- •Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего 1
- •1. Будущее в настоящем
- •2. Базовое исследование способности к кроссмодальной селективной координации
- •3. Координационная парадигма развития
- •4. Эволюция координационных способностей мозга
- •5. Универсальные координационные способности человека и координированность как ловкость
- •6. Практика психологического сопровождения по системе психологической координации в условиях рекреации
- •Заключение
- •Литература
5. Универсальные координационные способности человека и координированность как ловкость
Отметим, что иногда встречающееся понимание координационных способностей человека как исключительно спортивных, двигательных, физических с позиций новой Координационной парадигмы развития является методологической ошибкой. В психологии спорта термин «координационные способности» вплоть до последнего времени не имел существенного значения и даже четкого определения [10; 32]. Однако в последнее время заметен рост интернет-публикаций по спортивной психологии, в которых все чаще используется понятие «координационные способности», не являющееся общепринятым. В связи с этим важно подчеркнуть, что для избегания контаминации понятий следует четко дифференцировать спортивные координационные способности как редко употреблявшийся синоним ловкости [2] или координированности [10] и ранее не выделяемый в психолого-педагогической науке вид базовых (универсальных, общих) координационных способностей, фундирующийся на законах и принципах КПР. Эволюция базовых селективных координационных способностей в сенсорно-перцептивном, когнитивном, коммуникативном, творческом и других видах деятельности рассматривается автором статьи в качестве главного фактора культурно-исторического развития человека, как в онтогенезе, так и в антропогенезе. Поэтому, даже говоря о двигательной координационной способности с позиций новой парадигмы развития, мы выходим далеко за рамки предмета спортивной психологии. Например, в условиях активного действия субъекта координационная способность его реципирующей системы осуществлять двигательную динамическую селективную координацию со свойствами воздействующих предметов и явлений играет ведущую роль в формировании адекватного психического образа и восприятии предметного мира в целом. Поэтому изучение универсальных координационных способностей мозга, организма, психики, личности человека должно стать предметом комплексных междисциплинарных научных исследований.
(С. 154 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)
Говоря об изучении координации движений в спортивной психологии, с методологической точки зрения было бы более корректно указывать дескриптор «спортивные» координационные способности или использовать профессиональный термин «координированность» [10].
При этом важно понимать, что новый путь эволюции человека не может проходить только через развитие физических координационных способностей, ставших миллионы лет назад важной предпосылкой для превращения обезьяны в человека (бипедия — прямохождение гоминидов). Дальнейшая эволюция Homo sapiens прошла через развитие социальных форм и способов селективной динамической координации и привела к появлению орудий, знаков и, соответственно, образованию новых социально опосредованных координационных связей, таких, например, как «знак — объект — интерпретанта». На этой основе возникли новые координационные способности, обусловившие появление второй сигнальной системы, мышления, речи и других высших психических функций человека.
Примером формирования новых социально опосредованных координационных связей является появление в истории человеческой цивилизации особого типа селективной координации — товарообмена, денежного обращения, договоров (соглашений) и, соответственно, правовой, экономической и политической системы, основанной на договорных отношениях. Договор по сути есть акт координации (согласования) и результат эволюции социальных форм и способов селективной динамической координации, возникших на уровне новых политических, правовых, социально-экономических координационных связей и соответствующих координационных способностей человека, например дипломатических, юридических, экономических и др., которые составляют психологическую базу современной цивилизации. Поэтому мы полагаем, что будущее человека и сегодня детерминируется развитием в его деятельности новых форм и способов динамической селективной координации и соответствующих координационных способностей, которые позволяют осуществлять селекцию и согласование комплементарных противоположностей на природном, социальном и духовном онтологических уровнях по закону хиазмы и ее обращения (революции) [25; 28]. Создавая в настоящем условия для их формирования, мы фактически детерминируем будущее. Это и есть инновационные технологии формирования будущего, не требующие, в отличие от трансгуманизма, выхода за пределы человеческой сущности к постчеловеку, равно как и возврата к эволюционным механизмам гоминидов.
