крима т12 приёмы
.docxПрием «Допущение легенды»
часто применим для изобличения ложных алиби. Следователь (дознаватель) делает вид, будто верит всему, о чем говорит допрашиваемый, имитирует принятие ложной версии допрашиваемого. В рамках этой легенды следователь использует детализацию показаний. Допрашиваемый вынужден насыщать свой рассказ многочисленными и четко обрисованными деталями. Эти вопросы и призваны застать допрашиваемого врасплох. Допущение легенды в сочетании с детализацией показаний применяют при допросе нескольких участников события. Каждое из этих лиц на допросе будет, излагать общую, согласованную версию, назовет 3—4 заранее оговоренные детали в её подтверждение. Следователь (дознаватель) же своими многочисленными и одинаковыми вопросами о деталях, об одежде каждого из них «в тот день», о порядке местоположения лиц, предметов и т. д. поставит их перед необходимостью сочинять, придумывать «на ходу» эти детали. Но каждый придумает разные детали, и они не совпадут.
Прием «Внезапность»
Следователь сначала задаёт большое количество вопросов в русле темы, излагаемой допрашиваемым, создавая видимость, что только эта тема интересует следователя. Внезапный вопрос формулируется в краткой и четкой редакции. Следователь задаёт этот вопрос в том же тоне и темпе, как и все предыдущие, так как изменение голосовых модуляций при его постановке насторожит собеседника. Внезапный вопрос рассчитан на создание стрессового состояния допрашиваемого. Внезапное предъявление предмета или документа, имеющего обвинительное значение, используется как тактический, информационный удар, как резкий контраргумент против легенды допрашиваемого, по существу опровергающий ее. При этом следователь всегда заранее готовится к данному приему и понимает, что допрашиваемый может попытаться завладеть этим доказательством. Факт предъявления доказательства отражается в протоколе допроса, попытка незаконно завладеть им, а тем более уничтожить или использовать против следователя — тоже. (вообще у него и такое название может быть – «Внезапность вопроса или предъявления доказательства»)
Прием «Создание напряжения»
Этот прием иногда полезно применять в отношении лиц, уверовавших в бессилии правосудия, непогрешимости занятой им позиции и контраргументов и потому ведущих себя на допросе развязно или отказываются вообще от дачи показаний. Напряжение может быть создано путем предъявления доказательств или передачи мнения авторитетных для допрашиваемого лиц, обоснованного водворения в камеру ИВС, внезапным изменением хода, темы и темпа допроса, линии поведения следователя непонятной для допрашиваемого, созданием вокруг пего информационного и коммуникативного вакуума одновременно. Можно использовать результаты обыска и других следственных действий. Например. «П» убил «С» и продал ее туфли. Следователь при допросе поставил туфли к себе на стол и прикрыл их газетой, так что виднелись только носки их. Он знал, что при допросе «П» все время будет смотреть на них, но якобы не замечал этого и задавал второстепенные вопросы. «П», не выдержав, спросил, почему стоят туфли. Следователь ответил: «Потому, что это туфли убитой Вами «С» и приобщены они к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, и Вас они изобличают как убийцу» - и спокойно поднял газету. «П» закричал: «Прочь! Заберите прочь! Прочь их!!!» Следователь: «Успокойтесь, как Вам не стыдно так волноваться из-за какой-то пары туфель. Успокойтесь и расскажите, как Вы это сделали и куда спрятали труп «С».
С НЕСТРОГИМ СОПЕРНИЧЕСТВОМ
Прием «Пресечение лжи». Ложь со стороны допрашиваемого может быть пресечена с помощью предъявления доказательств, приема наглядности или использования положительных свойств личности; раздельно или в совокупности очная ставка как разновидность допроса может быть использована с этой же целью.
Прием «Информационный вакуум». Следователь в этом случае анализирует неоспариваемые обвиняемым факты, останавливается на неясностях, пробелах, нелогичностях, для устранения которых необходимы пояснения от обвиняемого, следователь не выдает более никакой информации, а лишь требует ее от допрашиваемого, предлагая ему посидеть, подумать в кабинете следователя, в соседнем кабинете, в камере для задержанных в ИВС.
Прием «Коммуникативный вакуум» (коммуникацио — акт общения). Следователь делает перерыв, своеобразную паузу в допросе при обнаружении у допрашиваемого борьбы противоположных мотивов. Если чувствуется, что допрашиваемый не решается сознаться или не сознаваться, сообщать или не сообщать известный ему факт, следователь прекращает контакт, в надежде, что после обдумывания он все же расскажет об интересующем следствие событии. Наример, сказав, что его соучастник сознался или найден свидетель, следователь прекращает контакт, общение на определенное время, пока нужный мотив не возобладает в поведении допрашиваемого.
