Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Макроэкономика ЭКЗАМЕН.docx
Скачиваний:
207
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
794.81 Кб
Скачать

19.Система мультипликаторов в модели Кейнса. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Теорема Хаавельмо. (все это см 19)

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если  государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (DG = DТ). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100 : 100 = 1).

            Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

Следовательно .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного доходапричем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

Теорема Хаавельмо — повышение на некоторую величину государственных расходов, финансируемых за счет прироста подоходного налога, ведет к росту национального дохода на такую же величину.

20.Критика кейнсианской модели потребления.(не нашел) Парадокс с.Кузнеца.

Классическая и кейнсианская теории потребления

В классической теории предполагалось, что люди ведут себя аскетично: сперва принимают решение о сбережениях, а затем потребляют остаток располагаемого дохода. Сбережения, в свою очередь, положительно зависят от реальной ставки процента. Таким образом, потребление является функцией реальной ставки процента. Эмпирические исследования не подтвердили данной гипотезы: потребление если и зависит от ставки процента, то очень слабо.

Кейнс в «Общей теории…» предположил, что существует некоторый психологический закон, заставляющий людей увеличивать потребление вместе с ростом располагаемого дохода. При этом люди увеличивают потребление не на всю величину прироста располагаемого дохода, а лишь на ее часть. Таким образом, чем богаче люди, тем меньше доля потребления и больше доля сбережений в их доходе (можно сказать, что сбережение является благом высшей категории – luxury good). Эти предположения очень удобно формализуются с помощью кейнсианской функции потребления:

a>0, 0<c<1, (3.3)

где Yd – располагаемый доход (disposable income)1,

c – предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume, MPC).

Кейнсианская функция потребления нашла эмпирическое подтверждение на микро- и макроуровне. Однако данная функция обладает рядом существенных теоретических недостатков. Теоретические недостатки: решения о потреблении не зависят от ставки процента и ожидаемых в будущем доходов. В результате, получается, что люди, руководствуясь «психологическим законом», забывают о рациональности принимаемых решений. В этом как раз заключается еще один теоретический недостаток – у данной функции потребления нет микрообоснования2.

Вскоре кейнсианская функция потребления стала «давать сбои» и в эмпирических исследованиях, породив ряд загадок (puzzles). После Второй мировой войны будущий нобелевский лауреат Саймон Кузнец обнаружил ряд эмпирических фактов, которые плохо укладывались в кейнсианскую теорию потребления. Первая загадка стала известна как парадокс Кузнеца. Если поделить обе стороны основного тождества СНС на выпуск, то мы получим следующее выражение3:

(3.4)

Во время войны выпуск, как правило, находится ниже уровня мирного времени. Доля же государственных расходов обычно завышена. Следовательно, с окончанием войны доля государственных расходов упадет, а рост выпуска, согласно кейнсианской теории, будет сопряжен с падением доли потребления в ВВП. Доля же инвестиций в ВВП всегда примерно постоянна и не очень велика. В результате, если бы теории Кейнса была верна, страны должны были бы впасть в перманентную депрессию, чего на самом деле не произошло. Данная загадка нанесла существенный удар по кейнсианской теории потребления. Возможным объяснением парадокса Кузнеца могло бы стать то, что коэффициент a в функции потребления является не константой, а некоторой функцией, например, экономической стабильности. Так или иначе, появилась необходимость в теории потребления, которая бы объяснила, почему после Второй мировой войны средняя снизилась с ростом выпуска.