
- •«Челябинский государственный университет» (фгбоу впо «ЧелГу») Костанайский филиал
- •Краткий конспект лекций
- •Тема Филология как комплекс научных дисциплин
- •Тема Праславянский язык
- •Тема Возникновение славянской письменности
- •Тема Характеристика отдельных славянских языков
- •Тема Из истории славянской филологии
- •Тема Славянская филология в России
Тема Возникновение славянской письменности
Цель: проследить особенности становления письменности у древних славян, изучить вклад в формирование книжного языка солуньских братьев Кирилла и Мефодия.
Ключевые слова: житие, эпиграфика, патерик, палеография, инкунáбулы.
Оборудование: таблицы «Глаголица», «Кириллица», «Латиница», изображения Кирилла и Мефодия.
Вопросы:
Источники сведений о начале письменности у славян.
Деятельность солуньских братьев Константина и Мефодия по созданию славянской азбуки
Славянские азбуки.
Старославянский язык.
Создание славянской письменности с полным основанием приписывается братьям Константину Философу (в монашестве—Кирилл) (ок. 827 — 14.2.869) и Мефодию (ок. 815—6.4.885).
Сведения о начале славянской письменности мы черпаем из ряда источников:
славянских житий (биографий лиц, объявленных церковью святыми) Кирилла и Мефодия,
нескольких похвальных слов и церковных служб и их честь,
сочинения черноризца Храбра «О письменах»,
анонимного латинского сочинения «Обращение (в христианство) баварцев и карантанцев» (871),
сообщений латинского .штора Анастасия Библиотекаря (870-е гг.),
латинского сочинения (иногда приписываемого Гаудериху Веллетрийскому) «Житие (Константина) и перенос мощей св. Климента» (так называемая «Итальянская легенда»),
нескольких посланий римских пап, в частности Адриана II, Иоанна VIII, Стефана V,
житий и похвальных слов в честь учеников Константина и Мефодия — Климента Охридского, и некоторых других письменных свидетельств.
Как ни странно, не обнаружены сведения о деятельности Константина Философа и Мефодия в современных им византийских источниках, в том числе в большом количестве сочинений и писем патриарха Фотия.
Проблема возникновения славянской письменности привлекала внимание славян давно.
До нас дошло около сотни списков (рукописных копий) сочинений черноризца Храбра, десятки списков текстов о Константине (Кирилле) и Мефодии. С началом научного славяноведения кирилло-мефодиевская проблематика была и остается в центре внимания славистов. Опубликован ряд библиографий, в которых перечислены сотни трудов, посвященных этой проблематике: Г. А. Ильинского (до- 1934 г.), М. Г. Попруженко и Ст. Романского (1934—1940), И. Дуйчева, А. Кирмаговой, А. Пауновой (1940 — 198) источники к проблеме возникновения славянской письменности. Лучшее русское издание сделано П. А. Лавровым (1930): недавно выпущены под названием «Сказания о начале славянской письменности» главные славянские источники в русском переводе с основательными комментариями Б. Н. Флори под редакцией В. Д. Королюка (1981).
Из советских изданий выделяется содержательная книга С. Б. Бернштейна «Константин Философ и Мефодий» (1984).
Исконными врагами западных славян-язычников были немцы и датчане. Став католиками, немцы и датчане уже в качестве благословляемых римским папой крестоносцев продолжили антиславянскую экспансию под благим претекстом крещения язычников в христианство.
Крестоносцы столь старательно «крестили» ненавистных славян, что несколько племен просто уничтожили — в хрониках, ведшихся католическими авторами, от них сохранились лишь названия.
Однако в славянских землях действовали и греческие миссионеры. На территории Чехии в IX в. существовало славянское княжество Великая Моравия. Великоморавская держава (830—906) была крупным раннефеодальным государством западных славян, охватывавшим в пору своего расцвета территории Моравии, Словакии, Чехии. (т. е. нынешней Чехословакии), а также Лужицы, Паннонии, частей нынешней Словении. И вот в 863 г. моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с весьма характерной просьбой. Сам он был уже крещен (в 1994 г. канонизирован в качестве святого равноапостольного князя Ростислава Великоморавского). Теперь же святой князь просил Византию послать христианского епископа и проповедников к своему народу.
