- •«Историческая грамматика русского языка»
- •3. Отражение монофтонгизации дифтонгов в древнерусском языке.
- •4. Судьба начальных сочетаний *or; *ol.
- •5. История первого полногласия в древнерусском языке.
- •6. История дифтонгических сочетаний редуцированного гласного с плавным согласным.
- •7. Закон палатализации. 1 палатализация заднеязычных согласных.
- •8. Закон палатализации. 2 и 3 палатализации заднеязычных согласных.
- •9. Закон палатализации. «Йотовая» палатализация согласных.
- •11. Система гласных в древнерусском языке.
- •12. Система согласных в древнерусском языке.
- •13. Процесс вторичного смягчения согласных в древнерусском языке.
- •14. Процесс падения редуцированных. Судьба редуцированных ы, и.
- •15. Отступления от закономерности процесса падения редуцированных и их объяснение. Судьба редуцированных в сочетаниях с плавными после падения редуцированных.
- •На месте бывш. Ред. В слаб. Позиции произнос. Гласн. Полн. Обр.
- •16. Следствия падения редуцированных в области гласных. Возникновение беглых гласных о,е.
- •17. Следствия падения редуцированных в области гласных. Развитие второго полногласия. Изменение и в ы после предлогов и приставок.
- •25. Развитие аканья.
- •26. Объединение типов склонения существительных на *ŏ; *jŏ и на *ǔ.
- •27. Переход существительных мужского рода из типа склонения на *ĭ в тип склонения на *ŏ; *jŏ. Утрата типа склонения с основой на *ū.
- •28. Распад типа склонения на *t. Распределение существительных с бывшей основой на согласный по другим типам склонения.
- •29. Объединение твердой и мягкой разновидностей склонений на *ā; *jā и на *ŏ; *jŏ.
- •30. История форм двойственного числа.
- •33. История форм дательного, творительного и предложного падежей множественного числа существительных.
- •35. История звательной формы.
- •36. Местоимение как часть речи. Личные местоимения в древнерусском языке.
- •37. Местоимение как часть речи. Неличные местоимения.
- •38. Прилагательное как часть речи. Разряды. Краткие формы. Образование полных форм.
- •39. Прилагательное как часть речи. Образование форм сравнительной степени.
- •40. История имен числительных. Разряды. Особенности склонения.
- •41. Глагол как часть речи. Классы глаголов.
- •43. История форм будущего времени глагола.
- •44. История сослагательного (условного) и повелительного наклонений в древнерусском языке.
- •45. Прошедшее время глаголов. Аорист. Имперфект.
- •46. Прошедшее время глаголов. Перфект. Плюсквамперфект.
- •47. История неспрягаемых форм глагола в древнерусском языке (инфинитив и супин).
- •48. История причастий и деепричастий в древнерусском языке.
- •49. История наречий.
- •50. История союзов и предлогов в русском языке.
- •51. Конструкции с двойными косвенными падежами в истории русского синтаксиса.
- •52. Особенности древнерусского глагольного управления.
38. Прилагательное как часть речи. Разряды. Краткие формы. Образование полных форм.
В др.р. были 2 категории: краткие (именные) и полные (местоимённые). Зависели от сущ., обладали родом, числом и падежом.
Краткая форма была у всех. Изменялись по имен. склонению, могли употребляться в роли опред. или именной части сказуемого. Полные формы образовывались от кратких с помощью указ. мест. (и, я, е). Склоняются по мест. типу. Изначально употреб. в функции определения.
История кратких прилагательных.
Склонялись как сущ. по имен. типу на *а долгое, *ja долгое.
Был твёрдый и мягкий вариант склонения.
У кратких - предикативная функция, у полных - атрибут. ф-ция.
Краткие качест. прил. теряют формы косвенных падежей -> прилагательные перестают склоняться. Относительные прилаг. утрачивают кр. форму.
В 17 в. в текстах деловой письменности можно встретить крат. формы в качестве определений., в 18 в. продолжают встречаться.
Могут использов. с местом. в одной синтаксич. конструкции.
В живой речи к 17 в. крат. формы были утрачены. В кратких формах ы по происх ж.р.
Следы косв. падежей кр. прил. в сря есть - застывшие падеж. формы кр. прил. или фразеологизмы.
Притяжательные прилагательные образовыв. при помощи суфф. j, ов, ев, ин\ын - частично сохраняли свои именн. формы.
История полных прилагательных.
Форма Тв. п., ед. ч. м, ср. р.
Р, Д., Тв., М., п. мн. ч. => происходит стяжение гласных
Д., Тв., двойств. ч
И.п., ед.ч., м.р. - после изм. редуц. и,ы, возникают окончания ой, ей, с 13 в.
ЫЙ, ИЙ - до конца 18 в.:
1. Для обознач. дат, титулов, должностей, Р.п. ед. ч - русс. оконч. ого, его: ослаб. артик. заднеяз. соглас., изменяется во фрик. звук х - впоследствии утрачив., возникает сочетание 2 гласных. Развив. вставн. звук, оконч. аго, яго станов. офогр. нормой для обоз. безуд. оконч. Во мн.ч. полные прилаг. утрачивают. родовые различия.
39. Прилагательное как часть речи. Образование форм сравнительной степени.
