван уносит с собой неразгаданную тайну, ощущение которой возникает с первых строк повести). Иван Буслов (Бондарев).
Образ Холина с одной стороны – высокомерность, со всеми на ты, с другой – забота об Иване.
Детали в описании – широко расставленные глаза Ивана. Он и взрослый (был в лагере смерти) и ребенок (ест леденцы). Занимательная фабула маскирует философскую проблематику: ребенок, которого война сделала «неуловимым мстителем». К Ивану (как и ко всей последующей военной прозе Богомолова) неприменима категория «героизма» – речь здесь скорее идет о чувстве профессионального долга, определяющем поведение персонажей. Труд разведчиков показан детализированно. Военная терминология используется как остраняющая лексика, позволяющая преодолеть автоматизм восприятия и создать эффект читательского присутствия в описываемой ситуации. В этом сказалась плодотворная ориентация автора на повествовательную и стилистическую традицию Л.Толстого.
«Иван» - новое изображение ребенка на войне. Иван – уже не просто жертва войны, это субъект выбора, причем достаточно сурово показанный. Экзистенциональный, нравственно-философский пласт.
В романе В. О. Богомолова «Момент истины» трагическая коллизия состоит в том, что один из персонажей – армейский офицер Аникушин, – исходя из своего жизненного опыта, неверно трактует слова и поведение других персонажей – офицеров контрразведки, что приводит к неадекватному поведению Аникушина при задержании диверсионной группы и его гибели.
Военная проза противостояла той фальсификации прошлого, которая осуществлялась в просталинистской прозе о войне, которая также издавалась в послеоттепельные годы. Как противовес наметившемуся отходу от правды в воссоздании событий войны воспринимается появление в эти годы документальной военной прозы (Богомолов). Почему эта проза называется документальной прозой? Потому, что эти авторы основываются исключительно на реальном фактическом материале, но подвергают его художественному обобщению и типизации. Выдумки там нет – всё реальное, всё документальное, но это подлинная художественная проза. Там, где о себе говорят факты, труднее было лгать.
Документализм имеет как самостоятельную, так и вспомогательную функцию. Например, как элемент художественной формы в романе В. Богомолова "В августе сорок четвертого...", в повествовательную ткань которого органически включается документ.
Роман рассказывает о работе небольшой розыскной группы, состоящей из опытных офицеров-оперативников капитана Алехина и старшего лейтенанта Таманцева, а также девятнадцатилетнего стажера лейтенанта Блинова, которым в момент подготовки серьезного наступления советских войск поручено обезвредить опытных агентов врага (группа "Неман").
В романе присутствует большое количество документов военного времени (приказы, рапорты, сводки, отчёты, ориентировки, правительственные телеграммы и другие официальные документы). Автор сообщает, что приводит реальные документы, из которых убрана служебная информация (гриф секретности, резолюции, кто передал, кто принял и т. п.), а также что в документах и тексте романа изменены фамилии генералов и старших офицеров, наименование нескольких воинских соединений и небольших населенных пунктов. Всё это придаёт роману вид документального.
Роман является чуть ли не первым произведением советского времени, в котором приоткрывается завеса секретности о действиях советских спецслужб. В романе используется профессиональный жаргон контрразведчиков — стрельба по-македонски, качание маятника, эффект экстренного потрошения (момент истины), вазомоторика, органолептика и другие.
«Наиболее рациональное … поведение … при силовом задержании», называемое контрразведчиками приёмом «качание маятника». Стрельба по-македонски (то есть стрельбы на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели).
Написал о смершевцах – ловят диверсантов. Документы занимают четверть романа. Есть сам автор – 1 из героев. Конфликт дилетант – профессионал, т.к. не все считают, что есть шпионы => занимаются ерундой и уклоняются от фронта. Важно передать панорамность войны. 1 из главных героев погибнет.
"В августе сорок четвертого..." - произведение сложившегося мастера, автор создал яркие, запоминающиеся характеры. Владея в совершенстве искусством психологической мотивировки поступков героев, практикой реалистического письма, автор в целях повышения художественного впечатления использует детективный сюжет, а также убеждающую силу документа, который занимает едва ли не пятую часть всего романа.
Владимир Богомолов, 57 г. Рассказ "Иван". Грандиозный успех. Экранизация - первый полнометражный фильм Тарковского - Иваново детство. Сартр написал, что в этом фильме новый тип человека.
Рассказ от лица наивного повествователя. Этот ребенок внутренне уж умер. Трагедия человека войны. Новый тип трагедии - ребенок и война.
Через 6 лет - 63 г - Зося, Сердца моего боль.
Писал только о войне.
Он из плеяды фронтовиков, которые проявились через 10 лет - проза лейтенантов.
В основном. Толстовская традиция.
К 75 (юбилей победы) - Роман "В Августе 44го. Момент истины". Момент истины - показания пригодные для радиоигры. Треть романа - документы. Документы нужны для показа полифонии войны. Показать всю панораму - что в это время происходит.
Евгений миронов сыграл Алехина.
Это не приключенческий роман, не боевик - сравните с Иваном!
Алеша Блинов - автопортрет.
Анненский: это не военная проза, а производственная -- новый тип конфликта - среди своих!!! Профессионалы против командированных, профессионалы и дилетанты. Капитан Никушин. Очень мужской Роман. Взаимоотношения настоящих мужчин. Сравнить со Звездой. Динамичные портретные характеристики - похоже на сценарий. Фильм внутри романа!! Внутренняя полемичность романа. Книжное обозрение - открытое письмо Богомолова.