Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мистерии сибирской язвы (учебник)

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
19.02.2026
Размер:
38.14 Mб
Скачать

10

Раздел I

11

12

1

ТРИ ВЕХИ ИСТОРИИ

 

 

Веха первая.

Восток Франции. Дижон. 1721 год. Среди местных жителей распространяется болезнь charbon malin (фр. «злокачественный уголь»), характеризующаяся некротическими поражениями кожи. Вернувшийся туда с ликвидации Марсельской чумы (1720–1722) Николя́ Фурнье́1, вдохновлённый своими недавними успехами, приступает к изучению заболевания, поскольку его старшие коллеги не смогли добиться заметных успехов. Однако и его ожидает фиаско. Видя, что, как и в Марселе, кожа больных покрывается тёмными пятнами некроза, он понимает, что при схожести столь важного симптома эта болезнь иная, и её не вылечить теми методами, что казались эффективными при чуме. Отчаянно пытаясь найти ответ на эту медицинскую проблему, к 1727 году он доходит до самого юга Франции, до одной из деревень близ Монпелье, где местные жители так сильно страшатся charbon malin, что изолируют даже единственного больного, не выпуская его вплоть до самой смерти.

Наблюдая там за течением заболевания и придя к пониманию, что изучаемая им болезнь является целым спектром «состояний», Фурнье предпринимает первые попытки её классификации< 2 >. В отличие от своих коллег и предшественников, основывавшихся на клинических симптомах, к составлению классификации он подходит как эпидемиолог, взяв за основу способы приобретения болезни. Итак, он разделяет charbon malin на две основные формы: спонтанную и контагиозную. Первая является чисто профессиональным заболеванием, обычно поражающим крестьян, работающих в полях под палящим солнцем (поскольку её проявления были в основном летом), дышащих «гнилостными испарениями» земли, употребляющих в пищу плохую воду и ходящих в грязной одежде.

1Nicolas Fournier (1700–1781), французский врач.

2Fournier N. Observations et expériences sur le charbon malin, avec une méthode assurée de la guérir. Dijon: Defay, 1769. Здесь и далее при упоминании важного открытия или опыта будет при-

ведена ссылка на соответствующую публикацию, чтобы каждый при желании мог с ней ознакомиться. Для удобства восприятия она приводится другим шрифтом.

13

Раздел I 1. Три вехи истории

Вторая же возникает в случае прикосновения или употребления в пищу мяса, шерсти или шкур больных животных и находит своё выражение в двух клинических состояниях: единичное кожное поражение, как правило, не приводящее к тяжёлым последствиям, и «внутреннее» поражение, характеризующееся фульминантным (скоротечным) течением, часто фатальным.

Конечно, эта классификация далека от истины, но нужно понимать, что всё описываемое происходит в «домикробную» эру, когда знания о возбудителях инфекционных болезней ограничиваются лишь выводами Джироламо́ Фракасторо́ 1. Поначалу классификация Фурнье не была должным образом воспринята современниками, но оказалась полезной уже в 1770 году, когда после страшного землетрясения во французской колонии Сан-Доминго (современный Гаити) начался падёж крупного рогатого скота. Мишель́ - Пласид́ Жюстен́ 2 так описывает эти события: «Несчастные рабы на севере Сан-Доминго испытывали самый ужасный голод… Треска была полностью недоступна, а испанцы, чьи скотоводческие ранчо или пастбища ежедневно редели из-за ужасной эпизоотии, пытались солить или коптить мясо своих несчастных больных или мёртвых животных, чтобы иметь возможность продавать его во французские заведения. Это мясо, известное в колониях как tassau, обычно избегаемое для употребления в пищу рабами, распространяло на них заразный агент, которым мясо было заражено. Форма этого заболевания, именуемого charbon, распространилась по всем соседним жилищам испанцев, а также там, где рабы получали tassau. В течение шести недель более 15 тысяч белых колонистов и рабов погибло от этой ужасной болезни… Но многочисленные и быстрые смерти, вызванные болезнью, были ещё не всем: по меньшей мере 15 тысяч рабов умерли от голода…»

Через четыре года крупная эпизоотия происходит на французских островах Гваделупа. В своём отчёте о её расследовании Анри́

1Girolamo Fracastoro, Fracastorius, 1478–1553; венецианский врач, писатель, ма-

тематик, астроном. Автор учения о «контагиях», т. е. заразительных началах (семенах), являющихся этиологическими агентами инфекционных заболеваний; противопоставлялось учению о «миазмах», но не было популярным в медицинской науке вплоть до середины XIX века.

