Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

интродукция3 / Dzybov_2007_3_introduk

.pdf
Скачиваний:
32
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
589.58 Кб
Скачать

ИНТРОДУКЦИЯ РАЗНОТРАВНО-ДЕРНОВИННОЗЛАКОВОЙ СТЕПИ В ТЕХНОГЕННЫЙ, КАМЕНИСТЫЙ ПОЧВОГРУНТ

Дзыбов Д.С*., Дудченко И.С., Дудченко Л.В. Ставропольский НИИ сельского хозяйства, г. Михайловск

Зональные типы растительности формировались на естественной адаптивной основе путем сживания между собой многих сотен видов растений на фоне комплекса абиотических условий, с участием бактерий, грибов, низших и высших представителей животного мира. При этом в конкретные местообитания диаспоры растений поступали стихийно – разновременно, что неизбежно усиливало конкурентную напряженность между первопоселенцами и последующими мигрантами – стихийными «интродуцентами». То есть в природе имела место естественная интродукция диаспор видов растений, но не фитоценозов или их фрагментов. Последние складывались на месте, в соответствии с адаптивной стратегией конкретных популяционно-видовых таксонов. В геологически-временном измерении естественная растительность могла формироваться относительно быстро. Сроки сложения ее могли лимитироваться большей частью удаленностью центров, из которых семена и другие зачатки поступали различными путями

– с током воздуха, течением воды, транспортировкой зоокомпонентами. Таким образом, понятие «интродукция степи, луга…» является

«порождением» современности, с ее проблемами опустынивания, гибелью зональных типов экосистем, необходимостью сохранения биоразнообразия Земли, проведением рекультивационных работ в техногенных и аграрных ландшафтах, а также решения многих частных природоохранных задач (восстановление природных кормовых угодий, борьба с эрозионными процессами, оздоровление фитоландшафтной ситуации вокруг мегаполисов и т. д.).

Интродукция фитоценозов при этом – средство, надежно обеспечивающее достижение конечной положительной цели по выше затронутым проблемам с минимальными финансово-материальными затратами и существенной эколого-экономической эффективностью (Дзыбов, 2001, 2006, 2007а, 2007б; Дудченко, 2005 и др.). В нашем исследовании объектом интродукции явился сложный, естественный банк семян фрагмента разнотравно-дерновиннозлаковой степи в зоне неустойчивого увлажнения Ставропольского края (чернозем обыкновенный, 4% гумуса, 500 мм осадков в год). Дикорастущий семенник, площадью 2 га, является частью ботанического заказника Шалево («Кустики») на площади 500 га – в 7 км северо-западнее краевого центра. Господствовавший в прошлом сенокоснопастбищный режим, после 1975 г. сменился заповедным. Иногда имеет место локальное нарушение этого режима степными пожарами. С запада к

* Дзыбов Д.С., Дудченко И.С., Дудченко Л.В. Интродукция разнотравно-дерновиннозлаковой степи в техногенный каменистый почвогрунт. // Эволюционно-экологические аспекты интродукции растений на современном этапе (вопросы теории и практики) Первая научно-практ. конф. Краснодар. – 2007. – С.155163.

заказнику примыкает естественный лес на площади 7 тыс. га, с востока, севера и юга – агроценозы и выгона населенных пунктов.

Место интродукции – бывший временный полевой аэродром 1941-1943 гг. в одном километре от современной восточной черты г. Михайловска. Почва – обыкновенный чернозем, сильно обогащенный обломками сарматского известняка, диаметром 7-10 (12) см (рис.1). Почвенная среда слабощелочная. Естественный эталон почвы содержит гумуса около 5%.

Искусственно обогащенное обломками камня опытное поле в единице объема почвогрунта вмещает собственно почвенной фракции менее 30%. То есть опытный участок – место интродукции степи, уступает по плодородию эталонному образцу.

