Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия / Хр. по эконом. теории (7).doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
568.73 Кб
Скачать

Глава двенадцатая. Картели и тресты

Классифицировать способы объединения капиталистических предприятий можно с трех сторон.

Различие между гомогенными и комбинированными объеди­нениями касается их технических особенностей. Мы видели, что возникновение этих объединений обусловливается различ­ными причинами, техническими и экономическими.

360

Различие между частичными и монополистическими объединениями основывается на различном положении их на рынке, на том, господствуют ли они над ценами или, наоборот, цены — над ними. При этом для господства над ценами нет необходимости в том, чтобы объединены были все однородные предприятия. Для этого достаточно господство над той частью продук­ции, которая при всех фазах конъюнктуры необходима для снабжения рынка, причем издержки производства этой продук­ции должны быть меньше, чем издержки производства аутсай­деров. Только тогда сокращение продукции, необходимое во время кризиса, падает своей тяжестью на аутсайдеров, и не будет необходимости снижать цены до уровня цены производства картеля.

Наконец, различия между соглашением и фузией основыва­ются на различиях в формальной организации. Соглашение ос­новывается на договоре двух или нескольких предприятий, ранее остававшихся независимыми. При фузии два или не­сколько предприятий входят в состав нового предприятия. Но это — противоположность исключительно организационных форм. Она ничего не говорит о различиях содержания, послед­нее определяется содержанием договора, лежащего в основе со­глашения. Во всяком случае договор в том или ином пункте ограничивает самостоятельность предприятия; фузия ликвиди­рует самостоятельность. Но между ограничением и ликвида­цией различие только в степени. Чем больше договор ограни­чивает самостоятельность предприятий, вступивших в соглаше­ние, тем более последнее по своим экономическим действиям приближается к фузии. Далее, ограничение самостоятельности предприятия тоже может осуществляться различным образом. Сначала договор может определять общий характер организа­ции предприятия: например, управление предприятиями ста­вится под контроль общего органа, который ограничивает из­вестные формы конкуренции в сфере обращения, устанавливая общие сроки и условия платежей, т.е. вносит единство в так называемые “кондиции”. Затем ограничения могут распростра­няться на экономическую и производственную деятельность предприятий.

Содержание же договора, лежащего в основе монополисти­ческого соглашения об общности интересов, определяется целью последнего. Цель эта — повышение прибыли посредством по­вышения цен. В элементарнейшей форме это достигается дого­вором о ценах. Но цены не есть нечто произвольное. Они зави-

361

сят прежде всего от спроса и предложения. Простое соглашение относительно цен можно провести только в период подъема, когда цены имеют тенденцию повышаться, да и то лишь в ограниченных пределах. Однако и тогда соглашение только о ценах недостаточно. Растущие цены побуждают расширять производство. Предложение увеличивается, и в конце концов оказывается невозможным соблюдать соглашение. Позднее при наступлении депрессии такой картель обыкновенно взрывается.

Итак, чтобы картель был прочным, договор должен пойти дальше. Он должен привести к такому соотношению спроса и предложения, чтобы твердо установленную цену удалось удержать и на рынке. Следовательно, он должен регулировать предложение, контингентировать производство. Конечно, соблюдение соответствующих постановлений в интересах картеля в целом, но не всегда в интересах его отдельных участников, ко­торые, расширяя свое производство, могут понизить свои издержки производства и потому нередко стремятся обойти кар­тельные постановления. Надежнейшее средство против этих об­ходов создается в том случае, если продажа продуктов произ­водится уже не самими участниками, а центральным бюро сбыта картеля.

Более строгий контроль — не единственное следствие этой меры. Непосредственные связи отдельного предприятия с его клиентами теперь ликвидированы на весь период картелирова­ния, следовательно, коммерческая самостоятельность индивиду­ального предприятия устранена. Картель связывает теперь чле­нов уже не просто договором, постановления которого в любое время легко было бы нарушить или обойти, но и общим эко­номическим учреждением. Выход из такого картеля делает не­обходимым установление новых связей с клиентами, восстанов­ление старых способов сбыта, попытки, которые могут и не удаться и во всяком случае должны быть оплачены материаль­ными жертвами. Тем самым обеспечивается большая устойчи­вость, продолжительность существования картеля. Картель, ко­торый из чисто договорного образования превратился путем ликвидации коммерческой самостоятельности предприятий в единое коммерческое целое, называют синдикатом. Но синди­кат возможен лишь при том условии, если клиентам безразлич­но, у какого из картелированных заводов они будут покупать. Это в свою очередь предполагает известную однородность про­изводства. Следовательно, это предпосылка возникновения

362

более тесных, длительных и строгих организаций, каковыми являются синдикаты.

...Постановка вопроса, является ли картель или трест взаимно исключающими друг друга противоположностями, ошибочна. И в форме картеля самостоятельность предприятия может быть ограничена до такой степени, что отличие от треста исчезает. Вопрос не в противоположности этих форм, а в том, какие выгоды дает ограничение самостоятельности предприятий. Поскольку ограничение самостоятельности дает извест­ие выгоды, трест обладает ими с самого начала, между тем как для картеля это определяется характером и последствиями оговора, положенного в основу картеля.

Монополистическое объединение есть организация экономического господства, и потому напрашивается аналогия с государственными организациями господства. Тогда соотношение картеля, синдиката и треста подобно соотношению союза государств, союзного государства и унитарного государства...

При установлении цен трест обладает преимуществом перед картелем. Картель, устанавливая цены, вынужден исходить из цены производства наиболее дорогого производящего предпри­ятия. Напротив, для треста существует лишь единая цена про­изводства, в которой уравниваются издержки производства лучше и хуже оборудованных предприятий. Трест может установить цену таким образом, чтобы как можно больше увеличить количество производимого продукта; тогда величина оборота уравнивает незначительность прибыли на единицу товара. Далее, тресту несравненно легче, чем картелю, прекратить производство на менее рентабельных предприятиях. Сокращение производства он может распространить лишь на те предприятия, которые работают наиболее дорого, и таким образом понизить издержки производства. Наоборот, при расширении он может повысить производство на тех предприятиях, которые технически наиболее совершенны. Картель же, как правило, должен рав­номерно распределять растущее производство между всеми своими предприятиями. Таким образом, в результате установления картельных цен предприятия, которые технически оборудованы лучше, получают сверхприбыль. Конкуренция не может уравнять ее, потому что ведь картель исключает конкуренцию, и поэтому кажется, что эта сверхприбыль принимает характер дифференциальной ренты. Но отличие от земельной ренты заключается в том, что наихудший завод в противоположность наихудшей земле ни в коем случае не является необходимым для удовлетво-

363

рения рынка. Его можно просто закрыть, если его производство будет передано лучше оборудованным предприятиям. Но так как первое время картельная цена удерживается, то расширение производства приносит сверхприбыль заводам, которые производит дешевле. Таким образом, становится прибыльным сбывать продукцию предприятий, производящих более дорого. Но тогда исчезает “дифференциальная рента” и в дальнейшем существует только высокая картельная прибыль.