По-видимому, просьба моравского князя была вызвана тем, что он, борясь против латино-немецкого духовенства, являвшегося проводником влияния немецкого императора Людовика, хотел получить от Византии политическую и церковную поддержку своей власти. В Византии благосклонно отнеслись к послам, так как это открывало перспективу для распространения и укрепления влияния Византии на западе, в областях Моравского княжества. Было решено отправить в Моравию миссию, во главе которой были поставлены два брата-грека Константин и Мефодий. Первый из них, посвятивший себя церковной службе, был известен своей ученостью и миссионерской деятельностью. Его имя в источниках обычно употребляется с эпитетом "философ". Мефодий был некоторое время правителем одной из славянских областей. Оба они - уроженцы города Солуня (Фессалоники), который в то время являлся греческой колонией на славянской территории и был окружен славянскими поселениями. Константин и Мефодий хорошо знали язык славян, живших как в самом городе, так и в его окрестностях. Именно об этом, по свидетельству "Жития Мефодия", сказал византийский император, обращаясь к братьям: "Вы оба - солуняне, а солуняне все хорошо говорят по-славянски".
По сообщению "Житий" Константина и Мефодия, Константин еще до отъезда в Моравию составил славянскую азбуку и начал переводить евангелие на славянский язык.
Более трех лет провели братья в Моравии, где готовили кадры славянских "книжных людей", будущих служителей церкви, и переводили на славянский язык греческие богослужебные книги. С первых же дней славянский язык в письменности и церковном ритуале был встречен враждебно со стороны немецкого духовенства, видевшего в деятельности Константина и Мефодия большую опасность для себя. Чтобы получить поддержку, Константин и Мефодий с группой своих учеников отправились в Рим, к папе. По пути они остановились в Паннонии, славянском княжестве, населенном предками нынешних словенцев. Там они были радушно встречены князем Коцелом, который дал им для обучения славянской письменности около 50 учеников.
В Риме Константина и Мефодия принял папа Адриан II, который, стремясь укрепить свое влияние в Моравиии и Паннонии, признал славянский язык в письменности и литургии . Там Константин заболел и умер в 869 г., постригшись незадолго до смерти в монахи под именем Кирилла. После смерти Константина Мефодий с учениками возвратился вначале в Паннонию. В Моравии в это время на престол вступил Святополк, племянник Ростислава, изменивший политическую ориентацию на латино-немецкую. С целью утверждения своего влияния в Моравии и Паннонии папа Адриан II основал для этих областей особую славянскую епископию, и Мефодий был назначен епископом Паннонии.
Но вскоре он попал в руки немецкого духовенства и заключен в тюрьму в Баварии. Там Мефодий находился более двух лет. После освобождения он возвращается в Моравию, где за это время произошли большие изменения. После восстания против франков Святополк стал независимым правителем этой страны. Все больше подчиняясь немецкому влиянию, он не был сторонником славянской письменности. Поэтому деятельность Мефодия и его учеников проходила в крайне тяжелых условиях.
В 885 г. Мефодий умер. После его смерти противники славянской письменности добились у папы Стефана V запрещения славянского языка в церковной литургии. Ученики Мефодия были изгнаны из Моравии. Покинув ее пределы, одни из них направились на юг, к хорватам, а другие на юго-восток, в Болгарию, где они и продолжили дело славянской письменности.
Особенно благоприятные условия для славянской письменности создавались в Болгарии. Наиболее талантливым учеником Мефодия был Климент, деятельность которого протекала в Македонии и юго-восточной Албании. В Македонии он и его ученики переписывают кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг и делают новые переводы с греческого языка.
Расцвет славянской письменности падает на время правления царя Симеона (893-927), когда столица Болгарии Преслав становится не только государственным центром, но и центром славянской письменности на востоке Болгарии. Преславские книжники пользовались тем же языком, каким писали и в Македонии, но в их рукописях отступления от прежних языковых книжных норм отражались более значительно, чем на западе.
В Моравии и Чехии после изгнания учеников Мефодия славянская письменность продолжалась до конца XI века, когда в чешском Сазавском монастыре, где она еще сохранялась, славянские книги были или уничтожены сторонниками латинского письма, или так испорчены, что по ним больше нельзя было читать.
Деятельность Константина и Мефодия по разработке славянской письменности, осуществлению первых переводов на славянский язык, созданию на нем первых оригинальных текстов, т. е. по формированию первого литературного языка славян, протекала в 60—80-х гг. IX в. Древнейшие недатированные письменные памятники на славянском языке относятся ко второй половине X — первой половине XI в. Если и рассматривать особо латино-письменные Фрейзингские отрывки, то тем не менее надо констатировать, что дошедшие до нас древнейшие славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками — глаголицей и кириллицей. Какая из славянских азбук была изобретена раньше, какую из них изобрел Константин-Кирилл, кто изобрел другую азбуку и когда — эти вопросы занимали славистов в течение всего XIX и двух первых третей XX в. До сих пор еще имеются на этот счет спорные моменты, нет абсолютно единодушных решений. Тем не менее можно считать, что ряд положений, связанных с соотношением славянских азбук в древности, в настоящее время решен с довольно высокой степенью достоверности. Во-первых, не вызывает возражений тезис о том, что Константин Философ изобрел славянскую азбуку. Это положение в источниках неоднократно повторяется: «и тогда сложил письмена» (ЖК, гл. 14), «и тог (Философ), быстро создав письмена» (ЖМ. гл. 5), «и создал (Константин) для них (славян) тридцать письмен и восемь» (Хр., гл. Л) и т. д. Во-вторых, с высокой вероятностью можно утверждать, что до Константина у славян не было развитой системы письма. На это прямо указывается в Житии Константин, (гл. 14). Когда Философ сказал, что готов пойти к моравским славянам для осуществления порученного ему дела (согласно Житию, моравский князь Ростислав просп.: послать такого учителя и епископа, «чтобы нам на языке нашем изложил правую христианскую веру»), «если у них есть буквы для их языка», в ответ «сказал цесарь ему: «Дед мой и отец мой, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу обрести».