2Michel-Placide Justin, 1801–1857; французский историк, литератор, ресторатор.

14

Мистерии сибирской язвы

Бертен́ 1 сообщает, что некротические поражения на руках и предплечьях, вызванные charbon malin, появляются лишь у тех рабов, которые вскрывают туши животных или ставят им клизмы2. «Кишечные» формы, приводящие к летальным исходам, бывают только у тех, кто употребляет мясо больных животных в пищу. Не будучи врачом, он, однако, проводит вскрытия трупов людей и животных, отмечая сходство кишечных поражений и тем самым доказывая прямую возможность заражения человека от животных, при этом утверждая невозможность заражения человека от человека.

Его наблюдения подтвердятся в том же году, когда болезнь снова вернётся в Сан-Доминго, поразив в этот раз уже не только крупный рогатый скот, но даже коз, овец, свиней, собак и кошек. И снова многие рабы погибнут, но будут сделаны выводы о необходимости создания системы эпидемиологического надзора, что будет воплощено в жизнь в 1776 году Феликсом́ Вик-д’Азиром́ 3. Несмотря на все жизненные перипетии, этот гениальный человек смог объединить талантливых специалистов своего времени, интересовавшихся инфекционными заболеваниями животных и человека, вероятно, создав первую в мире национальную санитарную службу, состоящую из разветвлённой сети учреждений4.

Уже в 1780 году Академия наук Дижона объявляет конкурс на лучший труд по причинам и лечению charbon malin. Лучшей признаётся работа<5> Жана́ -Франсуа́Томасена́ 6, в которой он собрал и

1Henri-Léonard-Jean-Baptiste Bertin, 1720–1792; французский юрист, адвокат. Ми-

нистр иностранных дел (1774). Генеральный контролёр финансов (1759–1763). Его трудами в Лионе была создана первая во Франции Ветеринарная школа (1762).

2Распространённый в то время способ лечения ветеринарных заболеваний, включающий глубокое введение руки в прямую кишку животного.

3Félix Vicq-d'Azyr, 1746–1794; французский врач, анатом, пионер в области сравнительной анатомии. Член Французской академии наук (1774). Последний врач королевы Марии-Антуанетты (1755–1793). Обнаружил и дал описание чёрной субстанции (Substantia nigra) среднего мозга.

4Официально просуществовала до провозглашения Первой французской республики в сентябре 1792 года, когда была ликвидирована как часть старого, монархического, мира. Однако сама идея, в той или иной её реализации, продолжила жить.

5Thomassin J.-F. Dissertation sur la charbon malin de la Bourgogne, ou la pustule maligne. Dijon: Antoine Benoit, 1780.

6Jean-François Thomassin, 1750–1828; французский военный хирург.

15

Раздел I 1. Три вехи истории

систематизировал информацию о вспышках за несколько десятилетий. Именно эта работа побудит Филибера́ Шабера́ 1 в том же году написать собственный труд<2>, в котором, рассматривая charbon malin исключительно с ветеринарной точки зрения, он разделит заболевание уже на три формы: основную (кожную), симптоматическую (системную) и внутреннюю (желудочно-кишечную).

Описанные события достаточно быстро привлекли внимание европейских стран к проблеме ветеринарных заболеваний и, в частности, charbon malin, что способствовало изучению заболевания в различных странах.

Веха вторая.

В июне 1850 года на Монмартре за десять лет до того, как сей знаменитый холм стал частью не менее знаменитого Парижа, овцы умирали от sang de rate (фр. «кровь селезёнки»). Инспектор местной скотобойни, господин Коллиньо́н, передаёт Пьеру́ Райе́3 селезёнку больной овцы, забитой несколькими часами ранее, из которой последний отбирает кровь и при помощи ланцета прививает подкожно здоровой овце. В первые сутки ничего особенного не наблюдается, во вторые, как напишет<4> сам экспериментатор, животное

«выглядит грустным, но продолжает питаться», а на третьи сутки у него пропадает аппетит, учащается дыхание, появляются жар и слабость (только применение грубой силы вынуждает овцу встать). Вместе с тем места инъекций не имеют никаких признаков воспаления, только из ноздрей течёт жидкость. К утру четвёртого дня дыхание становится ещё интенсивнее, животное сильно подавлено и совершенно отказывается двигаться. Около полудня после непродолжительных конвульсий оно умирает. Шерсть около острижен-

