Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Востока.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.01.2026
Размер:
411.89 Кб
Скачать
  1. Исламский Эмират Афганистан: внутренняя и внешняя политика (1996–2001, с 2021)

Период 1996–2001 (первое правление)

Внутренняя политика характеризовалась установлением жёсткой теократии на основе радикального толкования ханафитского шариата. Вся власть была сосредоточена в руках эмира Мухаммеда Омара. Общественная жизнь подверглась тотальному контролю: женщинам было запрещено работать и получать образование, введены строгие правила ношения паранджи. Действовала система публичных наказаний. Культурное наследие, не соответствовавшее исламским нормам, уничтожалось, что наиболее ярко проявилось в разрушении Бамианских статуй Будды. Экономика де-факто зависела от производства опиума и контрабанды.

Внешняя политика была конфронтационной. Режим получил официальное признание только от Пакистана, Саудовской Аравии и ОАЭ. Ключевым фактором стала поддержка террористической сети «Аль-Каида» и предоставление убежища Усаме бен Ладену. Отказ выдать его после терактов 11 сентября 2001 года привёл к военной интервенции США и их союзников, завершившейся падением эмирата.

Период с 2021 года (второе правление)

Внутренняя политика после возвращения к власти сохранила основные черты прежнего режима, но в условиях отсутствия международного признания. Было сформировано «временное» правительство, состоящее исключительно из членов движения «Талибан». Права женщин и девочек систематически ограничиваются: запрещено среднее и высшее образование, работа в государственном и большинстве частных секторов, свободное передвижение. Действуют строгие религиозные предписания в одежде. Политические свободы отсутствуют, инакомыслие подавляется. Страна переживает глубокий экономический и гуманитарный кризис из-за замороженных активов и прекращения международной помощи.

Внешняя политика стала более прагматичной и ориентированной на региональных игроков, при полном отсутствии дипломатического признания. Режим развивает отношения с Китаем (интересы в добыче полезных ископаемых), Россией (диалог по вопросам безопасности), Ираном и странами Центральной Азии. С Западом отношения остаются замороженными из-за санкций и требований соблюдения прав человека. Талибы стремятся участвовать в международных форумах, чтобы добиться легитимации, но без выполнения ключевых условий мирового сообщества.

Заключение

Таким образом, внутренняя политика Исламского Эмирата в оба периода остаётся неизменной в своей основе — это построение изолированного теократического государства с жёсткими социальными ограничениями. Главное различие заключается во внешнеполитической стратегии: от открытой конфронтации и изоляции в 1990-х до активного, хотя и пока неуспешного, поиска экономических и политических связей с соседними странами после 2021 года, при сохранении конфликта с Западом.

41) Эконмическая модернизация Турции в конце 20-начале 21 века. Реформы Тургута Озала.

После вторжения иракских войск в Кувейт в августе 1990 Турция присоединилась к эмбарго ООН в отношении Ирака, закрыв проходящие по территории Турции нефтепроводы для транспортировки иракской нефти. Кувейтское правительство в изгнании согласилось компенсировать Турции потери от этой акции. В ответ на дополнительную помощь со стороны Кувейта, составившую ок. 300 млн. американских долларов, Турция разрешила вооруженным силам США использовать военные базы на своей территории во время войны в Персидском заливе в 1991.

На выборах в октябре 1991 Партия отечества утратила абсолютное большинство в парламенте. Наибольшее число мест завоевала Партия верного пути, за ней шла Партия отечества, а третьей по числу мандатов была Социал-демократическая народническая партия. В ноябре Партия верного пути и Социал-демократическая народническая партия сформировали коалиционное правительство во главе с С.Демирелем.

В начале 1993 президент занялся активной внешнеполитической деятельностью. В феврале Озал посетил балканские государства, где объявил об исторической ответственности Турции перед балканскими мусульманами и оказал им моральную поддержку в борьбе с сербами. В апреле Озал посетил Азербайджан, а также другие тюркоязычные республики бывшего СССР, высказавшись в защиту позиции Азербайджана в его вооруженном конфликте с Арменией. Озал скоропостижно скончался 17 апреля 1993 от сердечного приступа. 16 мая 1993 парламент избрал новым президентом Турции Сулеймана Демиреля. Место лидера Партии верного пути заняла Тансу Чиллер, ставшая первой в истории Турции женщиной премьер-министром. Она вступила в должность в июле, возглавив коалиционное правительство, сформированное при участии Социал-демократической народнической партии.