ЕСТЬ ЕЩЕ ТАКИЕ ПРИЕМЫ
8. Инерция. Основан на законе инерции, перенесенном из сферы физики в область психологии. Если допрашиваемый скрывает событие, интересующее следователя, ведется обсуждение отвлеченной темы в ровном, спокойном темпе, доброжелательном тоне. Внимание, память, функции самоконтроля, допрашиваемого сосредоточены только на этой отвлеченной теме. Затем, следователь задает вопрос из нужной ему темы, но не меняя при этом ритма беседы, ее тона, никак не выделяя этого вопроса. Втянувшийся в бесконфликтную по теме и по характеру беседу, «убаюканный» ее спокойным и ровным течением, допрашиваемый ответит на вопрос по запретной для него теме прежде, чем осознает, что этого делать не надо.
9. Использование «слабых» мест личности. К числу слабостей личности можно отнести недостатки интеллекта, трусливость, вспыльчивость, тщеславие, прямолинейность и т. п. Через «слабости» идет управление поведением (подхалимаж, услужливость, трусу указать на максимальный размер наказания и т.д. и т.п.).
10. Демонстрация возможностей расследования. Встречается в двух вариантах. В одних случаях допрашиваемому следователь показывает изобличающих его доказательства путем производства определенных действий (допросов, очных ставок, осмотров и т. п.). В других — ему показываются возможности применения современных научных методов исследования доказательств при проведении различных видов экспертиз.
11. Повторность допроса. Применяется при соблюдении относительно длительного интервала времени. Цель длительного перерыва - использовать свойство человеческого мозга освобождать оперативную память от малозначительной информации «забыть». На повторном допросе лицу предлагается вновь подробно рассказать о событиях. Полученный материал следователь использует для расширения направлений расследования, поиска новых доказательств.
(ВОПРОС, который делала Вика)
6. Прием наглядность - очень широко применяется в следственной практике. Это и предъявление фотоизображения, документов, вещественных доказательств и выезд для дачи показаний на место происшествия. Цель этого приема заставить включить у допрашиваемого все виды памяти: зрительную, письменную, слуховую, логическую с тем. чтобы почерпнуть от него как можно больше достоверной информации. Этот прием помогает увеличить и конкретизировать имеющуюся информацию и снять некоторые противоречия в показаниях.
С НЕСТРОГИМ ТОЖЕ ВЫДЕЛЯЮТ (ну можно спросить у нее вообще про это )
Прием «Беседа» применяется для установления психологического контакта и изучения отдельных сторон личности. Беседа может иметь значение самостоятельного тактического приема или как предпосылка применения других тактических средств. Выявленные во время беседы определенные признаки в поведении могут свидетельствовать о причастности или непричастности допрашиваемого к преступлению.
Например, на прямое обвинение невиновный, как правило, отвечает сразу же на поставленные вопросы; виновный — стремится получить информацию от следователя, чтобы продумать свой ответ и поэтому тянет время. Невиновный постоянно обращается к фактам, свидетельским показаниям, активно пытается доказать свою непричастность к преступлению, виновный, наоборот, пассивен, подробно не высказывается, отвечает осторожно и неточно. Невиновный повторно возвращается к пунктам обвинения, опровергает наиболее важные обстоятельства, виновный пытается обойти такие обстоятельства, допуская, что их рассмотрение может усугубить его положение. Невиновный доказывает, что совершенное преступление несовместимо с его обычным поведением, образом жизни, воспитанием, характером, положением в обществе, виновный — редко приводит подобные аргументы. Невиновный остро переживает то обстоятельство, что имеет дело со следственными органами, боится позора, его беспокоит мнение друзей и начальников, положение семьи. Виновного беспокоит только ответственность.
Прием «Разрядка» применяется следователем для снятия чувства тревоги, волнения, им проявляется максимум благо-. желательности к допрашиваемому и таким образом создает атмосферу доверия к себе. Этого можно добиться мягкостью интонации в голосе, неторопливым разговором, начиная беседу на отвлеченные темы и т. д.
Прием «Настройка» направлен на установление эмоционального контакта. В основе настройки лежит своеобразная ассимиляция (уподобление, слияние) отдельных черт личности партнеров по общению. Следователь находит нечто общее между ним и допрашиваемым и пытается начать разговор с обращения внимания своего партнера на это обстоятельство. Например, следователь может обратить внимание на то, что допрашиваемый, так же как и он, когда-то работал геологом на Дальнем Востоке, учился на юриста, служил в тех же войсках, на одной территории, переболел одним и тем же недугом, и рассказать, каким методом он добился успеха и т. д. и т. п.
Прием «Использование положительных свойств личности допрашиваемого» может показаться банальным, многие знают о нем, но парадоксально, с какой легкостью, незаметно для себя или даже зная об этом, люди начинают раскрывать свои достоинства, они хотят слушать о них от других, потому, что очень часто их никто не замечал, они оставались не востребованными. К сожалению, жизнь устроена в основном таким образом, что когда человек сделает что-то плохое, то это сразу же становится объектом громких разбирательств, а когда он же делает добро — этого не замечают или просто молчат. Поощрения особенно необходимы интраверам. Пример: «Иван Иванович, Вы же умный человек, у Вас взрослые сын и дочь, которых Вы горячо любите. Я имел беседу с Вашим командиром, с которым Вы воевали в Афганистане. Он о Вас отозвался как о смелом солдате и хорошем товарище и т. д.».