Имена прилагательные в древнерусском языке изменялись по родам, числам и падежам, имели полную и краткую формы, три степени сравнения (положительную, сравнительную и превосходную), а по своим лексико-грамматическим особенностям делились на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Краткие прилагательные в языке исторически являются более древними. В науке их еще называют именными. В предложении краткие прилагательные могли выполнять функцию предиката, т. е. быть частью именного сказуемого (таковыми они являются и сейчас) и определения (эта их функция со временем утратилась). В роли определения они имели в женском роде те же окончания косвенных падежей, что и существительные с основами на *-ā, *-jā: бѣла, синꙗ склонялись как вода, землꙗ. В мужском и среднем роде они изменялись как существительные с основами на *-ŏ, *-jŏ: бѣлъ, синь как столъ, конь и бѣло, синѥ как лѣто, полѥ. Имелось лишь одно отличие: краткие прилагательные не имели звательной формы. Если они входили в состав обращения, то использовались в именительном падеже: яръ туре Всеволоде (ярый тур Всеволод!).
Древнерусские прилагательные могли образовываться от существительных без помощи суффиксов (например, золотъ ‘золотой’), но чаще все-таки путем их присоединения. Наиболее распространенные суффиксы слов этой части речи:
-ьн- (после падения редуцированных превратился в -ен- или -н-: свободьнъ, книженъ);
-ѧн- (древѧнъ, мѣдѧнъ);
-ьск- (после падения редуцированных — -еск- или -ск-: болгарьскъ, варѧжьскъ, человѣческъ);
-ък-, -ок-, -ьк-, -ек- (падъкъ, солодъкъ ‘сладок’, высокъ, тѧжькъ, далекъ);
-л- (круглъ);
-ат- (рогатъ, бородатъ)
Притяжательные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ьj- и -ь-. Последний восходит к сочетанию [jь]. При присоединении такого суффикса звук [j] вызывал смягчение и изменение предшествующего согласного, например: Стрибогъ — Стрибожь, князь — княжь, Боянъ — Боянь, человѣкъ — человѣчь, Святославъ — Святославль, патриархъ — патриаршь.
Еще в праславянскую эпоху от кратких, именных прилагательных образовались полные, или местоименные. Происходило это путем присоединения к кратким прилагательным указательного местоимения и (м. р.), ꙗ (ж. р.), ѥ (ср. р.).
Усеченные прилагательные являются искусственными литературными образованиями; они были широко распространены в поэзии XVIII – первой трети XIX в. Усеченные прилагательные образовывались от полных путем сокращения окончания: в нем отбрасывался последний слог.
Стяженные прилагательные возникли в языке естественным путем и характерны в основном для русских северных говоров: большо́ поле, но́ва изба, маленьки детки. Они развились из полных форм, в окончаниях которых сначала утратился звук [j] между гласными, а затем два соседних гласных слились в один: новаjа > новаа > нова; большоjэ > большоэ > большо.
Между многими прилагательными и существительными отсутствовали структурные различия, то есть существительное среднего рода и корневое прилагательное того же рода были идентичны: не только добро, зъло, худо, лихо, золото, право, далеко и др. известные современному языку омонимы, но и мало, дурно, молодо, слЪпо, лЪео, пьяно и пр.
Общая суффиксация и префиксация многих имен: так, суффикс -р представлен в словах пиръ, жиръ, даръ — с одной стороны, и добръ, хытръ, бодръ — с другой; префикс па- обнаруживаем у существительных пасынъкъ, падъчерица, паводъкъ, и у прилагательных пасмурънъ, пакостьнъ.
Сравнительную степень в древнерусском языке, как и в старославянском, имели только качественные прилагательные, способные проявлять признак разной интенсивности. Из праславянского языка были унаследованы два способа образования сравнительной степени.
1. С коротким формообразующим суффиксом -ыи- (из *-jbsj-, для ср. рода видоизменение суффикса: *-jesj-), который присоединялся к согласному корня, смягченному йотом;
2. С длинным формообразующим суффиксом -кш- (из*- ejtsj, для ср. рода видоизменение суффикса *-e/es/-), который после шипящих видоизменялся в -аиш-.
Таким образом, в древнерусском языке имелись два вида основ сравнительной степени:
1) болыи-, хужьш-, вышил-, нижын-, слажыи- и под.;
2) новТиш-, простЬиш-, тишаиш-, строжаиш- и под.
Родовые различия в им. падеже были особенно существенны в связи с особыми родовыми окончаниями: для муж. и ср. рода это были нулевые окончания, вызвавшие утрату конечного согласного в суффиксе, а для жен. рода это было окончание -и (восходящее к детерминанту *ja на ступени полной редукции гласного). Таким образом, родовая парадигма срав. степени имела следующий вид:
Муж. род: 1) боль, хужь, вышь; 2) новЪи, тишаи, строжаи.
Ср. род: 1) боле, хуже, выше; 2) новЪе, тишае, строжае.
Жен. род: 1) болыни, хужьши, вышыии; 2) новЪиши, тиша- иши, строжаиши.
Морфологические изменения сравнительной степени в истории русского языка обусловливались двумя факторами: во-первых, лексемным перераспределением суффиксов; во-вторых, изменением синтаксической функции.
1)С течением времени короткий суффикс закрепился за лексемами с корневыми переднеязычными д, т, з, с,н,л и заднеязычными г, к, х: моложе, богаче, уже, больше, дальше, тоньше, дороже, звонче, суше и т. д. В ряде образований типа свежее, звончее, ловчее по аналогии оказался вытесненным суффикс -ае.
2)Речь идет об утрате рода, числа и падежа и превращении сравнительной степени в неизменяемую форму прилагательного в синтаксической функции сказуемого. Ср. др.- рус. Волга ширъши Днепра, где имелось согласование в жен. роде, ед. числе и им. падеже. Застывание краткой сравнительной степени прошло по среднему роду — в первую очередь в силу его нейтральности по отношению к двум связываемым существительным.
