Литературная страница
Не может подлежать сомнению, что связь между клинической картиной и патолого-анатомическою ея подкладкою устанавливается главным образом через вскрытие, и без этого вспомогательного пособия мы бродили бы в потемках еще больше, чем теперь... Только неуч способен отрицать значение этого условия для благотворной работы врача. Но и действие некоторых терапевтических средств может быть оценено также только путем вскрытий. Из этого не следует, что мы имеем право делать вскрытия, как и когда нам угодно...
Чем больше естествознание делало труп объектом исследования, тем сильнее вкоренялся такой взгляд, особенно у людей, которые более или менее исключительно занимались трупами ради научных целей. В книге одного стараго врача сообщается, как один анатом думал о трупном материале. Когда трупов, предназначавшихся для демонстраций, бывало маловато, он говаривал: «Смертность теперь, к сожалению, стала слишком мала... добросовестный медик при своих изследованиях на трупе никогда не должен забывать, что труп этот когда-то был телом живого человека и вскрытие для научной цели недопустимо прежде всего тогда, когда покойный при жизни просил, чтобы его не вскрывали...
Есть еще второй случай, где вскрытое недопустимо: когда родственники не согласны на это.
При самом вскрытии в секционном зале должно царить уважение к трупу. Как в обыкновенной жизни чтится величие смерти, так и университетские учителя, ученые-исследователи и ассистенты обязаны никогда не терять уважения к смерти. Никакие шутки у секционного стола не должна быть терпимы.
Уважение, которого требует к себе труп, обязывает и к тому, чтобы части, принадлежащие одному трупу, не клались в другой, что легко может произойти, если нет в этом отношении порядка. Нужно следить также и за тем, чтобы не было недозволенной торговли отдельными частями трупов.
Моллъ А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех проявлениях его деятельности — М., 1904.
312
Несмотря на то что эти наставления давались более 100 лет назад, они нисколько не устарели и должны неуклонно соблюдаться.
Из истории Древнего Египта мы получили представление о том, какое значение уделялось в этой цивилизации сохранению тела умершего, вместилища его бессмертной души.
Уже во времена IV династии мумифицирование превратилось в специальное искусство, и поэтому зависело от финансовых возможностей и политической власти семьи. Геродот рассказывает о трех способах бальзамирования. Самый экономичный был доступен даже малоимущим и заключался в тщательном промывании внутренностей щелоком и просушке на солнце, как в древние времена. Самый дорогой способ, позволявший сохранить наилучшим образом внешний вид покойника, длился много месяцев и был доступен лишь немногим, поскольку стоил 26 кг серебра — сумма фантастическая по тем
временам.
Мумификация проводилась в «Доме жизни». Для более обеспеченных долгие омовения сопровождались аккуратными хирургическими операциями, во время которых, кроме мозга, удалялись еще и внутренние органы, кишки, легкие и печень; эти части тела мумифицировались отдельно и помещались в четыре специальные урны — канопы, посвященные четырем
сыновьям Гора.
Мумии фараонов в золотых саркофагах помещались в центре громадных пирамид, сохранившихся до наших дней. Пирамида Хеопса в Гизе имеет высоту 146,6 м.
Одним из «семи чудес света» считалась гробница царя Мавсола в Галикарнасе, правившего в Карий в IV в. до н. э. С тех пор такие надгробные сооружения называют мавзолеями.
После смерти Ленина в 1924 г. было решено бальзамировать его тело и поместить в мавзолее на Красной площади.
Книга академика РАМН Ю. М. Лопухина «Правда и мифы о болезни, смерти и бальзамировании Ленина» (М., 1997) интересна прежде всего тем, что она основана на глубоком изучении автором подлинных исторических документов, дающих возможность выяснить, кто, каким образом и от каких заболеваний лечил Ленина, как решался вопрос о сохранении его тела и какой вклад был внесен в это дело академиками Б. И. Збарским и В. П. Воробьевым.
При Мавзолее была создана специальная научно-исследовательская лаборатория. В послевоенное время лаборатория стала быстро расширяться, в нее влилась большая группа ученых самых разных специальностей. Для лаборатории было построено сначала небольшое двухэтажное здание на Садово-Кудринской улице (позади кафедры биохимии I Московского медицинского института), а затем, в 70-х годах, на Садовом
313
кольце — специально спроектированный большой корпус, хорошо оснащенный всем необходимым для экспериментальной и научной работы.
Сотрудники лаборатории в послевоенные годы провели бальзамирование тела Г. Димитрова (1949), Чой-Болсана (1952), И. В. Сталина (1953). К. Готвальда (1953), Хо Ши Мина (1969), Н. Агостиньо (1977), Ким Ир Сена (1995) — покойных руководителей коммунистических партий Болгарии, Монгоии, Чехословакии, Вьетнама, Анголы, Северной Кореи.
Сотрудники лаборатории неоднократно производили ре-бальзамирование тела великого русского хирурга Н. И. Пиро-гова, сохраняющегося с 1881 г. в специальном склепе недалеко от музея-усадьбы в бывшем селе Вишня (ныне Винница).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Эти слова из Евангелия от Матфея (гл. 23, 29) академик Ю. М. Лопухин сделал эпиграфом последней главы своей книги. В форме мудрой и талантливой притчи рассказывает он об истории нашей страны в XX в. И вместе с автором еще и еще раз невольно задумываешься о необходимости уважительного отношения к истории, к жизни и смерти.
«Memento mori — помни о смерти» — гласит латинская поговорка. Однако мы, медицинские работники, должны помнить и о жизни: «Vivero memento».
-
Лаврин А. Хроники Харона: Энциклопедия смерти.— М., 1994.
-
Лопухин Ю. М. Правда и мифы о болезни, смерти и бальзамировании Ленина.— М., 1997.
-
Лоун Б. Утерянное искусство врачевания.— М., 1998.
-
Медицина и права человека.— М., 1992.
-
Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т.— М., 1988.
-
Моллъ А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех проявлениях его деятельности,—М., 1904.
-
Неговский В. А. Основы реаниматологии,— М., 1975.
-
Неговский В. А. // Врач.- 1992.- № 7-8.- С. 31-33; 33-35.
-
Общепрактическая и семейная медицина / Под ред. М. Кохена: Пер. с нем.— Минск, 1997.
-
Орлов А. Н. Эйтаназия.—Красноярск, 1993.
-
Орлов А. Я. Милосердна ли легкая смерть? — Красноярск, 1995.
-
Уиклер Д., Брок Д., Каплан Ф. На грани жизни и смерти. Очерки американской биоэтики: Пер. с англ.— М., 1989.
-
Яровинский М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика (биоэтика)».-М., 2004.