1 Filibert Chabert, 1737–1814; французский ветеринарный врач, писатель, агроном.

2Chabert P. Description et traitement du charbon dans les animaux. Paris: Imprimerie royale, 1780

3Pierre François Olive Rayer, 1793–1867; французский врач, дерматолог. Член Французской Академии наук (1843). Автор многочисленных работ по медицине. Лейб-медик короля Луи-Филиппа (1773–1850) и императора Наполеона III (1808–

1873).

4Rayer M. Inoculation du sang de rate. Comptes rendus des séances et mémoires de la Société de Biologie. 1850; 2:141–144.

16

Мистерии сибирской язвы

ных мест инъекций имеет фиолетовый оттенок, который вскоре после смерти исчезает.

Предыдущим летом на фермах в Босе, расположенных к югу от Шартра, Пьер Райе и его ученик Казимир́ Давен́ 1 уже изучали эту болезнь и проводили похожий опыт. До них, в 1823 году, его проводил Элой́ Бартелеми́2. Привитая им овца была найдена мёртвой через 60 часов после заражения. Её селезёнка была больше и имела более глубокие повреждения, нежели селезёнка овцы, использованная в качестве материала для заражения. Привитая этой селезёнкой овца умерла уже через 30 часов…

Однако в этот раз Райе не интересовало время смерти. При вскрытии овцы он обнаружил, что места инъекций затянулись, а ближайшие к ним лимфатические узлы, хотя и были красноватого цвета, заметно не увеличились. Введённые ланцетом сгустки крови не рассосались и имели пурпурно-винный оттенок. В желудке содержалось много непереваренной пищи, печень и поджелудочная были без изменений, поверхность лёгких была усеяна множеством петехий и гематом. Селезёнка не была заметно увеличена, но её ткань, не имевшая видимых кровоизлияний, была заметно размягчена и легко превращалась в кашу (как и ткань селезёнки, которой она была привита). Отдельное внимание он уделил крови: «…Исследованная под микроскопом, [она] вела себя так же, как кровь овцы, заражённой sang de rate, которую использовали для прививки. Эритроциты, вместо того, чтобы оставаться совершенно отчётливыми, как эритроциты здоровой крови, обычно слипались в неправильные массы; в крови были также мелкие нитевидные тельца, примерно в два раза длиннее эритроцита. Эти маленькие тельца не совершали спонтанных движений».

В 1869 году уже упомянутый Казимир Давен обнаружил<3>, что кровь больных овец не заразна до тех пор, пока в ней не обнаружи-

1Kasimir-Joseph Davaine, 1812–1882; французский врач, физиолог, бактериолог. Член Парижской медицинской академии (1868). Автор работ по микробиологии. Во время Франко-прусской войны (1870–1871) служил военным врачом.

2Éloy Barthélemy, 1783–1850; французский ветеринарный врач.

3Davaine C. Recherches sur les infusoires du sang dans la maladie connue sous le nom de sang de rate.

Comptes rendus de l'Académie des Sciences. 1863; 57:220–223; Davaine C. Nouvelles recherches sur les

17

Раздел I 1. Три вехи истории

ваются эти загадочные тельца. Кровь, их содержащая, перестаёт быть заразной, только если пять минут её подогревать на 55 °С, однако, будучи высушенной, она способна сохранить свой заразный потенциал до одиннадцати месяцев даже при нагревании до 100 °С! Примерно в это же время он установил<1> инкубационный период заболевания (26–53 часа) и что кровь от животных, подвергшихся разложению, вызывает другую болезнь, хотя и не смог выделить её возбудителя.

Надо сказать, что ещё в 1838 году Онезим́ Делафо́н2 видел в крови крупного рогатого скота, павшего от sang de rate, некие «маленькие палочки», но он не придал им никакого значения(3), тогда как Давен, впечатлённый статьями Луи́Пастера́ 4, пришёл к пониманию их заразной природы и, дав им название bacteridia, утверждал: именно они являются причиной sang de rate.

