Глава IV
Когнитивная и эмоциональная составляющие смысла „Я"
СТРОЕНИЕ И ПСИХОСЕМАНТИКА КОГНИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СМЫСЛА «Я»
Согласно развиваемой концепции, смысл «Я» образуется как отношение (или столкновение) собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта и приобретает с развитием личности свою глубину и многомерность благодаря переплетению деятельностей субъекта — в столкновениях одних потребностей и мотивов с другими, в столкновении потребностей и мотивов, в столкновении мотивов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, другими человеческими качествами. В результате у субъекта формируется отношение к самому себе. Это отноше-
лось под непосредственным влиянием личности Алексея Николаевича, а также под влиянием его мышления, опредмеченного им в его трудах. Понятийный аппарат, который развивал и которым пользовался А. Н. Леонтьев, оказался, таким образом, 'не просто усвоенным, но присвоенным, в чем читатель, знакомый с трудами А. Н. Леонтъева, без труда может убедиться. С нашей точки зрения, созданная А. Н. Леонтьевым понятийная система чрезвычайно теоретична, она создана не путем понятийного обозначения множества разнообразных эмпирических фактов, но выведена из единых теоретических предпосылок. В этом кроются ограничения созданной А. Н. Леонтьевым теории — ее нельзя «опускать» на эмпирию без промежуточного теоретического этапа, но в этом же одновременно кроется ее важнейшее достоинство, так как только хорошо логически согласованная и в известном смысле отвязанная от эмпирии теория позволяет движение «в идеальном плане» — получение новых теоретических знаний и гипотез путем оперирования с понятиями и дальнейшую их проверку в эмпирическом исследовании.
Вместе с тем углубление в проблему потребовало и отказа от некоторых принятых А. Н. Леонтьевым допущений, таких, как сведение психологического содержания потребности к ее мотиву, или выявление в человеке по основанию «биологическое — социальное» лишь двух групп качеств, характеризующих человека как индивида и как личность. Это не меняет, однако, того факта, что именно теоретические построения А. Н. Леонтьева положены в основу представленных в монографии исследований.
Автор считает также своим приятным долгом поблагодарить своих коллег по кафедре общей психологии факультета психологии Московского университета, на чьи научные труды он неизменно опирался в процессе работы над монографией, заведующего кафедрой профессора А. А. Бодалева, оказавшего автору поддержку на всех этапах проведения исследований и высказавшего много ценных критических замечаний относительно рукописи, своих коллег по Консультативному центру психологической помощи семье, чье мышление и стиль работы оказали немалое влияние на автора, студентов, писавших под ру-
ководством автора курсовые и дипломные работы, результаты которых использованы в данной монографии, Мануэля Кальвиньо, бывшего аспиранта автора, а ныне доцента Гаванского университета, вместе с которым проводилось исследование семантики личностных смыслов, Г. П. Бутенко и А. Г. Шмелева, оказавших неоценимую помощь в машинной обработке результатов, Е. Т. Соколову — неизменного критика и рецензента работы на всех этапах ее подготовки.
Москва, 1982