В сочинении черноризца Храбра «О письменах» написанном, видимо, в период «золотого века» славянской письменности в Болгарии кем-то из учеников Константина и Мефодия или учеником их учеников, сообщается, что в бытность язычниками славяне имели «черты и резы», т. е. мнемотехнические средства предписьменности (см. 3.1), а после крещения пользовались неустроенными, т. е. неприспособленными, средствами греческого и латинского письма.
До нас не дошли славянские тексты докирилловского времени, записанные, а точнее затранскрибированные, таким способом. Если они и были, то это были не системы письма, а отдельные попытки применения чужого письма к славянской речи. Поэтому предположения ученых, наиболее ярко выраженные в трудах болгарского академика Э. Георгиева, о существовании у славян системы письма до Константина остаются недоказанными гипотезами.
В-третьих, достаточно обоснованны утверждения о том, что глаголица была изобретена до кириллицы.
Под старославянским языком в восточнославянской, чехословацкой, югославской и французской (vieux slave) лингвистике принято понимать язык древнейших славянских письменных памятников, появившихся на свет в X и частично XI в. В них, в основном, правильно употребляются буквы, обозначающие носовые гласные (юсы): для их переписчиков носовые гласные ещё были реальностью.
В болгарской науке, а также в трудах некоторых немецких ученых этот язык называют староболгарским. Это название имеет глубокие исторические корни, так как ещё в Житии Мефодия в сообщении о том, как византийский император предлагал Константину и Мефодию отправиться с проповеднической миссией в Моравию, записано: «Вы бо еста селуняне, а селуняне вси чисто словънскы глаголять». Очевидно, в пору создания первого письменного языка славян еще очень живо было представление об их языковом единстве, в том числе и на родине славянских первоучителей. В дореволюционной России старославянский язык называли староцерковнославянским. Так же его называют и теперь частично в Германии, в англоязычных странах, в Польше. Это название нельзя считать точным, поскольку сфера применения первого славянского письменного языка выходила за церковные рамки: язык этот использовался и в юридических актах, и в сфере тогдашней науки, например истории.
Количество старославянских памятников довольно ограниченно. Это несколько библейских текстов: четыре относительно хорошо сохранившихся списка Евангелия (Мариинский, Зографский, Ассеманиев кодексы и Саввина книга ) и отдельные листки с евангельскими текстами, плохо сохранившийся текст части Нового завета, Энинский апостол, текст сборника духовных гимнов Псалтыри (Синайская и, возможно, фрагменты Слуцкой). Крупнейшим по размеру памятником является Супрасльская рукопись- сборник проповедей, житий, предназначенных для использования в церкви в марте (мартовская минея). Подобный характер имеет и Сборник Клоца, от которого до нас дошла лишь небольшая часть, содержащая, кроме прочего, проповедь, авторство которой приписывают Мефодию.
Синайский требник (евхологий) содержит молитвы. Киевские листки- памятник с явными моравскими языковыми чертами- представляет собой текст обедни. Остальные старославянские памятники- это сохранившиеся отдельные листки богослужебных книг, а также несколько небольших надписей, сделанных на камне.
Эти памятники входят в так называемый узкий канон старославянских текстов.
Памятники старославянского языка написаны совершенно различными азбуками- кириллицей и глаголицей (Мариинский, Зографский, Ассеманиев кодексы, Синайский псалтырь и требник, Сборник Клоца и Киевские листки написаны глаголицей; Савина книга, Супрасльская рукопись- кириллицей).
Первоначальные сведения о старославянском языке содержались уже в основополагающих трудах первых исследователей славянских языков в начале XIX в.- Й. Добровского и А.Х. Востокова.
Появляются на более солидной фактической базе описания старославянской фонетики и грамматики, сделанные великим немецким языковедом А. Шлейхером, а также А. Лескином, В. Вондраком, Ф.Ф. Фортунатовым, а позже Н.С.Трубецким и другими учеными. Ф. Миклошич создает первый старославянский словарь. Позже, в середине нашего века, прекрасные издания старославянских памятников подготовили Й. Вайс и Й. Курц (Ассеманиев кодекс), Р. Нахтигал (Синайский требник), А. Достал (Сборник Клоца), К. Мирчев и Х. Кодов (Энинский апостол) и др.
