
- •Тема 9. Олигополия
- •9.1.2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
- •9.2. Разновидности олигополии
- •9.2.1. Нескоординированная олигополия
- •9.2.2. Картели
- •9.2.3. Картелеподобная структура рынка
- •9.3. Проблема эффективности олигополистического рынка. Роль крупных предприятий в экономике России
9.3. Проблема эффективности олигополистического рынка. Роль крупных предприятий в экономике России
На первый взгляд может показаться, что из теории олигополии можно почерпнуть лишь негативное отношение к крупным фирмам. Однако трудами ряда ученых, в частности, видного современного американского экономиста, лауреата Пулитцеровской и Бэнкрофтовской премий Альфреда д. Чендлера, выявлены положительные стороны деятельности крупных олигополистических предприятий и разработаны практические рекомендации по формированию эффективной рыночной стратегии гигантов, например, определены основные направления инвестиций, которые они должны осуществить.
В современных условиях применительно к крупным фирмам особую роль играет одна из разновидностей постоянных издержек — безусловно постоянные (квазипостоянные) издержки.
Как было показано в теме 6, в долгосрочном периоде не существует постоянных издержек, поскольку размеры всех применяемых ресурсов, включая производственные мощности, могут меняться. Как правило, издержки, являющиеся постоянными в краткосрочном периоде, в долгосрочном периоде начинают расти с увеличением размеров производства. Например, расширение производственных мощностей заставляет арендовать дополнительные участки земли. Издержки на выплату арендной платы перестают быть постоянными. Именно поэтому у постоянных издержек в таком их понимании есть еще одно название — условно постоянные издержки. Это означает, что издержки такого рода постоянные только при условии неизменности размеров производственных мощностей (схема 9.4).
Некоторые издержки не меняются с ростом производства даже в долгосрочном периоде. Они могут быть названы безусловно постоянными. Особое значение этот вид издержек приобрел в связи с повышением интенсивности технического прогресса. Разработка нового лекарства, самолета, интегральной схемы обходится одинаково дорого вне зависимости от того, в каких масштабах и сколькими заводами будет производиться соответствующий продукт.
На рис. 9.5 представлена графическая интерпретация условно постоянных (AFC)и безусловно постоянных (квазипостоянных — AQFC) издержек в долгосрочном периоде.
Скажем, решив построить новый завод, фирма вынуждена будет арендовать дополнительную землю. Если, например, фирма выпускала 100 тыс. единиц продукции в год и платила за аренду земли под первым заводом 1 млн. руб., то с вводом в действие второго аналогичного объекта выпуск увеличиться до 200 тыс. Но ведь и площадь арендуемой земли (а значит и плата за нее) удвоится (в нашем случае до 2 млн.), так что средние издержки не уменьшатся! И у маленького, и у большого предприятия средние постоянные издержки окажутся одинаковыми:
1 млн. : 100 тыс. = 2 млн. : 200 тыс. = 10.
| |
|
|
Если воспользоваться стандартным графическим аппаратом, то в осях цены (Р) —- объем выпуска (Q) справедлива картина, изображенная на рис. 9.5а. С ростом предприятия кривая средних постоянных издержек AFC1 сместится в положение AFC2. Большой объем выпуска (Q2) крупной фирмы не даст ей никакого выигрыша в издержках по сравнению с небольшим объемом выпуска (Q1), типичным для малой фирмы. В обоих случаях средние постоянные издержки будут равны.
Иной оказывается ситуация с безусловно постоянными издержками — они не меняются по абсолютной величине. При росте выпуска с Q1 до Q2 кривая этих издержек в расчете на единицу продукции (график 9.5б — AQFC) остается прежней. Рост производства ведет к перемещению по ней в направлении снижения: для Q1 средние безусловно постоянные издержки равны С1, а для Q2 — ниже, а именно С2.
Таким образом, в отличие от классического механизма экономии на масштабах производства экономия на снижении безусловно постоянных издержек не имеет ограничения в виде оптимального объема предприятия. Чем больше фирма, тем ниже издержки в расчете на единицу продукции. Фактически это означает, что в эпоху научно-технического прогресса крупные фирмы–олигополисты имеют значительные преимущества в уровне издержек по сравнению с меньшими компаниями.
Примеры безусловно постоянных издержек (схема 9.5).
| |
|
|
Фармацевтическая фирма тратит огромную сумму (в современных условиях до 600 млн. д.) на разработку нового препарата. Электронная фирма расходует еще большие деньги (не менее 2-3 млрд.) на создание нового базового микропроцессора. Эти издержки имеют явно фиксированный характер даже в долгосрочном периоде. Ведь затраты на НИОКР делают один раз. Их не придется повторять вне зависимости от того, сколько в дальнейшем будет произведено продукции, и даже вне зависимости от того, будут ли для ее выпуска построены новые цеха и заводы.
Инвестиции крупных предприятий в создание сначала национальной, а затем всемирной сбытовой и маркетинговой сети.
Эффективная система менеджмента в ходе увеличения размеров фирмы обычно не требует пропорционального роста затрат на свое поддержание в дееспособном состоянии: многие наработки, сложившиеся в ходе успешного роста фирмы (и прежде всего корпоративная культура), могут быть использованы и тогда, когда она достигает гигантских размеров.
Особенностью безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек является то, что
ни при каком размере предприятия экономия на масштабах производства не сменяется дезэкономией. Другими словами, с точки зрения экономии на этом виде издержек, чем больше предприятие, тем оно эффективней, причем без всяких ограничений размера.
Таким образом, крупные предприятия имеют определенные преимущества (схема 9.6).
| |
|
|
Крупные предприятия как ядро экономики России
Исторически российская промышленность развивалась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России. Для советской экономики также была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий.
Уже в 1960 г. процент крупных предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти 16% и был в пять с лишним раз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс концентрации не остановился. К концу советской эпохи (1987) доля крупных предприятий дошла до 29,5%, а трудились на них 85,1% всех занятых, то есть чуть ли не все работники промышленности!
В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов в общей численности предприятий резко упала (до 2,9% в 1996 г.). Но фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах. В 1996 г. на крупных предприятиях работало 68,7% занятых в промышленности, ими выпускалось 77,7% всей продукции. Иначе говоря, крупные предприятия — это все что у нас есть. Другой промышленности Россия просто не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны.
Проблема современной российской экономики состоит не столько в том, чтобы не допустить ее развития по олигопостическому сценарию (в силу преобладания крупных предприятий это вряд ли осуществимо), сколько в том, чтобы фирмы–олигополисты действовали эффективно и были конкурентоспособными по международным стандартам.