Вместе с тем теория Давена встретила определённое сопротивление в научных кругах. Некоторые исследователи утверждали, что в крови умерших после заражения животных не обнаруживается никаких телец или палочек; другие, наоборот, заявляли, что свободная от них кровь способна передавать sang de rate. Кроме того, его теория не объясняла эндемической связи заболевания с «влаж-

infusoires du sang dans la maladie connue sous le nom de sang de rate. Comptes rendus de l'Académie des Sciences. 1863; 57:351–353, 386–387.

1Davaine C. Expériences relatives à la durée de l'incubation des maladies charbonneuses et à la quantité de virus nécessaire à la transmission de la maladie. Bulletin de l'Académie impériale de Médecine. 1868; 33:816–821.

2Henri-Mamert-Onésime Delafond, 1805–1861; французский ветеринарный врач.

Директор (1860–1861) Ветеринарной школы Альфор. Автор работ по заболеваниям рогатого скота.

3Немецкий врач Алойс Поллендер (Aloys Pollender, 1799–1879) в своей статье 1855 года писал, что видел эти палочки у больных ещё в 1941 году, но ограничил свои

исследования изучением поведения клеток крови из-за ограничений в реактивах (см.

Pollender A. Mikroskopische und mikrochemische Untersuchung des Milzbrandblutes, so wie über Wesen und Kur des

Milzbrandes. Vierteljahrsschrift für gerichtliche und öffentliche Medicin. 1855; 8:103–114). Чуть поз-

же их описал немецкий ветеринарный врач Фридрих Брауэль (Friedrich August

Brauell, 1807–1882) в своей статье 1857 года (см. Brauell F. A. Versuche und Untersuchungen betreffend den Milzbrand des Menschen und der Thiere. Archiv für pathologische Anatomie und Physiologie

und für klinische Medicin. Neue Folge. 1857; 11:132–144)

4 Louis Pasteur, 1822–1895; французский химик, один из основателей бактериологии. Член Французской академии (1881). Автор многочисленных работ по микробиологии, вакцинологии, иммунологии и кристаллографии. Соавтор первой вакцины против куриной холеры.

18

Мистерии сибирской язвы

ными» годами и с влажными почвами, такими как долины рек, окрестности болот и озёр, что укрепляло представления о «миазмной»1 этиологии заболевания.

Веха третья.

29 апреля 1876 года. Вздевая придорожную пыль, дилижанс2 из прусского Вольштейна везёт малоизвестного сельского врача Ро́берта Коха́ 3 в Бреслау 4 , где в одноимённом университете 5 его ждут профессор ботаники Фердинанд́ Кон6 и заведующий кафедрой патологии Юлиус Конгейм́ 7, чтобы заслушать и увидеть результаты его исследований. Сама по себе эта встреча является большой удачей, поэтому наш герой немного нервничает, крепче прижимая ящики с многочисленными склянками, пипетками, мерными цилиндрами, колбами Эрленме́йера8 и мензурками. Тут же его микроскоп, питательные среды и сосуды для культивирования, а также клетки с лабораторными животными…

В стенах университета под пристальными взглядами почтенных учёных мужей он шаг за шагом повторяет проделанные много раз

1Теория о распространении инфекционных болезней через «плохой воздух», возникший в результате гниения, чаще всего на болотах. Господствовала в медицине вплоть до открытия патогенных микроорганизмов в конце XIX века.

2От фр. carosse de diligence – «проворный экипаж»; многоместная карета на конной тяге, являющаяся средством междугороднего передвижения до распространения паровозов.

3Robert Koch, 1843–1910; прусский (немецкий) врач, один из основателей бактериологии. Член Прусской академии наук (1904). Первооткрыватель возбудителя туберкулёза (Mycobacterium tuberculosis) и печально известной псевдовакцины «туберкулин».

4Ныне города Вольштын и Вроцлав в Польше.

5Ныне Вроцлавский университет в Польше.

6Ferdinand Julius Cohn, 1828–1898; прусский (германский) ботаник, бактериолог. Член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1849). Автор научных трудов по морфологии и систематике бактерий, водорослей и грибов.

7Julius Friedrich Cohnheim, 1839–1884; прусский (германский) врач еврейского происхождения, патологоанатом, патофизиолог. Автор работ о воспалении. Высказал гипотезу о том, что раковые опухоли развиваются из «невостребованных» во время эмбриогенеза клеток.

8Коническая колба, созданная в 1861 году прусским (германским) химиком Эмилем Эрленмейером (Emil Erlenmeyer, 1825–1909).

19