Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мистерии сибирской язвы (учебник)

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
19.02.2026
Размер:
38.14 Mб
Скачать

Раздел II 8. Клиника сибирской язвы у животных

Для острого течения характерно повышение температуры и возбуждение, но несколько менее выраженное, чем при апоплексическом течении. Животные могут опрокидываться на землю и лежать в различных позах. Возможны судороги, параличи конечностей и искривление шеи. Характерной особенностью данного течения является покраснение кожи на кончике носа, на ушах и в области височных костей. Моча приобретает красный оттенок, профузный понос чередуется с запором. На поздних стадиях могут появиться кровянистые выделения из носа и рта, свидетельствующие о том, что через пару дней наступит смерть.

Подострое и хроническое течение протекают так же, как у крупного рогатого скота.

Сибирская язва у лошадей чаще всего протекает апоплексически. Смерть животного происходит внезапно, лошадь может просто упасть в стойле или упряжи. Незадолго до этого появляется сильная одышка, а слизистая оболочка носа и рта становится красного цвета с синеватым оттенком. Перед смертью возможны кровянистые выделения из носа, рта (пена) и ануса.

Острое течение характеризуется повышением температуры до 42,5 °С, затруднённым дыханием и коликами. Возможна мышечная дрожь. Возможны кровянистые выделения из носа и ануса (на фоне поноса). Смерть обычно наступает в течение 48–96 часов. Подострое течение, выделяемое некоторыми специалистами, протекает так же, но растянуто во времени.

Наиболее частой формой заболевания является карбункулёзная (кожная), возникающая в результате укуса инфицированного насекомого, что приводит к горячему и болезненному подкожному отёку в месте укуса (чаще на мошонке, вымени, животе, подгруднике), за которым следует отёк шеи, грудины и вентральной части живота.

У ослов и верблюдов болезнь протекает остро и подостро, а клинические проявления соответствуют таковым у крупного рогатого скота. У северных оленей, как мы помним из Главы 6, болезнь протекает апоплексически. Животные становятся вялыми и вскоре умирают. Важными признаками являются выраженное трупное

130

Мистерии сибирской язвы

окоченение, а также выделение белой (иногда розово-красной) пены из носа и рта.

У свиней, а также собак, кошек и диких плотоядных живот-

ных сибирская язва протекает местно в виде ангины (орофарингит), без распространения процесса на соседние ткани, часто приобретая хроническое течение, характеризующееся лишь кратковременным повышением температуры и небольшими припухлостями1. Вспомните, что возбудитель может быть обнаружен в лимфатических узлах визуально здоровых свиней, отправленных на убой даже через девять месяцев после эпидемии!

Достаточно редко у свиней развивается острое течение болезни, сопровождающееся повышением температуры до 42 °С, угнетением, снижением аппетита, в том числе отказом от воды ввиду затруднений глотания. Животное зарывается в подстилку и подолгу лежит. Имеют место нарушения в работе желудочно-кишечного тракта (понос, запор). Может быть рвота. Смерть чаще всего наступает на 2–3-й день. В случае фарингеальной формы, протекающей без повышения температуры, быстро прогрессирует отёк в горле (горячий, но безболезненный), который может привести к смерти от удушья.

У супоросных маток возможны аборты или мертворождение. У здоровых поросят чаще всего развивается лёгочная форма из-за вдыхания инфицированной пыли с последующим развитием крупозной пневмонии и экссудативного плеврита.

Исключение из описанного выше составляют алжирские овцы и карликовые свиньи, которые эволюционно являются устойчивыми к сибирской язве, поскольку в первом случае все споры выводятся из организма за 48 часов, а во втором – остаются не прорастающими в тканях.

1 Следует помнить, что у некоторых диких плотоядных, например, у гепарда (Acinonyx jubatus) возможны значительные опухоли (Рис. 7.7).

131

Раздел II 9. «Сибирская язва» черепах

9

«СИБИРСКАЯ ЯЗВА» ЧЕРЕПАХ

 

 

Традиция разведения китайских триониксов (Pelodiscus sinensis) насчитывает уже более 2400 лет, и на сегодняшний день они являются наиболее выращиваемой рептилией в Азии из-за высокой пищевой и, как считается, лечебной ценности. Существующий высокий спрос на этот товар неизбежно привёл к увеличению числа ферм (в основном в Китае и острове Тайвань) и, как следствие, снижению контроля за их содержанием, что способствовало расширению инфицирующих их патогенов.