Рис.1. Богатая разнотравно-дерновиннозлаковая агростепь на антропогенно-каменистом субстрате в зоне неустойчивого увлажнения Ставропольского края (22.06.2007)

Расстояние между исходным дикорастущим семенником интродуцентом и экспериментальным полем, площадью 8 га, – около 10 км. В дикорастущей степи – семеннике имеются участки с полностью измененной исходной растительностью (точки поения животных, тырла), но они исключались в процессе механизированной заготовки сложной посевной травосмеси.

По данным геоботанических описаний, дикорастущий семенной травостой образован рядом микроассоциаций, в которых часто доминируют с обилием Soc – Cop3 (по О. Друде): Festuca valesiaca, Bromopsis riparia, Filipendula vulgaris, Carex michelii, Securigera varia и некоторые другие. Им, с

обилием Sp1-3 сопутствуют десятки других представителей экотонной разнотравно-дервиннозлаковой степи, в том числе:

 

Злаки:

 

 

Agrostis gigantea

sp2

Festuca orientalis

sp2

Bothriochloa ischaemum

sp3

Festuca pratensis

sp3

Briza media

sp1

Festuca rupicola

sp1

Cleistogenes bulgarica

sp1

Koeleria cristata

sp3

Dactylis glomerata

sp1

Phleum phleoides

sp2

Elytrigia intermedia

sp1

Poa angustifolia

sp3

Elytrigia repens

sp3

Poa compressa

sp3

Elytrigia trichophora

sp2

Stipa capillata

sp1

 

 

Бобовые:

 

Amoria ambigua

sp2

Melilotus officinalis

sp1

Amoria montana

sp3

Onobrychis arenaria

sp3

Amoria repens

sp1

Trifolium alpestre

sp2

Anthyllis macrocephala

sp1

Trifolium arvense

sp3

Lotus caucasicus

sp3

Vicia angustifolia

sp2

Medicago romanica

sp2

Vicia tenuifolia

sp1

 

Разнотравье:

 

Achillea nobilis

sp1

Inula aspera

sp3

Achillea setacea

sp3

Jurinea arachnoidea

sp2

Acinos arvensis

sp2

Leontodon hispidus

sp1

Adonis vernalis

sp2

Pastinaca pimpinellifolia

sp1

Agrimonia eupatoria

sp1

Pedicularis sibthorpii

sp2

Allium rotundum

sp1

Plantago lanceolata

sp2

Campanula bononiensis

sp1

Plantago media

sp2

Campanula elatior

sp2

Polygala caucasica

sp2

Cichorium intybus

sp2

Potentilla adenophylla

sp2

Cruciata lavaepis

sp3

Potentilla argentea

sp3

Echium maculatum

sp3

Rhinanthus minor

sp3

Erysimum cuspidatum

sp2

Salvia verticillata

sp2

Euphrasia petiolaris

sp2

Scabiosa ochroleuca

sp2

Euphorbia iberica

sp1

Stachys atherocalyx

sp3

Falcaria vulgaris

sp2

Teucrium chamaedrys

sp3

Fragaria viridis

sp3

Teucrium polium

sp1

Galium ruthenicum

sp3

Thymus marschallianus

sp3

Hieracium echioides

sp3

Verbascum phoeniceum

sp2

Hieracium robustum

sp2

Veronica austriaca

sp3

Hypericum perforatum

sp3

Veronica spicata

sp2

Заготовка сложной,

естественной

травосмеси осуществлялась разово-

8.VII.1986г., применявшимся на первых этапах способом – с помощью силосоуборочной техники Е – 280. Полученный посевной материал состоял из большого разнообразия семян трав, плодов кустарников (Rosa canina, R.spinosissima, Crataegus curvisepala, Prunus spinosa), а также измельченной фитомассы. Смесь была внесена в рекультивируемый каменистый почвогрунт поверхностно с помощью разбрасывателя органических удобрений «РОУ» – 8 и после трех дней сушки на месте рассева, прикатан.