В 1994 в стране разразился валютно-финансовый кризис, ставший итогом открыто проводившейся с конца 80-х годов политики экономического популизма, целью которой являлось поддержание экономического роста в стране за счет искусственного расширения емкости внутреннего рынка. Кризис и последовавшая за ним девальвация турецкой лиры, которая привела падению ВВП и снижению доходов большинства населения, во многом предопределили победу на выборах в декабре 1995 религиозной оппозиционной Партии благоденствия. Возглавляемая исламистом Неджметтином Эрбаканом, она получила относительное большинство голосов (21%), но при этом ни одна партия не получила достаточно мандатов, чтобы сформировать правительство. После нескольких месяцев политических маневров Эрбакан и Чиллер пришли к соглашению о создании коалиционного правительства. 28 июня 1996 Эрбакан стал премьер-министром от исламистской партии, что случилось в Турции впервые со времен Первой мировой войны.

Внутри страны Эрбакан поддерживал усиление влияния ислама, а на международной арене проводил политику на сближение с Ираном и другими мусульманскими государствами. Встревоженный таким развитием событий, Совет национальной безопасности, в котором преобладают военные, в марте 1997 предъявил Эрбакану перечень из 20 требований, включавших ограничение деятельности религиозных организаций, строгое следование законам, запрещающим ношение религиозной одежды в общественных местах, закрытие ряда духовных школ, свертывание отношений с Ираном и обеспечение независимости судебной системы. Опасаясь возможности очередного военного переворота, Эрбакан принял требования Совета национальной безопасности.

В июне 1997 возглавлявшаяся Эрбаканом коалиция распалась, и ему пришлось уйти в отставку. В июле было сформировано новое правительство из представителей оппозиционной Партии отечества и двух мелких партий: Демократической левой и Демократической партии Турции, которые оттеснили от власти более крупные Партию благоденствия и Партию верного пути из прежнего блока. Премьер-министром был назначен лидер Партии отечества Месут Йылмаз, обещавший возвращение к светским духовным ценностям. В период пребывания у власти правительства М.Йылмаза было принято решение о совмещении сроков проведения парламентских и местных выборов. Датой их проведения было назначено 18 апреля 1999. 25 ноября 1998 правительство Йылмаза под давлением оппозиции было отправлено в отставку. В январе 1999 Б.Эджевит, возглавлявший входившую в правительственную коалицию Демократическую левую партию (ДЛП), сформировал новое правительство меньшинства, которое и оставалось у власти до 18 апреля. По итогам выборов наибольшее число голосов набрала партия Эджевита, который таким образом возглавил коалиционное правительство, куда, помимо лидеров ДЛП, вошли также представители Партии националистического движения (ПНД) и Партии отечества (ПО). «Правительство согласия» предприняло попытки провести необходимые реформы в социальной и экономической областях. Его основным достижением следует считать значительный прогресс, достигнутый на протяжении первой половины 2000-го в сфере финансовой стабилизации, обрести которую Турции так и не удалось со времен кризиса 1994. В мае 2000 на должность 10-го президента Турции был избран бывший председатель Конституционного суда Ахмед Неждет Сезер.

Конец 2000 обнаружил непрочность достижений правительства на пути финансово-экономической стабильности. К тому же достоянием общественности стали разногласия президента и премьер-министра по некоторым проблемам государства и общества в Турции. В итоге в феврале 2001 в Турции разразился тяжелейший валютно-финансовый кризис. В целях стабилизации экономического положения на пост государственного министра по вопросам экономики был назначен занимавший пост вице-президента Всемирного банка К.Дервиш. Под его руководством была разработана и начала осуществляться «Программа построения сильной экономики Турции». По предложению правительства Б.Эджевита было принято решение о проведении в Турции досрочных парламентских выборов 3 ноября 2002. Итоги выборов убедительно показали степень разочарованности избирателей правившей коалицией, которая не смогла предотвратить болезненного кризиса 2001. По итогам выборов в парламент прошли лишь две партии, не имевшие отношения к управлению страной в кризисный период – происламская Партия справедливости и развития (ПСР, 34,3% голосов) и Народно-республиканская партия (НРП, 19,4% голосов). Получив 363 из 550 мест в парламенте, ПСР смогла самостоятельно сформировать правительство. Генеральный председатель ПСР Т.Эрдоган не смог возглавить правительство, поскольку в 1998 он был осужден на 10 месяцев тюремного заключения за публичное чтение стихов религиозного содержания. Судимость за идеологические преступления в соответствии с действовавшим на тот момент положением конституции являлась препятствием для избрания в парламент. Поэтому сформированное ПСР правительство возглавил ближайший сподвижник Эрдогана Абдулла Гюль. Новый парламент, контролируемый ПСР, вскоре принял поправку к Конституции, снимавшую ограничение на право Эрдогана избираться в парламент. После избрания депутатом на промежуточных выборах в иле Сиирт, в марте 2003 он занял пост премьер-министра.