Начиная с 2011 года регистрируются<1> смерти этих черепах от болезни, включающей такие симптомы, как плавание на поверхности воды с вывернутой шеей и жёсткими ногами, отёки на них (Рис. 9.1), а также непрерывная тряска головой на суше (синдром тряски головой). Кроме того, черепахи имеют сниженную бдительность по отношению к окружающей среде и потребляют меньше корма, а умирающие нередко выползают на берег и лежат, не имея возможности поддерживать равновесие тела. На вскрытии обычно наблюдаются генерализованный отёк, спленомегалия, почечные кровотечения и поражения кишечника. В органах и крови присутствуют бактериальные скопления (Рис. 9.2).

Возбудителем этой болезни является штамм B. tropicus JMT (о нём мы уже говорили в Главе 4), впервые<2> выделенный ещё в середине прошлого века как возбудитель прибрежной лихорадки человека и млекопитающих. Особенностью генома этого штамма является наличие генов cya и pagA (отёчный токсин) на единственной плазмиде(3), а также генов, кодирующих синтез гиалуроновой кислоты и

1Tan A.-P., Zhao F., et al. Isolation and identification of Bacillus cereus from Trionyx sinensis. Guangdong Agric Sci. 2011; 20:115–119.

2Heaslip W. Bacillus tropicus, a new species isolated from man and animals described and compared with other Bacilli resembling, Bacillus anthracis. Med J Australia. 1941; 2(19):536–543; DOI: 10.5694/j.1326– 5377.1941.tb54246.xopen_in_new.

3Интересно, что многие штаммы вида B. tropicus несут гены устойчивости к антибиотикам. В одном из них, штамме AOA-CPS1, используемом в биоремедиации (т. е. очистке вод, грунтов и атмосферы) из-за способности разрушать пентахлорфенол, наличие этих генов обусловлено присутствием профага vB_Btc_RBClin15

132

экзополисахарида (напомним, что эти же гены имеются у штаммов Bcbva (Глава 4) и штамма

B. cereus G9241, вы-

зывающего сибиреязвенную пневмонию сварщиков), что и обуславливает клиническую картину, в частности, отёк шеи (сравните его с отёком у гепарда на Рис. 7.7). Интересно, что изначально возбудитель был идентифицирован как B. cereus или B. thuringiensis (вви-

ду высокой генетической близости к этим видам).

Мистерии сибирской язвы

Рис. 9.1. Отёк на шее и конечностях (белые стрелки), а также увеличенная селезёнка (чёрные стрелки) у китайского трионикса (по Tsai J.-M., 2023)

Высказывается предположение, что, поскольку фермы, на которых разводят триониксов, обычно расположены у просёлочных дорог и окружены сельскохозяйственными угодьями, используемые на последних биопестициды, штаммы B. thuringiensis, могут попадать на фермы. И поскольку первоначальная идентификация штаммов JMT отнесла их к этому геномовиду, вполне вероятно, что B. tropicus, ошибочно принимаемый за B. thuringiensis, может повсеместно использоваться в сельском хозяйстве. Кроме того, плотоядные привычки черепах также вносят существенный вклад в распро-

(RBClin15), который до недавнего времени был ошибочно определён как плазмида

(см. Milase R. N., Lin J., et al. Reclassification of the first Bacillus tropicus phage calls for reclassification of other Bacillus temperate phages previously designated as plasmids. BMC Genomics. 2024; 25:1018; DOI:

10.1186/s12864024–10937–4).

133

Раздел II 9. «Сибирская язва» черепах

 

 

 

 

странение возбудите-

 

ля, при котором его

 

споры

оказываются

 

разнесёнными

 

по

 

всему

водоёму

фер-

 

мы.

 

 

 

 

 

В июне 2014 года<1>

 

от

китайских

трио-

 

никсов

с похожими

 

симптомами

 

был

 

выделен штамм SYJ15,

 

биохимически

близ-

 

кий к B. cereus ss, но

 

генетически

имею-

 

щий 1031 ген, общий

 

для

 

B.

subtilis,

 

B. anthracis, B. cereus и

 

B. thuringiensis,

и 816

 

собственных

генов.