Выбранное время уборки посевной смеси в данном году было оптимальным

– большинство видов растений плодоносило в эту дату. В настоящее время операция уборки степной травосмеси осуществляется комбайнированием («Нива», «Сампо-500» и др.), а рассев разбрасывателем минеральных удобрений типа «1-РМГ-4» («РУМ» и т.п.) с последующим прикатыванием в два следа кольчатыми катками.

В разных частях территории дикорастущего семенного участка спектр и обилие видов были различными. Но основное ядро доминантов, большей частью дерновинных злаков, сохраняется, как и «латки» пятна бородача кровоостанавливающего Bothriochloa ischaemum с небольшим набором представителей других семейств – «разнотравья». Целинный семенник флористически всегда богат и на 100 м² разнотравно - дерновиннозлаковой степи встречается от 50 до 90 видов трав и кустарников. Именно это богатство делает целины практически замкнутыми против сегетальных (пашенных) и рудеральных сорняков. Эта закрытость – следствие освоения свободных экониш почвогрунта и воздушной сферы значительным разнообразием флоры.

После перезимовки посева (1987г.) вслед за сходом снега, первыми тронулись в рост полевые сорняки, семенной банк которых в почве,

включало большое разнообразие видов.

 

 

Acinos arvensis

sp3

Capsella bursa-pastoris

cop1

Amaranthus blitoides

sp2

Chenopodium album

sp3

Ambrosia artemisiifolia

cop1-soc

Chorispora tenella

sp3

Anizantha tectorum

cop2

Erigeron canadensis

cop1

Arenaria serpyllifolia

cop2

Fumaria schleicheri

cop1

Bromus japonicus

sp3

Thlaspi perfoliata

sp3cop1

В первое лето жизни агростепи численность видов сорняков на 1м² колебалась от 9 до 13(14). Количество особей амброзии полыннолистной на 1м² доходило до 160 и более. Потенциал сорной флоры ослаблялся проведением двух подкашиваний, с интервалом в 30 дней – в середине мая и в конце второй декады июня. Осветление молодой агростепи активизировало рост и развитие медленно растущих, чем сорняки, видов степных растений.

К маю – июню 1988 г., в возрасте двух лет, агростепь «На Камнях» внешне и по флористическому составу уже напоминала семенник-маточник. В последующие годы она устойчиво функционировала без серьезных флороценотических деформаций. Краткости ради, проиллюстрируем ее состояние лишь за последние 7 лет (табл.1).

Анализ приведенных материалов показывает: 1) высокую флористическую насыщенность агростепи на учетной аровой площадке в 100 м²; 2) значительное разнообразие флористических групп; 3) сильные позиции ядра устойчивости ценозов – многолетников; 4) практически полное нахождение растений в генеративной фазе. Таковой агростепь функционирует в течение более 20 лет, давая ежегодно богатую посевную

смесь семян, используемую для залужения новых эродированных земель со степенью освоения их в геометрической прогрессии.

Таблица 1. Динамика основных флоро-ценотических показателей в агростепи «На Камнях» (2002-2007гг.)

Годы

Видов

Флористические

Жизненные циклы, %

Всего в

 

на

 

группы, %

 

 

 

 

генер.

 

100м²

злаки

 

бобвы

 

разнот

одно-

дву-

Мно-

фазе, %

 

 

 

 

е

 

р.

летн.

летн.

голетн.