Настороженные ожидания в связи с приходом к власти на сей раз после сформирования однопартийного правительства происламской партии вскоре сменились робкой констатацией его успехов как в социально-политической так и в экономической сфере. Не оправдав опасений в экономическом популизме и политическом авантюризме, которые во многом основывались на предвыборной программе ПСР, правительство продолжило линию на развитие сотрудничества с МВФ и укрепление финансовой стабилизации, на обеспечение членства Турции в ЕС посредством укрепления в стране демократии, проявило гибкость в решении ряда застарелых внешнеполитических проблем, например, в отношениях с Грецией, Сирией, по кипрскому урегулированию. Видимо, ПСР, будучи новой партией, не связанной внешнеполитической традицией турецкого истэблишмента, сумела в качестве партии власти с пользой для себя отказаться от определенных устаревших стереотипов и проводить более эффективную внешнюю политику. И хотя время для окончательных оценок пока еще не наступило, на данный момент следует согласиться с оценкой, высказываемыми многими наблюдателями, суть которых сводится к тому, что по иронии судьбы, кемалисты старой формации, которые на протяжении 80 лет говорили о необходимости модернизировать и вестернизировать Турцию, по многим позициям превратились в реакционеров, тогда как исламисты перехватили лидерство в осуществлении в стране реформ прозападного толка.

В августе 2007 11-м президентом Турции был избран кандидат от правящей происламской Партии справедливости и развития (ПСР), глава МИД Турции Абдулла Гюль в ходе третьего тура, состоявшегося в парламенте. Он утвердил новый состав правительства республики во главе с премьер-министром Реджепом Эрдоганом.

Реформы Т. Озала. Ход реформ. Некоторые меры реформ Озала: 1) Ограничение участия государства в экономике. Ему отводились области, где частные компании вряд ли получили бы приемлемые доходы: здравоохранение, образование, коммунальное обслуживание, промышленная инфраструктура и оборонная промышленность. 2) Реорганизация государственных предприятий в самостоятельные акционерные компании. 3) Принятие законов о приватизации и аренде. Например, в 1985 году принят Закон №3226, который вводил лизинговую форму аренды движимой и недвижимой собственности местными и иностранными арендаторами. В ноябре 1985 года вышел Закон №3238, который предусматривал ликвидацию монополии в оборонной промышленности и открытие её частному сектору, в том числе иностранному капиталу. 4) Поощрение иностранных инвестиций. 5) Разработка и внедрение в жизнь проекта земельной реформы , направленной на развитие юго-восточных районов страны. 6) Направление субсидий в экономику для роста экспорта, ранее она обеспечивала только нужды самой страны.

Озал также организовал «торговую миссию»: осуществлял официальные поездки в зарубежные страны совместно с предпринимателями, чтобы ознакомить их с миром бизнеса и конкуренции.

Плюсы. Некоторые положительные результаты реформ Озала: 1) Повышение эффективности производства. Реформы позволили стране отказаться от государственного контроля в экономике и начать развивать рыночные механизмы регулирования. 2) Расширение экономических связей с мировым рынком. Озал принимал меры, чтобы устранить барьеры, мешавшие увеличению экспорта, и стимулировал его. 3) Рост благосостояния населения. 4) Формирование предпринимательского класса в стране. Предприниматели Турции, десятилетиями работавшие в условиях закрытой государственной системы, стали знакомы с системой международного бизнеса. 5) Развитие внешнеполитических связей с другими государствами. Благодаря политике Озала сформировалась идея, что Турция может быть региональной или даже мировой державой.

Некоторые отрицательные последствия реформ Озала: 1) Рост инфляции и бюджетного дефицита. Были приняты строгие меры для обуздания инфляции (высокие процентные ставки, низкая заработная плата), ужесточён контроль над использованием валюты. 2) Усиление социального расслоения общества — не все смогли преуспеть в жизни. 3) Рост коррупции в государственном аппарате. На этом стали играть исламисты и националисты, пытаясь внести изменения в расстановку политических сил в Турции. 4) Рост внешнего долга — быстрое развитие промышленности было обеспечено внешними кредитами, в частности, кредитами Международного валютного фонда.

При этом не все реформаторские замыслы были реализованы, и в 1990-е годы Турецкая Республика столкнулась с новыми экономическими и социальными проблемами, которые имеют истоки нерешенности в предшествующем периоде.