Для старославянского языка характерна сложная система глагольных форм, передающих различные оттенки прошедшего времени — аорист (прошедшее совершенное), перфект (прошедшее неопределенное), имперфект (прошедшее несовершенное), плюсквамперфект (давнопрошедшее).
В нем имелись редуцированные гласные ъ и ь, которые впоследствии на конце слова и в слабой позиции утратились (напр., окно из ст.-слав. окъно, дом из ст.-слав. домъ), а в сильной позиции развились в «полногласные» (отец из ст.-слав. отьць)1. Характерной старославянской особенностью были носовые гласные [он] и [ен] — отображавшиеся буквами ѫ («юс большой») и ѧ («юс малый»). Носовые сохранились, например, в польском языке, в русском же [он] перешел в [у], а [ен] — в [’a].
Весьма интересной была судьба праславянских гласных *o и *e в сочетании с сонорными согласными *r и *l. Если условно обозначить все остальные согласные буквой t, то оказывается, что у южных славян, например, в том же старославянском языке произошло удлинение гласного с его последующей переменой местами с согласным *r, *l: *tort > *to:rt > tro:t > trat; *tolt > to:lt > tlo:t > tlat; *tert > te:rt > tre:t > trht; *telt > te:lt > tle:t > tlѣt (то есть развилось так называемое неполногласие типа -ра-, -ла-, -рѣ-: градъ, глава, злато, власть, млѣко, срѣда и т. п.). У западных славян этому соответствовало неполногласие типа -ro-, -lo- (ср. польск. głowa, krowa). У восточных же славян развилось полногласие типа -оро-, -оло-, -ере- (город, голова, золото, волость, молоко, середина и т. п.): *tort > tort > tor°t > torot; *tårt > tert > teret > teret и т. д. (маленькая буква в верхнем регистре обозначает появлявшийся первоначально слабый призвук).
Русская классическая поэзия активно использовала старославянские слова-синонимы (знакомые русским читателям через церковнославянский язык) — например, для придания «высоты» стилю.
Падежей в старославянском языке было семь. Обычно окончания именительного и винительного падежа единственного числа совпадали и в одушевленных и в неодушевленных существительных (исключение делалось для обозначения лиц, стоящих иерархически высоко: пророк, князь, отец и т. п., — здесь форма винительного могла совпадать с формой родительного, как в современном русском). Современному предложному падежу, шестому по счету, соответствовал местный. Кстати, что до старославянских слов и их склонения по падежам, упомянем такие интересные феномены, как утраченный русским языком звательный падеж существительных (седьмой) — горо (от гора), земле (от земля), сыноу (от сынъ) и т. д., а также двойственное число, тоже утраченное славянскими языками (кроме языка лужицких сербов). Болгарский же и македонский языки вообще лишились склонения существительных — в них, как и в других языках аналитического строя (наподобие, например, французского), на контекстные смыслы существительных указывают предлоги и порядок слов (в них развился и характерный постпозитивный определенный артикль, пишущийся слитно после слова — например, болгарское «книгата» от «книга»).
Вопросы для самоконтроля:
1 В какое время у древних славян появилась письменность?
2 Какая из славянских азбук более древняя?
3 Какой язык называют старославянским?
4 На основании чего изучается старославянский язык?
Рекомендуемая литература
Адливанкин, В. А. Мишланов, И. А. Фролова.- Пермь, 2007.- 159 c.
Адливанкин С. Ю. Праславянский язык [Текст] : учебное пособие/ С. Ю. Адливанкин; С. Ю.
Бернштейн С.Б. Сравнительная грамматика славянских языков [Текст] : учебник/ С.Б. Бернштейн.- 2-е изд : МГУ, Наука, 2009.- (Классический университетский учебник).
Груцо А. П. Старославянский язык [Текст] : учебник/ А. П. Груцо, 2007.
Культура славян и Русь [Текст] : учебник, 2008.
Минералов Ю.И. Введение в славянскую филологию [Текст] : учебное пособие/ Ю.И. Минералов.- М. : Высш. шк., 2009.- 320 c.
Селищев А. М. Введение в сравнительную грамматику славянских языков [Текст] : монография/ А. М. Селищев.- М. : Комкнига, 2010.- 128 c.
Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию [Текст] : учебное пособие/ А.А. Соколянский.- М. : Академия, 2007.- 398 c.
Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию [Текст] : учебное пособие/ А.Е. Супрун.- 2-е изд., перераб.- Минск : Высш. шк., 2009.- 480 c.