- •1999 Году
- •Выделенные статьи из сборника а.С. Сорокин
- •Поступила 23.10.2003 г.
- •С.Е. Юрков
- •Поступила 14.10.2003 г.
- •И.Н. Трушкова
- •Поступила 29.09.2003 г.
- •С.И. Кузьминская
- •Поступила 09.09.2003 г.
- •Е.В. Колосовская
- •Поступила 14.10.2003 г.
- •С.Г. Джура
- •Поступила 20.10.2003 г.
- •О.В. Жуликова
- •Поступила 23.10.2003 г.
Выделенные статьи из сборника а.С. Сорокин
ЯЗЫК МИФОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ КОНТЕКСТЕ
В литературе миф традиционно определяется как «форма общественного сознания, возникающая в условиях сравнительно низкого социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастические представления о природе общества и личности» [Словарь античности – М., 1989]. Это звучит как приговор, во исполнение которого миф в современной жизни должен исчезнуть. А он исчезать и не думает. Мифологизированное сознание существует и сегодня, отвечая насущным потребностям, подпитываясь какими-то источниками в общественном сознании. Кому и для чего это нужно? Ведь формулирует Цицерон: «Миф – это событие, в котором нет ни правды, на правдоподобия, например: «Крылатые драконы были в упряжи». История – это действительные события, отдалённые от нашего времени, например: «Аппий объявил карфагенам войну».
Какие же задачи решает миф? Прежде всего те, которые в обычной жизни решить невозможно. Характерна в этом смысле история о сказочной живой и мёртвой воде. Она вдохновила Лермонтова:
«Твоя слеза на труп безгласный
Живой росой не упадёт»,
Пушкина:
«И в той долине два ключа:
Один течёт водой живою…
Тот льётся мёртвою водой».
Похоже, что подобное мифопоэтическое видение служит не только инструментом своеобразного познания жизни, но – будучи всерьёз воспринято – начинает определять жизнь, диктовать ей свои пути. Именно так можно понимать строки А.И. Солженицына, родившиеся после чудесного исцеления от опухоли: «Но пройдя между быти и небыти, зачерпнувши воды живой…».
Или обратный пример:
«Живые мы или убитые…
или убитые?
Не угадать…
И мёртвою водой из мёртвых речек…
Из мёртвых речек
Давно обмыты день за днём».
Эти строки известной в Туле журналистки С. В. Киселёвой, таинственно исчезнувшей и только через полтора года обнаруженной убитой.
Рядом с мифом фольклорным живёт миф идеологический. Он тоже зиждется на вере (а миф всегда отличает стремление к идеалу в той трактовке, которая доступна творцу мифа). Началась в 50-е годы прошлого века в медицинских науках «беспощадная борьба с дипломированными лакеями поповщины», и рождается теория О.Б. Лепешинской о происхождении клеток из живого вещества. Несомненно, автор, бескомпромиссно и изощренно воюя с Пастером, не был конъюктурщиком. Всё дело только в том, что миф зиждется на вере, всегда служит предметом веры, а не критики, и потому неуязвим. С тех пор развилась генетика? Ну и что – получайте теорию Эндерляйна, согласно которой микроорганизмы могут рождаться во внутренней среде человека из его ДНК, да ещё и прогрессировать, создавая содружества. А сколько крови попортила Минздраву Т.Я. Свищева с её утверждением, что рак – это конгломерат паразитов!
К сожалению, тенденция нашего времени, направляющая медицину на коммерческие рельсы, привела к обеднению мифа. Это уже не свободное творчество. Приходится учитывать ожидания и идеологические преференции адресата. Надоело обычное лечение, с осложнениями, не всегда эффективное? Но свыкнуться с реальностью трудно. Нас не волнует вопрос, бесконечна ли вселенная, но нам очень хочется верить, что во вселенной под названием «человек» всегда можно найти тот винтик, который плохо работает и мешает жить, а, значит, его надо починить. Это и есть миф, низводящий процессы во вселенной до работы винтика: установление диагноза по составу волос, ногтей, рисунку на руке. И обязательно, чтобы при этом присутствовала техника, желательно компьютер. А наиболее сложные медицинские системы, такие, как ГОМЕОПАТИЯ, стремящиеся охватить человека в единстве его эмоций, поведения, мировоззрения, ищущие на этих путях подобия лекарства и личности – это, как выразился один пациент, ковёр-самолёт. А сейчас можно летать на современных лайнерах. И летаем.
Откройте газету в разделе рекламных объявлений, подойдите к столбу, наконец, и прочтите стандартный текст: «Полное компьютерное обследование организма по современным методикам с выявлением причин болезни и назначением лечения». И дело здесь не только в том, что нарушена нормальная лексическая сочетаемость слов, потому что компьютер – это не рентген и не ультразвук. Содержание подобного мифа (несомненно мифа!) не вымышлено, оно имеет место в действительности, но информацию потребитель получает в преобразованном виде. В данном случае велика роль интерпретации, того, что в риторике называется «расцветка» или «колорес», с помощью которого на чаяния пациента с одной стороны отзываются, а с другой – их формируют.
На самом деле «современные методики» – это метод Фолля, родившийся еще в 50-е годы прошлого века, основанный на двухтысячелетнем опыте китайской медицины с её учением о меридианах и биологически активных точках. Измеряя их, мы можем высказать предположения о воспалении или дегенерации в органе. И всё. Хотя и это немало. Программа компьютера, правда, услужливо выставит набор диагнозов. А лечение? В методических рекомендациях Комитета здравоохранения Москвы поясняется, что «использование метода Фолля для лечения болезней... не имеет официального разрешения к применению, а следовательно – не допускается» (стилистика и пунктуация авторов разработки). Что в этих условиях остаётся положить в рот пациенту? Биологически активные добавки. Они не зарегистрированы как лекарственные средства, а только как пищевые продукты, но тоже могут помочь в меру своих сил и высокой стоимости.
По этой же модели сформированы фирмой Хеель представления о ядах-гомотоксинах с «основным диагностическим инструментом гомотоксиколога – таблицей гомотоксикоза», рассматривающие все болезни, как защитные реакции на гомотоксины [Биологическая медицина, 1995, №1, с. 2]. И все эти нехитрые построения тем не менее работают на то, чтобы усиленно внедрять на фармацевтический рынок свои препараты.
После этого нет смысла останавливаться на рекламных изысках, рекомендующих подавлять потоотделение – причину плохого запаха. Поблагодарим, что вдобавок к антиперспирантам пока ещё не предлагают препаратов, подавляющих деятельность почек и кишечника. А как оберегают нас от холестерина, как трогательно заботятся о нашем потреблении фтора, йода, кальция, сколько внедряется очистительных методик! Эти нивы неисчерпаемы.
«Явились всюду чудеса,
Рубли раздув, как паруса,
И рыцарские голоса
Смехоподобны, как вериги».
Наблюдая всё это, понимаешь, что миф в условиях рыночной экономики дробится на мелкие куски, теряет свою разветвлённость, красочность, энергетическую насыщенность, образно говоря, линяет, становясь лишь одним и притом не самым эффективным методом продвижения товара на рынке.