 

2002

72

15,3

 

22,2

 

62,5

12,5

8,3

79,2

95,8

2003

73

16,4

 

19,2

 

64,4

2,7

6,8

90,5

95,9

2004

62

22,6

 

24,2

 

53,2

3,2

9,7

87,1

96,8

2005

60

20

 

16,7

 

63,3

3,3

6,7

90,0

98,0

2006

69

20,3

 

23,2

 

56,5

10,1

2,9

87

98,6

2007

63

19,0

 

17,5

 

63,5

9,5

3,2

87,3

90,5

средни

66±2,3

19±1,1

 

21±1,3

 

61±1,9

6,9±1,

6,3±1,

87±1,6

96±1,2

е

 

 

 

 

 

 

8

1

 

 

Рис.2. Микроассоциация агростепи «На Камнях» Festuca valesiaca + Galium ruthenicum + Bromopsis inermis (22.06.2007)

Воссозданная на бедном, каменистом субстрате степь внешне весьма красочна в конце июня – начале июля (рис.2)

В целях более детального показа особенностей воссозданной степи приведем некоторые черты ее микрогруппировок (табл.2).

Таблица 2. Биопродуктивность (г/м² возд. сух.), проективное и истинное покрытие (%) надземной фитомассы микрогруппировок агростепи «На Камнях» (2002-2007 гг.)

Годы

Микрогруппировки

Покрытие

Кол-во

Биопродукт.

 

 

проектив

истинное

ярусов

 

 

 

н.

 

 

 

2002

Festuca valesiaca +

100

4.9±0,3

3

602,1±24,6

 

Bromopsis riparia +

 

 

 

 

 

Poterium polygamum

 

 

 

 

2003

Festuca valesiaca +

95

4,1±0,5

3

318,8±14,6

 

Phleum phleoides +

 

 

 

 

 

Onobrychis arenaria

 

 

 

 

2004

Festuca valesiaca +

100

9,2±0,4

3

404,8±20,5

 

Phleum phleoides +

 

 

 

 

 

Amoria ambigua

 

 

 

 

2005

Festuca valesiaca +

90

5,9±0,1

3

716,8±50,0

 

Bromopsis inermis +

 

 

 

 

 

Medicago romanica

 

 

 

 

2006

Bromopsis inermis +

85

3,9±0,1

3

545±50,6

 

Festuca valesiaca +

 

 

 

 

 

Onobrychis arenaria

 

 

 

 

2007

Festuca valesiaca +

90

5.7±0,2

3

366,7±21,7

 

Bromopsis inermis +

 

 

 

 

 

Medicago romanica

 

 

 

 

 

 

 

НСР0,5= 0,8

 

НСР0,5=103,2

Легко заметить высокое постоянство в агростепи (как и в исходной модели) доминанта типчака валлисского. Обращает на себя внимание также факт устойчивого присутствия в микроассоциациях ряда ценных бобовых растений и черноголовника многобрачного – твердосемянных видов. Причина – активная, естественная скарификация оболочек их семян легким, каменистым почвогрунтом. Достойно внимания то, что в маточном целинном семеннике эти виды не столь обильны и практически «не дотягивают» до уровня доминантов.

Указанное явление, как и некоторые другие, вносит коррективы в обсуждение проблемы сходства флоры и растительности двух типов травостоев – целинного и восстановленного на его основе – агростепи.

Субстрат, «окружающая среда» может заметно изменить обилие видов флоры (а стало быть - физиономичность) рукотворного сообщества. Иными словами постановка вопроса о степени сходства двух этих фитоценозов может оказаться не всегда корректной, причиной чего может быть и разновозрастность сообществ – вековой степи и молодой агростепи.

Агростепи, как и аналоги природных экосистем, подвержены ежегодным флуктуациям. Правда, эти колебания никогда не выходят за пределы, чреватые разбалансированием видового состава, структуры,

биопродуктивности, покрытия поверхности почвы – проективного и истинного.

Приведем данные полного геоботанического описания на учетной

площади 100м² (10х10 м) агростепи «На Камнях» за 2007 г. (22.VI.).