 

Филогенетически

он

 

расположился между

 

B.

thuringiensis

и

Рис. 9.2. Воспалительные клетки и бактерии

B. cereus ss, и позднее

с

рядом

других

(стрелки) в препаратах селезёнки (верхнее) и лёг-

штаммов был отнесён

кого (нижнее); окраска по Граму

(по Tsai J.-M., 2023)

к новому геномовиду

B. shihchuchen. Штамм имеет две плазмиды, однако гены сибиреязвенного токсина и капсулы расположены на большей́ из них. Наиболее вирулентным штаммом этого геномовида является QF108–045, выделяющийся<2> от черепах с 2016 года, чья плазмида рBS01 также несёт гены сибиреязвенного токсина, поэтому высказано предложение выделять их

вB. shihchuchen bv. anthracis. Кроме того, штамм QF108–045 несёт

1Chen J., Zhu N., et al. First reported fatal Bacillus thuringiensis infections in Chinese softshelled turtles (Trionyx sinensis). 2014. Aquaculture; 428–429:16–20; DOI: 10.1016/j.aquaculture.2014.02.018.

2Cheng L.-W., Byadgi O. V., et al. Pathogenicity and genomic characterization of a novel genospecies, Bacillus shihchuchen, of the Bacillus cereus group isolated from Chinese softshell Turtle (Pelodiscus sinensis). Int J Mol Sci. 2023; 24(11):9636; DOI: 10.3390/ijms24119636.

134

Мистерии сибирской язвы

гены hbl и nhe, кодирующие гемолитический и негемолитический энтеротоксины соответственно, которые являются токсинами «диарейных» штаммов B. cereus ss1!

Важной особенностью клинической картины при инфицировании этими штаммами является выраженная слабость конечностей, запрокидывание головы, носовое кровотечение, обширные кожные кровоизлияния, отёки глаз, гиперемия слизистой оболочки гортани и кишечные кровотечения (Рис. 9.3). Максимальная смертность популяции достигается обычно к шестому дню. Кроме того, штамм QF108–045 вызывает тяжёлую септицемию и проявляет устойчивость к пенициллину, амоксициллину, ампициллину, пиперациллину, тетрациклину и ванкомицину.

Рис. 9.3. Патологические изменения, вызванные B. shinchuchen bv. anthrasis: а – запрокидывание (опистотонус) шеи, b – кожные кровоизлияния,

с – скопление серозно-геморрагической жидкости (синяя стрелка), отёк серозной оболочки кишечника (желтый треугольник) и спленомегалия (жёлтая стрелка), d – почечные кровоизлияния (по Cheng L.-W., 2023)

1 О них, а также о «рвотных» штаммах подробнее поговорим в Главе27.

135

Раздел II 9. «Сибирская язва» черепах

Рис. 9.4. Патологические изменения, вызванные B. cereus Т91–1:

1 и 2 – запрокинутая, вытянутая и скрученная шея, 3 и 4 – геморрагии околоушной железы, 5 и 6 – увеличенная тёмно-фиолетовая селезёнка, 7 и 8 – спазмированный геморрагический кишечник, 9 и 10 – мазки-отпечатки крови и печени

(по , 2019)

Вся описанная история с «сибирской язвой» черепах не представляла бы особого интереса, если бы не штаммы B. cereus BC 12, Т91–1, ХС0724 и Y271, которые изолируются от больных особей с 2013 года. Инфицированные ими черепахи, помимо вышеназванных симптомов, имеют отёки век, конечностей и изъязвления на панцире, а патологоанатомическая картина обычно включает покраснение слизистой оболочки рта, геморрагии околоушной железы, почечные кровоизлияния, а также спазмированный геморрагический кишечник (Рис. 9.4 и Рис.9.5).

В целом клиническая картина не сильно отличается от описанной выше, однако геном указанных штаммов интересен тем, что в нём уже отсутствуют гены сибиреязвенного токсина (в частности, отёчный токсин), но присутствуют только гены токсинов, свойственные патогенным B. cereus ss, а именно «диарейные» (hbl, nhe, cytK, entFM, bceT) и «рвотный» (ces). Из этого закономерно вытекает вопрос: действительно ли только гены сибиреязвенного токсина ответственны за развитие инфекционного процесса или же ответственность за это лежит на иных генах, общих для всех этих штаммов? Ответить на этот вопрос пока трудно, и единственное, что мы можем сейчас сказать, что важную роль в патогенезе играют Tollподобные рецепторы и воздействие на механизмы запасания желе-

136

Мистерии сибирской язвы

Рис. 9.5. Патологические изменения, вызванные B. cereus Y271:

А – гиперемированная кожа (стрелка); В – отёк шеи (наконечник) и века (звёздочка); С – гиперемия кожи (стрелка) и отёк шеи (наконечник); D – покраснение слизистой оболочки рта и жаберной ткани (треугольник); E – увеличение печени (стрелка); F – кровоизлияния в почке (треугольник), яйцевых трубках (звёздочка) и наружной стенке желудочно-кишечного тракта (наконечник); G – геморрагии (стрелка) и увеличение почки (по Xiao Z., 2023)

за<1>. Однако одно ясно точно – эволюция B. cereus complex значительно сложнее и многообразнее, чем представлялось ранее, и мы становимся зрителями этого мистического процесса, каждый раз меняющего наше представление о нём.

