- •Тема 1. Назначение судебного заседания
- •2. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу и разрешение им вопроса
- •3. Основания и порядок проведения предварительного слушания
- •4. Основания для возвращения уголовного дела прокурору
- •5. Назначение судебного заседания
- •6. Действия судьи по подготовке судебного заседания
- •Тема 2. Судебное разбирательство
- •1. Сущность, задачи и значение стадии судебного разбирательства
- •2. Общие условия судебного разбирательства.
- •3. Структура судебного разбирательства. Подготовительная часть судебного разбирательства.
- •4. Судебное следствие: понятие, задачи, значение, основные судебные действия
- •5. Прения сторон. Последнее слово подсудимого.
- •6. Постановление и провозглашение приговора.
4. Основания для возвращения уголовного дела прокурору
Одно из значимых решений, которое может быть принято по результатам предварительного слушания, – постановление о возвращении уголовного дела прокурору. В нем констатируется невозможность назначения судебного заседания ввиду существенных нарушений, допущенных в ходе досудебного производства.
В ч. 1 ст. 237 УПК перечислены основания для возвращения судом (по собственной инициативе или ходатайству стороны) уголовного дела прокурору.
Во-первых, таковым (и самым распространенным в правоприменении) является составление обвинительного заключения (акта, постановления) с нарушением требований уголовно-процессуального закона, что исключает возможность постановления судом итогового решения по данному уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК). Это основание подлежит расширительному толкованию[1]. Уголовное дело подлежит возвращению прокурору ввиду любых неустранимых судом существенных нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных в течение осуществления всей процессуальной деятельности в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, при условии, что они препятствуют проведению судебного разбирательства.
В частности, исключается возможность вынесения судебного решения в случаях, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении (акте) не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление не подписаны следователем (дознавателем), обвинительное заключение не согласовано с руководителем следственного органа либо не утверждено прокурором, обвинительный акт или обвинительное постановление не утверждены начальником органа дознания или прокурором; в обвинительном заключении (акте, постановлении) отсутствуют указание на прошлые неснятые и непогашенные судимости обвиняемого, данные о его месте нахождения, сведения о потерпевшем, если он был установлен по делу[2].
Во-вторых, по мнению законодателя, основанием для возвращения уголовного дела прокурору выступает невручение копии обвинительного заключения (акта, постановления) обвиняемому, за исключением случаев, когда он уклонился от получения данного документа (п. 2 ч. 1 ст. 237 УПК). Отсутствие в материалах уголовного дела расписки о вручении копии обвинительного заключения (акта, постановления) также не может служить основанием для возвращения уголовного дела прокурору при условии, что обвиняемый подтверждает факт ее вручения[10].
Нарушение в виде невручения копии обвинительного заключения (акта, постановления) иным участникам, по смыслу данной нормы, подлежит исправлению судьей самостоятельно.
В-третьих, неустранимым для суда препятствием является необходимость составления обвинительного заключения (акта) по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера (п. 3 ч. 1 ст. 237 УПК). Примечательно, что в противоположной ситуации, когда в ходе судебного разбирательства дела, поступившего с обвинительным заключением, будет установлено, что подсудимый во время совершения деяния находился в состоянии невменяемости или у подсудимого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, суд выносит постановление в порядке, предусмотренном главой 51 УПК, не возвращая дела прокурору. Однако если указанные обстоятельства будут установлены по делу, поступившему с обвинительным актом, такое дело подлежит возвращению прокурору, поскольку по делам данной категории производство предварительного следствия обязательно[12].
В-четвертых, в качестве обстоятельства, не позволяющего суду рассмотреть дело, может выступать необходимость его соединения с другим делом, находящимся в производстве органов следствия или дознания (п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК РФ). В этом случае должны присутствовать основания, предусмотренные ст. 153 УПК. Однако, если наличествует случай, когда суд вправе соединить уголовные дела в силу ст. 2392 УПК, решение в порядке п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК не принимается.
В-пятых, неразъяснение обвиняемому (при ознакомлении его на этапе предварительного расследования с материалами уголовного дела) прав, предусмотренных ч. 5 ст. 217 УПК, влечет возвращение уголовного дела прокурору (п. 5 ч. 1 ст. 237 УПК) Вместе с тем не следует рассматривать это нарушение в качестве безусловного основания для принятия соответствующего процессуального решения. Если на предварительном слушании возможно восстановление прав обвиняемого, то не усматривается препятствий для назначения судебного заседания[13].
В-шестых, уголовное дело возвращается прокурору, если судом усматриваются основания для квалификации действий обвиняемого (лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера) как более тяжкого преступления (общественно опасного деяния) (п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК). Об этом может свидетельствовать: 1) описание уже ранее установленных следствием либо дознанием фактических обстоятельств в обвинительном заключении (акте, постановлении), постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, либо 2) установление в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства новых соответствующих фактических обстоятельств (п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК).