 

 

 

Злаки:

 

 

Bromopsis inermis

cop1

пл

Festuca rupicola

sp3

пл

Bromopsis riparia

sp3

пл

Festuca valesiaca

cop3

пл

Dactylis glomerata

sp1

пл

Koeleria cristata

sp2

пл

Elytrigia intermedia

sp1

пл

Phleum phleoides

sp3

отцв

Elytrigia repens

sp2

отцв

Poa angustifolia

sp3

пл

Festuca pratensis

sp3

пл

Poa compressa

sp2

цв

 

 

Бобовые:

 

 

Medicago romanica

cop1

цв

Vicia angustifolia

sp2

пл

Onobrychis arenaria

sp3

пл

Lathyrus tuberosus

sp1

цв

Trifolium pratense

sp2

отцв

Lotus caucacicus

sp1

отцв

Vicia tenuifolia

sp1

пл

Trifolium alpestre

sp2

цв

Amoria ambigua

sp3

цв

Amoria montana

sp3

отцв

Amoria repens

sol

вег

 

 

 

 

 

Разнотравье:

 

 

Achillea nobilis

sol

цв

Origanum vulgare

sp3

бут

Achillea setacea

sp3

цв

Pedicularis sibthorpii

sp3

пл

Acinos arvensis

sp2

цв

Plantago lanceolata

sp3

отцв

Anthemis dumetorum

sp1

цв

Plantago media

sp3

пл

Arenaria serpyllifolia

sp1

пл

Potentilla adenophylla

sol

вег

Campanula elatior

sp1

цв

Potentilla argentea

sp1

цв

Centaurea orientalis

sp3

цв

Potentilla recta

sp2

цв

Cerastium caespitosum

sp2

пл

Poterium polygamum

sp1

пл

Cichorium intybus

sp1

цв

Ranunculus polyanthemos

sol

отцв

Convolvolus arvensis

sp2

цв

Rhinanthus minor

sp2

отцв

Cruciata lavaepis

sol

вег

Salvia tesquicola

sp3

цв

Dianthus ruprechtii

sp2

отцв

Salvia verticillata

sp3

цв

Euphrasia petiolaris

sp2

цв

Stachys atherocalyx

sp3

отцв

Falcaria vulgaris

sp3

бут

Taraxacum officinale

sp1

вег

Galium ruthenicum

sp3

цв

Thlaspi perfoliatum

sol

пл

Gypsophyla stevenii

sp2

цв

Thymus marschallianus

sp1

отцв

Hieracium echioides

sol

отцв

Trinia leiogona

sp2

вег

Hypericum perforatum

sp1

цв

Verbascum lychnitis

sol

цв

Leontodon hispidus

sp2

бут

Veronica austriaca

sp2

пл

Nonea pulla

sp1

отцв

Viola odorata

sp1

вег

Достижение первоначальной цели, поставленной в эксперименте, стало возможным на основе верификации теории экологических ниш, учения об относительной замкнутости флористически богатых экосистем (степей, лугов, прерии, пушты, саванны), углубления понятия биологической конкуренции (разработка нового вида конкуренции межвозрастного

соперничества в фитоценозах), а так же применения способов оптимизации экотопов рекультивируемых, «бросовых» земель средствами агротехники.

Литература

1.Дзыбов Д.С. Метод агростепей. Ускоренное восстановление природной растительности. Методическое пособие. – Саратов.-2001.-50 с.

2.Дзыбов Д.С. Агростепи против зарослей сорняков // ж. «Защита и карантин растений», №1.-2006.-С. 15-17.

3.Дзыбов Д.С. Почвозащитные степные полосы – новый фактор экологической стабилизации и устойчивого развития агроландшафтов //Докл. Россельхозакадемии, №2.- 2007а. - С. 51-54.

4.Дзыбов Д.С. О некоторых новых путях повышения биоразнообразия агроландшафтов //Матер. Междунар. научн. конф. по борьбе с опустыниванием.- Абакан.- 2007б.- С. 111-117.

5.Дудченко Л.В. Эффективный способ создания защитных зон вокруг особо охраняемых природных территорий // Матер. Межрегиональной научно-практической конференции. - ст. Вешенская.-2005.- С. 45-48.