10

КЛИНИКА КОЖНОЙ ФОРМЫ

СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ У ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

Июль 2016 года<2>, Турция. В амбулаторное отделение инфекционного профиля Ардаганской городской больницы (Ardahan State Hospital) обращается 56-летняя женщина-фермер с жалобами на

1Cheng L.-W., Huang Q.-Y., et al. Transcriptome and pathophysiological analysis during Bacillus cereus group infection in Pelodiscus sinensis uncovered the importance of iron and toll like receptor pathway. Aquaculture. 2025; 594:741424; DOI: 10.1016/j.aquaculture.2024.741424.

2Çimen C. Typical evolution of a Cutaneous Anthrax lesion. Infect Dis Clin Microbiol 2020; 1: 27–29.

137

Раздел II 10. Клиника кожной формы сибирской язвы у человека

небольшой отёк правой руки и безболезненную припухлость тёмного цвета на среднем пальце этой руки (Рис. 10.1).

За неделю до этого на её ферме внезапно умерло несколько овец, ввиду чего женщина разделала их туши и через три дня обнаружила на правой руке поражение, по описанию соответствующее папуле, которое за два дня увеличилось и приобрело фиолетово-синий вид, оставаясь при этом безболезненным.

На обследовании было выявлено увеличение эпитрохлеарного (локтевого) лимфатического узла (около 3 см) и взята пункция для лабораторного исследования, которое выявило присутствие в пунктате грамположительных спорообразующих палочек, идентифицированных как B. anthracis, ввиду чего был поставлен диагноз «кожная сибирская язва».

Назначенная

пациентке

терапия,

амоксицил-

лин + клавулановая

кислота 1 (3

г/день), привела

к уменьшению

отёка через 3 дня, а к 10-му дню образовался характерный сибиреязвенный струп с чёрной язвой и острыми краями в центре раны (Рис. 10.2), ввиду чего приём антибиотика был прекращён.

Кожная форма сибирской язвы составляет около 95 % всех случаев заболевания, и, по оценкам, ежегодно на неё приходится около 2000 случаев. Обычно эта форма характеризуется одиночным (редко множественным) безболезненным поражением кожи, которое может разрешиться самопроизвольно ввиду значительного присутствия нейтрофилов в месте инвазии, фагоцитоз возбудителя у которых завершённый. Вместе с тем отсутствие лечения может привести к сепсису и летальному исходу в 5–20 % случаев. Контингентом риска обычно являются люди, работающие с животными или их шкурами (ранее эту форму также называли болезнью сортировщиков шерсти), поэтому чаще всего поражаются участки кожи, открытые для воздействия внешней среды, такие как руки, ноги, лицо и шея (в последнем случае возможно нарушение проходимости дыхательных путей). Интересно, что в некоторых регионах у мясников, работающих в тканевых фартуках, при просачивании крови животных поражается кожа живота. Публий Вергилий Марон в уже упоминаемой поэме «Георгики» писал: «Шкуры больных животных

1 Также амоксиклав.

138

Мистерии сибирской язвы

Рис. 10.1. Вид сверху (А) и сбоку (В) кожного поражения в день обращения (по

Çimen C., 2020)

Рис. 10.2.

Сибиреязвенный струп с язвой, образовавшиеся на месте кожного поражения, через 10 дней после лечения

(по Çimen C., 2020)

также были бесполезны, и ни вода, ни огонь не могли очистить их от этой заразы. Овцеводы не могли стричь шерсть, которая была пронизана болезнью и порчей… А ежели кто-то и осмеливался носить одежду из заражённой шерсти, то конечности его вскоре покрывались воспалёнными папулами со зловонным содержимым…»

Инкубационный период составляет от 1 до 5 дней, при этом первоначальные симптомы проявляются в виде везикулярной папулы, которая за 2–3 суток может развиться сначала в безболезненную геморрагическую везикулу или карбункул, окружённый слабым отёком, а затем в везикулярное поражение, образующее после разрыва язву, которая, наконец, трансформируется в чёрный некротический струп (Рис. 10.3), который отторгается через 2–3 недели. Именно благодаря этому признаку болезнь получила название

карбункул злокачественный, charbon malin и anthrax.

139